Сучжоу – город, в котором гениально готовят пельмени…

В самом крупном из нестоличных городов мира, никогда никуда не торопящимся, побывал корреспондент «Новых Ведомостей»

Этот город знает себе цену, многих побеждает, но ни с кем не соревнуется, и в этом смысле он, конечно, самый не китайский из всех китайских городов, где получилось побывать. Еще его зовут азиатской Венецией.

…Боже, какие в Сучжоу вкусные пельмени. Внешне похожие на наши вареники, только их жарят и они чуть поменьше. И зимой и летом лепят их там же, где и жарят, а жарят на огромной, вынесеной на улицу чугунной сковороде и подают на изящных, сплетёных из соломы тарелочках. Показываешь повару скрещенные указательные пальцы, это на китайском 10 и…через несколько, буквально, секунд начинаешь удивлённо озираться – а кто же это мне помог-то так с едой? После тяжёлого вздоха, о где теперь будем делать талию, скрещиваешь пальцы ещё раз…

В общем, мне в уездном городе С., как вы понимаете, сразу понравилось, и подпал под его обаяние я практически сразу. А уж когда прямо сразу на привокзальной площади со мной захотела сфотографироваться одна семейная пара… Лица с некитайской внешностью всё ещё вызывают в Китае искренний и доброжелательный интерес. И фото с лаоваем, так китайцы называют иностранцев – событие. Правда, иногда этот интерес граничит с бесцеремонностью, но всё равно, доброжелательной. Почувствовал себя прямо Колей или Филиппом…

А “добил(ся)” меня этот город, когда в одном из садов, поверьте мне на слово, придумать такое невозможно, стал свидетелями совершенно потрясающей сцены. На длинном, с пологими спусками мостике через канал, молодой китайский папаша, на секунду замешкавшись, выпустил из рук коляску с ребёнком. Ну и она покатилась вниз. Сразу сообразив, что чаду ничто не угрожает, папаша среагировал совершенно фантастически – быстро оббежав коляску и спустившись вниз, он стал ждать её, снимая спуск на телефон, и ржал при этом в голос. Через секунду заржал уже и я. Много видел в жизни китайских реплик, но вот “Броненосца Потёмкина” увидел в первый раз. Хорошо, что мамы рядом не было…

Понятно, что в первый раз мы ехали в Сучжоу не за пельменями (потом уже, случалось, ездили только на них, и это не казалось чем-то особенным – съездить перекусить за сто с лишним километров, при том, что при наличии смартфона поесть в Китае можно не вставая с кровати – они того стоили), тем более, что про них ничего и не слышали. Осваивали шанхайские окрестности. Да к тому же кто-то из нашей компании где-то вычитал старинный китайский рекламный слоган, точнее, не слоган, а пословицу – На небе рай, на земле Ханчжоу и Сучжоу… Рассудив, что в раю может не получиться обменяться впечатлениями, а Ханчжоу отложив на потом, так вот и оказались в Сучжоу. Ни разу потом не пожалели и не раз потом ещё ездили. И если все остальные поездки по Китаю были вызваны, так или иначе, необходимостью, то в Сучжоу чаще всего гоняли просто так. Побродить. Ну, или поесть, и нет в этом ничего плохого…

Сучжоу мне показался… Знаете, какое-то количество лет назад в Мадриде я стал свидетелем такого соло на асфальте… Испанская столица, середина недели, разгар рабочего дня, трудовая суета вокруг, ну, насколько вообще можно себе представить суетливо трудящихся испанцев, и тут – Он. В центре всего. Ему где-то 65+. Он прекрасно выглядит.  Элегантная шляпа, идеально сидящий пиджак,  яркий, но, ни в коем случае, не кричащий галстук, брюки от хорошего, это видно, портного, стильные туфли, в пальцах сигара в три обхвата. Он не идёт, а шествует по кайе Гойя и – вообще – никуда – не – торопится… И Он не играет. Он так видит мир и себя в этом мире.

Вот и Сучжоу такой же. В возрасте, но прекрасно выглядит. Первые упоминания о нём датированы ещё 11-ым в. до н. э. Неброско, но дорого одетый. Считается самым крупным из нестоличных городов мира. Никуда не торопящийся. Не зря его зовут азиатской Венецией. Этот город знает себе цену, многих побеждает но ни с кем не соревнуется, и в этом смысле он, конечно, самый не китайский из всех китайских городов, где получилось побывать. Шанхай, например, буквально ежедневно успешно ставит себе, берёт новые высоты и рассказывает об этом. В Сучжоу обходятся без этой спортивной составляющей жизни, и в этом одна из его главных прелестей.

При том, что и китайского в этом городе предостаточно. Экономический рост у этого города, при всей его внешней неторопливости и отсутствии состязательности, какой-то запредельный. В самый разгар китайских реформ Сучжоу показывал 14% роста в год. Даже по китайским расценкам это что-то невероятное, а для всего остального мира это недостижимые величины. Тайху – огромное озеро, на которое съезжаются посмотреть со всего Китая (внутренний туризм здесь каких-то нечеловеческих масштабов), чуть ли не самый длинный в мире вантовый мост, деловой центр, даже не центр, а город в городе, какой-то совершенно упоительный старый Сучжоу, и жилой и туристический одновременно, в котором ты – и часть истории и участник киносъёмок…

И конечно, сады. Их с Сучжоу неприлично много и их принято считать едва ли не лучшими в Китае. Это то, что таки стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Хотя бы для того, чтобы понять, что то, что тебе выдавали за ландшафтный дизайн, таковым не является. И ландшафтный дизайнер, скорее всего, не профессия. Либо должность, либо состояние души. А хороший сад это 30 лет предварительной подготовки как минимум и только потом начинаются основные работы. Кстати, сады, если верить китайским садоводам, могут быть двух видов – статические и динамические. Вот “Сад супружеского уединения” – это чистой воды статика. Здесь хорошо вдвоём с любимой, стоя или сидя, держать друг друга за руки и молча любоваться прекрасным видом. Ну или вслух размышлять о том, где лучше поставить шкаф. А “Сад скромного чиновника” это уже динамика. Здесь смотреть по сторонам и думать о том, как же жили в императорском Китае не скромные чиновники, лучше на ходу. И также, в движении, переварить внезапное знание о том, что когда-то один из наследников всего этого великолепия проиграл его за одну ночь в маджонг. Всё-таки рок-н-ролл у китайцев в крови. Как и размах. Маджонг это такая азартная игра, внешне напоминающая наше домино.

Кстати, именно в Сучжоу я узнал, что яйца в Китае продают на вес. Да и вообще в этом городе никогда не скучно. Не в смысле весело. Здесь как и по всей стране, рано ложатся и рано встают. А в смысле интересно. Всё время что-то узнаёшь. И уездным в самом начале я назвал его, конечно же, в погоне за красным словом. Дух Сучжоу, думается, я уже ни с чем не спутаю, а это поважнее, наверное, любых официальных статусов.

И, как мне кажется, розовые очки в моём китайском гардеробе появились именно после Сучжоу…

Валерий Вингурт

Фото Юлии Сиротиной

Ранее

Следователи сообщили детали стрельбы в колледже Благовещенска

Далее

ФСБ рассекретила информацию об эстонских карателях

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru