Краткий путеводитель по виртуальному Клондайку.
Глава вторая. Кто автор – Сатоши Накамото или «чистый» Майк?
Сейчас все кто ни попадя стали высказывать свои «кочки зрения» по поводу криптовалют. Мол, их изобрели еще в компьютерных играх. Известный в виртуале колумнист «Компьютерры онлайн» Берд Киви (тоже не слабо зашифрованный нерд) пишет:
«В середине прошлого десятилетия в области виртуальной валюты произошёл своеобразный экономический бум – но исключительно благодаря огромной популярности крупномасштабных онлайновых многопользовательских игр. То есть поклонников Second Life очень заинтересовали Linden-доллары, любители World of Warcraft занялись накоплением тамошнего “золота”, энтузиастов игры Entropia стала волновать виртуальная валюта PED и так далее».
«Птица Киви» скрывает от читателя, что на самом деле криптовалюта была придумана еще советскими детьми дошкольного возраста и называлась она – «фантики». Фантики от конфет в те времена ценились малыми ребятами. В них играли так – фантик сворачивался в квадрат, а затем надо было, подбрасывая его особым способом, накрыть лежащий на столе чужой фантик. Попал – забираешь оба фантика себе. У умельцев сей увлекательной игры были огромнейшие коллекции фантиков, их можно было обменять на что –нибудь ценное, например, на перочинный ножичек или заморскую диковину – жвачку. То есть фантики были настоящей детской криптовалютой. Дорожка шагов – «фантик – бабблгам – фантик», ничуть не хуже марксовой формулы «деньги-товар-деньги».
Коллекционировали еще железные пробки от лимонада и пива. Их об стенку кидали и надо было, чтобы пробка перевернулась… Эх, жалко времени в обрез, надо ведь успеть до Нового Года про биткойны все выведать и читателям «НВ» рассказать, а то я про счастливое детство в советские времена долго рассказывать могу…
Так вот – возвращаемся к криптоистории криптовалюты. По легенде биткойны изобрел некто по имени Сатоши Накамото.
«Есть много способов делать деньги деньги : заработать, найти, подделать, украсть. Или, если вы Сатоши Накамото, изобрести. Что он и сделал вечером 3 января 2009 года, когда нажал кнопку на кейборде и создал новую валюту под названием Bitcoin… Там не было никакой бумаги, меди, или серебра(то есть тех материалов, из которых обычно изготавливают официальные деньги – В.П.)- лишь тридцать одна тысяча строк кода в Интернет- объявлении» .
Так пишет Джошуа Дэвис, корреспондент знаменитого американского журнала «Нью-Йоркер». Дэвису похоже удалось найти настоящего, а не мифического автора биткойн-валюты. Историю этих поисков я расскажу со слов Берда Киви, который получше меня владеет американским языком и первым набрел на статью Дэвиса.
Сначала Дэвис расспросил о Биткойне лучших специалистов в криптографии и программировании. И они в один голос сказали, что эта штука посильней Фауста Гете. Вот как охарактеризовал автора открытого кода системы Биткойн знаменитый хакер Дэн Камински: “Это программист мирового уровня – с глубоким пониманием языка C++, знающий экономику, криптографию и пиринговые сети… Или это сильная команда из нескольких человек, или этот парень просто гений”. Камински, то ли из вредности, то ли по наводке спецслужб, долго и безуспешно пытался взломать код Биткойна, но не смог этого сделать и с досады разбил любимый нотбук об свою бестолковку(шутка!).
Гений мифического Сатоши признал и Стюарт Хабер, сотрудник лаборатории Хьюлетт-Паккард в Принстоне и по совместительству директор IACR, Международной ассоциации криптологических исследований: “Кто бы ни сделал данную систему, сделано это с явно глубоким пониманием криптографии. Они проштудировали академические статьи, обладают острым интеллектом и скомбинировали известные концепции подлинно новаторским образом”.
Дэвис спросил Хабера, кто бы мог сварганить такую суперскую криптосеть, и тот посоветовал ему поискать автора среди участников криптографической конференции Crypto 2011 в Санта-Барбаре. Оказывается, в этом городке не только мыльные оперы снимают.
Дэвис списал себе в блокнотик всех участников конференции и стал сравнивать стиль их онлайн переписок со стилем переписок Сатоши в сети Биткойн.
Выяснилось, что за два года Сатоши написал в интернете около 80 тысяч слов на безупречном английском языке, сделав всего лишь несколько опечаток. Дэвис вполне обоснованно предположил, что это носитель английского языка.
Дэвис также углядел, что в код первых Биткойнов( так называемый «код генезиса») была встроена цитата из лондонской газеты «Таймс» от 3 января 2009 года, посвященная очередной неудачной попытке английского правительства выбраться из экономического кризиса. И это тоже подтверждало версию, что автор Биткойна – англичанин.
И самое главное – во всех посланиях Накамото употребляется «британский спеллинг, то есть отличающееся от американского написание слов вроде “цвет”, “вкус” и так далее (“colour”, “flavour”, а не “color”, “flavor”). Наконец, практически все его комментарии на форумах стабильно появлялись после окончания обычного рабочего времени на Британских островах». Это я цитирую Берда Киви, а от себя хочу добавить, что я и не знал, что американцы такие примитивные упрощенцы. Хотя по-английски они говорят понятней, чем сами англичане. Те согласные на конце слов не произносят, ну то есть – не «калар, флэйвар», а «кала, флэйва». Как-то это странно, товарищи. Ну если ты не произносишь букву, то и не пиши ее, не трать чернила! Русские люди–то твердый знак в конце слов отменили, а англичане еще не доросли до таких языковых инноваций. Недаром великий полководец Кутузов британцев не любил.
Ну, в общем, дотошный Дэвис стал смотреть списки участников конференции и выяснил, что из Англии и Ирландии приехало всего девять человек. Шестеро из них были из Бристольского университета, с Дэвисом они охотно болтали, но в Биткойне не разбирались. Еще двое вообще никогда серьезных программистских проектов не разрабатывали.
И остался в списке Дэвиса только один участник – Майкл Клир(Clear), что по – ненашему означает «Чистый». И стал Дэвис выводить его на чистую воду.
Он залез в интернет и выяснил все, что только мог о Клире.
Майкл Клир оказался аспирантом-криптографом из Тринити-колледжа в Дублине, то есть в Ирландии, стране, где делают неплохое пиво, на мой взгляд.
«В 2008 году Клир был назван лучшим студентом Тринити в области программирования и компьютерных наук. На следующий год он был нанят банковской сетью Allied Irish Banks для улучшения их программы валютного трейдинга. И, наконец, он же был соавтором академической статьи, посвящённой пиринговым технологиям (и в этой статье устойчиво применялся британский спеллинг)».
Короче, оказалось, что это Клир – просто самородок и вундеркинд, вроде нашего Гриши Перельмана. То есть разносторонний нерд типа Юлия Цезаря. Он разбирался в экономике, в финансах, в криптографии, в пиринговых сетях.
И Дэвис почуял, что вышел на след искомого «Сатоши Накамото». Но он не стал его с ходу пугать разоблачением и требовать, чтобы «Гюльчатай открыла личико». Он Клиру написал по емейлу, что он из «Нью- Йоркера» и хочет поговорить о Биткойне со специалистом. Клир согласился.
Они встретились у конференц-зала. Клир оказался длинноволосым парнем, походим на Роберта Планта из Led Zeppelin, естественно в молодые годы. Кстати, по моему глубокому убеждению, от таких кудрявых длинноволосиков только и жди неприятностей.
В общем, они побеседовали за кружкой ирландского эля. Клир сначала пытался отшить Дэвиса, заявив, что в последнее время Биткойном не интересовался, сосредоточившись на гомоморфном шифровании, новой криптотехнологии для защищенного облачного компьютинга. Корреспондентов «Нью-Йоркера» специально обучают не бить в морду за такие слова, и Дэвис постепенно перевел беседу в политкорректное русло.
Я сейчас предоставлю слово Берду Киви, потому что тут важны нюансы беседы.
«В конце концов, журналисту надело ходить кругами, и он решил перейти к сути. Вообще-то, сказал Дэвис, он разыскивает Сатоши Накамото и предполагал, что тот должен появиться на конференции Crypto 2011… В ответ на этот заход Клир не проронил ни слова.
Тогда вопрос был поставлен уже совершенно прямо: “Так это вы Сатоши?” Теперь вместо ответа Клир рассмеялся, но при этом опять ничего не сказал. Тогда наступила неловкая тишина. “Если хотите, я с удовольствием сделаю для вас обзор системы”, – предложил Клир вместо ответа. “Я бы мог вам обрисовать, что я думаю на данный счёт”.
Явно разочарованный таким ответом, Дэвис тем не менее согласился и с таким предложением».
Через неделю Клир прислал свой отчет и в общем повторил все то, что Дэвис уже слышал от других экспертов. Дэвису надоело играть в угадайку и он напрямую спросил Клира, не скрывает ли он под личиной ягненка волчью харю.
И услышал нечто двусмысленное, прямо как в известном математическом парадоксе лжеца: “Я не Сатоши. Но даже если бы я им и был, то все равно этого вам бы не сказал”.
И дальше стал заниматься откровенной разводкой не по понятиям, мол личность Сатоши не имеет никакого значения, что в этом весь цимес Биткойна, и что Биткойн-валюта столь же неуловима, как и ее создатель, и что учение Сатоши всесильно, потому что верно.
Я вам так скажу – по всему выходит, что «чистый» Майк и есть неуловимый Сатоши Накамото. Хорошую работу проделал американский журналист, по косвенным признакам вычислил анонимного изобретателя Биткойна. Его теперь, наверное, в ЦРУ пригласят, или в АНБ. Я Дэвиса имею в виду. А по Майклу Клиру Роскомнадзор плачет.
Есть и другие версии, например, еще один американец, Тед Нельсон, считает что Сатоши – это японский математик Шиничи Мочидзуки, потому что тот решил одну сложную математическую проблему и сразу ушел в тень, точно так же как и Сатоши. Но это вряд ли. Мочидзуки – узкий специалист, он чисто математический нерд, и затевать виртуальную конспирологию не в его стиле. Так что я лично верю в версию Джошуа Дэвиса.
Вот такая история, хотите верьте, хотите нет.
Если вам интересно, то можно еще поразмышлять о том, а не стоят ли за этим ирландским парнем какие-то темные силы зла, и не хотят ли они погубить прогрессивное человечество и разорвать на мелкие кусочки нашу необъятную Родину.
В общем-
To be continued…
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
проводник по виртуальному Эльдорадо