По данным ведомства, зарплаты бюджетников в 2012–2019 годах росли быстрее, чем в целом по экономике. В некоторых отраслях рост оплаты труда сопровождался сокращением численности работников и повышением индивидуальной нагрузки
Майские указы, которые были даны президентом России в мае 2012 года, обеспечили опережающий рост оплаты труда бюджетников, однако в ряде регионов целевые показатели не были достигнуты по отдельным сегментам работников бюджетной сферы. Такой вывод содержится в отчете Счетной палаты по итогам анализа выполнения указов главы государства. Всего аудиторы проверили 12 категорий работников бюджетной сферы.
«В целом по экономике в 2012–2019 годах зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании — в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг — в 2,1 раза», — говорится в публикации.
Согласно майским указам от 2012 года, к концу 2018 года средние зарплаты учителей в образовательных учреждениях разного уровня, социальных работников, младшего и среднего медперсонала должны были достичь 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников — 200%. Эта задача, как выяснила Счетная палата, не была выполнена полностью.
По словам аудитора Сергея Штогрина, проверка СП, которую проводили по итогам 2018 и 2019 годов, показала, что в прошлом году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. «Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент — «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах», — отметил он.
Счетная палата, проводя проверку, пользовалась данными Росстата и выяснила, что всего из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетников в 85 регионах) в 2019 году не были достигнуты 260, а с учетом отклонения в размере 5% — 29 целевых показателей. В целом по стране до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата по пяти из 12 категорий бюджетников (по девяти — с учетом отклонения в размере 5%).
Анализ показал, что рост оплаты труда бюджетников сопровождался сокращением численности сотрудников. Так, в период с 2013 по 2019 год младшего медицинского персонала стало меньше на 61,3%, социальных работников — на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%.
Однако были и отрасли, где численность сотрудников выросла. Речь идет о педагогических работниках дошкольных образовательных учреждений и работниках образовательных учреждений общего образования. «Это связано с тем, что у нас рождаемость была выше в предыдущие годы и открывались новые школы, детские сады. Физически здесь не хватало людей, хотя и здесь есть дефицит работников», — пояснил Штогрин.
В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из указных категорий переводились в другие категории. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», — отметил аудитор.
При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника — на 66,7%, говорится в отчете.
По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Помимо этого, в Счетной палате считают, что некоторые государственные программы необходимо дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 года.
Михаил Юшков
По материалам: “РБК”