«Черный лебедь» Евгения Зевина. Коронавирус

По мнению художника, человечеству придется научиться жить заново

Народный художник России Евгений Михайлович Зевин остро переживает вызовы времени. Под впечатлением происходящего написал картину «Черный лебедь. Коронавирус».

Вот, что мастер рассказал корреспонденту «НВ»:

– За мои семьдесят лет сменилось несколько эпох, периодов времени, и в каждом из них приходилось учиться жить заново. Время с каждым прожитым годом течет все быстрее – темп, ритм, движение, краски, – все должно соответствовать данному моменту.

Современные события, которые потрясли всё наше существование, настолько грандиозны! В голову приходит сюжет: на нашу землю прилетел Черный лебедь и возвестил о коронавирусе. В моих произведениях редко бывает что-то страшное, но Черный лебедь действительно принес нам беду…

Древнее изречение: «Редкая птица на земле, подобная чёрному лебедю», принадлежит Ювеналу. А Нассим Талеб, американский философ в 2007 году  «Черным лебедем» назвал теорию, которая рассматривает трудно прогнозируемые и редкие события, имеющие большие последствия в дальнейшем. По мнению Талеба, «Черный лебедь» – это значимые вехи в истории человеческой цивилизации: Первая Мировая война, распад Советского Союза, появление Интернета, атака 11 сентября и Мировой экономический кризис… И,  вот, теперь к этому прибавляется еще одно …

«Черный лебедь. Коронавирус». Март, 2020

Евгений Михайлович Зевин родился 23 февраля 1947 года в Москве. После  художественной школы на Кропоткинской – Московский архитектурный техникум, затем Архитектурный институт. Диплом защищал под руководством выдающегося архитектора-конструктивиста Константина Мельникова. Ещё в 30-е годы произведения Мельникова посчитали формализмом.

– Яркая личность, Мельников всегда стоял особняком. Мы приходили к нему, в его знаменитый дом в Кривоколенном переулке, построенный в аскетичном стиле конструктивизма. Он принимал нас, сидя в «сочиненном» им конструктивистском кресле. Вне времени, в пространстве. Этот человек оказал огромное влияние на мое дальнейшее развитие как художника.

После Архитектурного Зевин идет по пути исканий конструктивности рисунка. Работает над развитием внутреннего ритма картины, совершенствует прорисовки, детализацию, усложнение колорита.

Впервые имя молодого художника Зевина прозвучало 23 октября 1974 года в статье «Как рассеялся мираж». В «Вечерней Москве» раскритиковали выставку картин художников-нонконформистов в Измайловском парке. Автор уличала представленные там работы в «духовной немощи», которая «заставляет художников изображать человека и его мир безобразным». Это были работы Рабина, Немухина, Кропивницких, которые только что прогремели на «Бульдозерной выставке».

Зевин  выставил в Измайлово пять своих картин, среди них работа «Коммунальная квартира», в которой, как считает  художник, «на чаше весов измеряется ценность всего сущего, живого, что оставалось у человека в условиях данного существования».

«Коммунальная квартира». 1973

В те годы художники-нонконформисты решили возродить старый и весьма действенный способ заявлять о себе – они стали устраивать просмотры работ и продажу картин прямо на квартирах. Вернисажи проходили в квартирах О. Рабина, И. Киблицкого, К. Нагапетяна, М. Одноралова и пользовались у публики большим успехом. Иногда очереди на «квартирник» выстраивалась с улицы, что вызывало, естественно, большое недовольство жильцов дома.

– Оскар Рабин, у которого я «выставлялся»,  жил на Преображенке. Это была простая  квартира на первом этаже обычной пятиэтажной хрущёвки, абсолютно без мебели. Имелось несколько матрасов, которые хозяева раскатывали в комнате на полу перед сном, а ещё был стол на кухне, где творческие гости пили «чай». В квартире всегда горел свет, а картины развешивались по стенам. Таким образом, прохожие с улицы видели, что происходит внутри помещения, а если желали –  могли и войти…

Посыпались вызовы в милицию «по поводу тунеядства и трудоустройства».  Не заставили себя ждать другие строгости. Это стало «суровыми буднями». Многим пришлось покидать страну.  Горящий свет в маленьком окне – символ, который будет использовать художник в своих поздних работах:

– Я прокладывал свою дорожку. Мне было не по душе засилье соцреализма, всегда считал, что соцреализм не передавал всей картины той нашей жизни, и делать это необходимо по иному, через какие-то другие формы творчества.  Считаю, что искусство никогда не должно зависеть от властей. До сих пор не понимаю, почему надо было запрещать нонконформистов? Сколько великих художников вынуждены были уехать, таких как Рабин, Целков, Кабаков, а сколько писателей, поэтов, музыкантов.

«Исход». 1973

В начале 70-х  любовь к музыке и дружба с такими же «неформалами»-композиторами привела Евгения Михайловича Зевина в Московский молодежный музыкальный клуб композитора Григория Фрида. Клуб был источником передовых мыслей в самых разных областях культуры. Только здесь можно было впервые услышать сочинения Шёнберга, Берга, Шнитке, Денисова, Губайдулиной. Попасть на знаменитые «Четверги у Фрида» в Доме композиторов было архи сложно.

– В то время я слушал авангардную музыку, дружил с композитором Славой Артёмовым. И сейчас для меня  композиторы-авангардисты – источник вдохновения. Клуб Фрида был дискуссионный. Народу – битком. На рампу сцены во время концерта ставилась моя картина, исполнялось произведение, потом шло обсуждение.

После таких концертов случались «разбирательства», даже какое-то партсобрание помню, где по косточкам разложили мои «непонятные формалистские работы».

Позже, в 1979 году, композиторов, участников фридовских четвергов, среди которых были Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов и других, назовут «семеркой Хренникова»: на VI съезде композиторов Тихон Николаевич Хренников подверг их жесткой критике.

Дружба с композиторами-авангардистами очень повлияла на Евгения Зевина. Его живописи свойственны музыкальные понятия: ритм, форма, колорит. Наиболее яркой и «музыкальной» считается работа «Памяти Дмитрия Шостаковича», написанная в 1977 году. Она была выставлена в Доме Композиторов на персональной выставке художника, имела большой успех, и все музыканты узнавали, о чём она:

– Я писал эту картину под музыку Седьмой симфонии Шостаковича, ставил пластинку гения и писал. Примечательна символика невесомых воздушных пузырей. Они, как звуки, родились… и вот, их уже нет. Растворились, взорвались, их не возьмешь в руки. Музыку тоже невозможно осязать, она – эфемерна. Пейзаж на этой картине реальный – это Кусково. Скрипка осталась на стуле, маэстро ушел, а его музыка «звучит», меняет весь мир. Я родился сразу после войны, и мне очень хотелось, чтобы  мои произведения «звучали» жизнеутверждающе.

«Памяти Дмитрия Шостаковича». 1977

В 1979 году Евгений Михайлович Зевин вступает в Союз Художников СССР. Мастер не изменяет нонконформизму, продолжает свой путь в искусстве с поисками и экспериментами в соцарте.  «Талант – это сомнение, которое есть в человеке всегда!», – считает художник. Его картины отражают противоречивые процессы, происходящие в стране. У него свой почерк, своё образное отображение действительности, он не боится  привносить политику в живопись и творчество. 

– У меня свои взгляды на предназначение художника. Жить в обществе и не откликаться на его запросы невозможно. Именно это и является для меня понятием актуального искусства.

В начале 90-х годов, когда профессиональные творческие союзы распадались,  авторитетные деятели культуры вышли с инициативой создать Российскую Академию Искусств  по типу знаменитой Французской, которая не одно столетие объединяет наиболее выдающихся людей, принесших славу нации.

Начиналось всё на Николиной горе, на даче у известного пианиста Николая Петрова.

К нему стекалась вся творческая интеллигенция Москвы.  Петров и Зевин были большими друзьями. Их коллеги по цеху, среди которых были такие знаменитые деятели культуры и искусства, как Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Дмитрий Лихачев, Элина Быстрицкая, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, с энтузиазмом одобрили идею:

– В 1994 году был подписан Указ Президента Ельцина о создании Российской Академии Искусств. Но она не стала государственной. Мы собрались в Доме журналистов, как его называли раньше, в Домжуре. Выступил Окуджава: «А зачем нам государственная Академия? Давайте будем общественным институтом!». Все согласились. Академии уже 26 лет. Все ее представители – яркие личности в российской культуре.

«Плисецкая». 2015

Параллельно с «Героями нашего времени» Евгений  Зевин  создавал полиптих «Россия XX век. Портрет Эпохи».

– Я всегда считаю, что картину нужно читать как книгу. Стараюсь, чтобы зритель «услышал» её, чтобы она подействовала на него. И к каким бы направлениям или группам я в разное время не примыкал, к кому бы меня  не причисляли, целью моего творчества всегда была ЖИВОПИСЬ, ее качество. Даже в формальных поисках, соцарте, во всем, прежде всего, ценно живописное достоинство картины. Во всем нужен  профессиональный подход к творчеству. А поисками новых пластических форм я живу до сих пор.

«Россия XX век. Портрет Эпохи». 2016

Справка «НВ»:

Евгений Зевин – Президент Российской Академии Искусств, Академик Российской академии художеств, народный художник России, Заслуженный деятель искусств России, лауреат многочисленных международных премий. Участник первых выставок нонконформистского искусства в Москве, начиная с 1974 года. С 1980 года картины художника выставляются на международных выставках в Бельгии, Финляндии, Германии, Великобритании, Израиле, Франции, США, Японии, многократно на аукционах Philips, Bonhams и Christie’s в Лондоне. Произведения Зевина находятся в крупнейших музеях и галереях Европы, США, Израиля, Канады и других стран. 

Беседовал Олег Злобин,

специально для «Новых Ведомостей» 

(Редакция благодарит Е.Зевина за представленные репродукции)

Ранее

Владимира Зеленского бьют по правой руке

Далее

Число зараженных коронавирусом в мире превысило 1 млн человек

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru