Рынок такси в России ждет очередная революция
Реформы уже были
Напомним: в уходящем году было начато несколько крупных реформ, касающихся рынка легкового такси в России. Среди них: вступление в силу поправок, согласно которым в каждом автомобиле такси должна стоять онлайн-касса; введение налога на самозанятых в ряде регионов, а также всяческие усиления средств и методов контроля над водителями легковых такси. Кроме того, активно обсуждался масштабный законопроект, регулирующий работу такси и вводящий для водителей легкового такси обязанность иметь российское национальное водительское удостоверение и гражданство.
А таксисты — против
Однако сами водители дали понять, что не будут терпеть ухудшение условий: так, водители такси одного из крупнейших российских агрегаторов устроили массовый бойкот из-за ухудшения и без того тяжелых рабочих условий. Забастовки уже прошли в Воронеже, Клину, Брянске, Твери, Казани и других городах, причиной послужило понижение тарифов.
Сам себе занятый…
По мнению председателя Общественного совета по развитию такси в РФ Ирины Зариповой, одной из наиболее актуальных тем в настоящее время является тема самозанятого водителя такси. И это обстоятельство верхняя палата Федерального Собрания предложила учесть в соответствующем законопроекте, что и было сделано. Хотя вопросы по статусу самозанятого водителя очень много. С одной стороны, введение статуса самозанятого водителя такси поможет вывести из тени большое количество водителей и действительно водители смогут работать легально. С другой — остаются вопросы безопасности. А их кому предъявишь?
По словам Зариповой, остается достаточно непонятным, каким образом индивидуальный предприниматель будет проходить медицинский осмотр, технический осмотр транспортного средства, соблюдать все транспортные нормы.
«Да и в целом пока непонятно, как этот статус самозанятого водителя такси будет интегрирован в транспортное законодательство», — добавила эксперт.
Таким образом, одним из наиболее актуальных вопросов в настоящее время, по мнению Зариповой, является то, чтобы не только с точки зрения
налогового права все было легально, но и оказывалась бы безопасная качественная услуга.
В качестве одной из идей (в том числе предложенных в законопроекте. — Ред.) предполагается создание публичных точек для самозанятых водителей. Они вполне могут найти свою прописку или на заправках, или, к примеру, в иных местах сложившейся концентрации водителей. Там, как предполагается, такой водитель вполне мог бы с утра пройти медицинский и технический осмотр.
При более детальном рассмотрении законопроекта предполагается обязать водителей такси производить технический осмотр своего ТС один раз в полгода, но никак не на ежедневной основе, потому что «качество автомобилей действительно существенно выросло».
И статус самозанятого водителя, по мнению эксперта, не является уже чем-то новым для России, потому как де-факто он уже пришел, в пилотных регионах, таких, как Калуга, Московская область, город Москва и Республика Татарстан, он уже есть.
И особая нужда в статусе самозанятого водителя такси возникает далеко не в последнюю очередь потому, что, если взять этот рынок, то в России сейчас практически 50% водителей такси работает в тени.
Вопросы остаются
Вместе с тем, предполагаемые трудовые отношения водителей такси в настоящее время являются наиболее спорными моментами. Есть сторонники трудовых отношений, которые считают, что, если водитель работает в таксопарке, то с ним должны заключить трудовой договор, но в такси трудовых отношений уже несколько лет нет. Фактически машины сдаются в аренду, садятся водители в такси, платят за эту аренду и работают. И потому, как считает Ирина Зарипова, введение статуса самозанятых позволит решить вопрос с трудовыми отношениями, при которых водитель такси будет платить налоги как самозанятый человек, брать машину в аренду как инструмент и работать уже в легальном поле.
Как считает, в свою очередь, начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России», полковник полиции Дмитрий Митрошин, вопросы, связанные с рынком такси, следует обсуждать комплексно, потому как все в данном вопросе взаимосвязано. И очень много вопросов, в частности, относительно допуска водителей к участию в дорожном движении.
«Вопрос допуска включает в себя несколько составляющих — это вопросы подготовки и повышения квалификации, вопросы годности по медицинским показаниям, если точнее — отсутствие медицинских противопоказаний к водительской деятельности, ну, и собственно, статус самого водителя. А рынок сейчас таков, что значительный процент людей — это люди приезжие из стран ближнего зарубежья. Откровенно говоря, их квалификация порождает обоснованные сомнения в ее подлинности, соответственно задача ГАИ — обеспечить хотя бы один из механизмов, который позволит удостовериться, что у водителя есть необходимые навыки и что своей «кипучей деятельностью» он не причинит вреда жизни и здоровью не только тех, кого он перевозит, но и окружающих», — добавил Дмитрий Митрошкин.
В целом, по его словам, перед ГАИ сейчас стоит амбициозная задача: в ближайшие 5–6 лет мы хотим сократить смертность на российских дорогах в три с половиной раза. В развитых странах развитие альтернативных транспортных систем — это один из путей повышения безопасности дорожного движения.
При этом ситуацию во многом осложняет то, что на сегодняшний день инструментарий ГАИ в плане обеспечения легальности рынка такси очень сильно ограничен. Остановив водителя такси, фактически можно проверить лишь техосмотр и еще ряд некоторых документов.
Пассажиров станет меньше
Не может не настораживать и то, что почти в 65–70% случаев из тех ДТП, которые происходят с участием водителей такси, данные водители и виноваты.
В случае, если будут приняты изменения в законодательство о такси, отдельно встанет вопрос и о стоимости поездки. Во всяком случае, как заметил заместитель председателя комитета по транспорту и строительству ГД РФ Александр Старовойтов, в соцсетях уже гуляет слух о том, что из-за принятия нового Закона «О такси» стоимость проезда в машинах с «шашечками» на борту возрастет в 10–15 раз.
— И на этот счет есть вполне обоснованные опасения, — говорит эксперт. — Если стоимость поездки вырастет хотя бы на 100 рублей, то определенная часть пассажиров откажется от поездок, а если рост будет в разы, то, можно предположить, что перестанут вообще ездить.
И об этом говорят не только опросы общественного мнения, но и то, что, к примеру, в той же Тюмени до всех забастовок стоимость поездки в такси составляла 120 рублей, а после волнений выросла до 310 рублей.
А про безопасность не забыли?
Продолжая тему безопасности перевозок, Александр Старовойтов отметил, что одним из наиболее актуальных моментов настоящего времени является ситуация с проверкой легальности полученных водительских «корочек».
«Сегодня невозможно проверить удостоверение, выданное, к примеру, в Киргизии. В случае же, если мы официально введем в Закон статус самозанятого водителя такси, то вполне можно установить для всех одинаковые требования по входу на рынок, в том числе и в плане проверок легальности полученных документов.
Мы должны четко прописать какие статьи по Уголовному кодексу, то есть какие виды статей должны быть запрещены для работы в такси. В Законе также до сих пор не отражены возможности для лиц с ограниченными возможностями работать в такси, есть ряд иных нюансов, которые надо урегулировать», — добавил парламентарий.
Кроме того, считает он, необходимо хоть как-то прописать в законодательстве и вопрос стоимости поездки.
«Мы периодически сталкиваемся с ситуациями, когда машина с логотипом Яндекса, Убера и т.д. на самом деле не работает с данным агрегатором, а пассажиру-иностранцу выставляют счет 13, 18, 50 тысяч рублей. Это негативно влияет и на туристическую привлекательность страны.
Надо бы, к примеру, сделать аналогично тому, что сделано в Минске, когда прямо на остановках общественного транспорта пассажир видит примерную стоимость поездки до той или иной точки. Она, конечно, может отличаться в зависимости от погодных условий, от праздников. Подобное вполне можно реализовать с тем же Общественным Советом по развитию такси, с органами государственного управления», — считает Александр Старовойтов.
«В Минске количество нелегалов благодаря выше упомянутой мере сократилось кратно. Но в России соответствующей инициативе противятся аэропорты. В московских аэропортах пока что полный бардак. Часто бывает, когда машина приезжает не та, которая указана в мобильном приложении, и ответственность за это в итоге не несет никто. Часто на пассажира там буквально нападают люди, не имеющие вообще разрешения на подобного рода перевозки», — также отметил эксперт.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, в свою очередь, высказал точку зрения, что без повышения стоимости такси добиться безопасности поездок невозможно.
«При нынешней стоимости проезда, обеспечить безопасность данной поездки практически невозможно. Это надо понимать. Поэтому какие-то изменения должны произойти. Мы как пассажирское сообщество говорим о том, что в любом случае стоимость поездки вырастет. Потому что сейчас водителю, чтобы заработать достойные деньги, приходится перерабатывать, отчего водитель не высыпается, попадает в ДТП, подвергая опасности не только себя, но и пассажиров», — сказал Илья Зотов.
Герман Напольский
“Новый вторник”