Половина россиян выступают за возвращение пятой графы.
Всплески «национального самосознания», которые выливаются у нас не только в покупке шоколадок Сочи-2014, но и в бойнях на Манежке, в Бюрюлево, начинают принимать серьезный, несвойственный России юридический оборот. В случае с погромами власть всегда могла отмахнуться – фанаты, маргиналы, обиженные чужаками люди. Выпустили пар, чтоб котел окончательно не разнесло, и поехали дальше. Однако нарастающее недовольство русских своим положением в своей же стране принимает «взрослые», институциональные формы. Русским надоело быть «дорогими россиянами» и получать от не менее «дорогих россиян» с временной регистрацией битами по голове. Русские хотят вернуть национальные границы, а с ними и национальное самосознание, когда «я русский» будет не только кричалкой малолетних нацболов, но и официально признанным основанием гражданственности.
«К сожалению, национальная политика, которая проводится у нас в последние два десятилетия, рассчитана на то, чтобы вырастить как в пробирке некую национальность «россияне». Началось еще с Ельцина, который пытался навязать народам России это наименование – «россияне». А ведь у нас в Конституции записано право каждого человека указывать свою национальность, и это право должно быть реализовано без каких-либо дискуссий, – считает доктор политических наук Андрей Савельев. – Дискриминации опасаться не стоит. Потому что дискриминация – это факт нашей жизни. Дискриминация в разных формах, она может касаться и переселенцев, диаспоры, но самая большая дискриминация касается русского большинства, которое живет в своей стране в правовом статусе раба. Им даже нельзя называть себя русскими и записать в паспорт, что он русский. Если ты – русский, но не просочился на какие-то этажи власти или олигархические круги, то путь тебе закрыт будет везде».
«Такие результаты – это реакция людей на обострение межнациональных отношений, – уверен член Совета Федерации Николай Рыжков. – В России проживает практически 160 наций и народностей, но 80% – это русские, которые не понимают, почему должны скрывать свою национальность. Не понимаю этого и я. Я с готовностью писал бы свою национальность – «русский», потому что я горжусь, что я русский. Считаю, мы должны вернуться к практике обозначения национальности. Если же кто-то по каким-то причинам не хочет указывать свою принадлежность к той или иной нации, пусть пишет «русский»».
Недавний опрос «Левада-Центра» показал – практически половина россиян (48%) с одобрением относятся к идее добровольно указывать национальность в государственных регистрационных документах, касающихся рождения, заключения и расторжения брака. Целиком поддерживают эту идею 8% респондентов, скорее положительно – 40%. Причем, что самое тревожное, за введение пятой графы выступает в основном молодежь из глубинок. Именно среди них растет недовольство происходящим и чувство несправедливости, когда ты чувствуешь себя человеком второго сорта, не имея возможности устроиться на приличную работу, получить образование и обзавестись жильем. Негативно ее восприняли 29% участников опроса. И еще почти четверть (24%) из них затруднились с ответом. Против данного предложения в основном высказывались москвичи и «очень обеспеченные» респонденты – в основном те, кто обосновался в столице в 90-е и к коренному населению не имеет никакого отношения.
«Уверен, что подавляющее большинство поддерживающих идею вернуться к графе «национальность» составляют русские, – считает депутат Николай Харитонов. – Русские – это государствообразующая нация. Тем не менее, их притесняют, обвиняют в национализме, запрещают лишний раз подчеркивать, что они русские. Хотя понятно, что если русским в России будет хорошо, то и другим нациям тоже будет хорошо. Ведь русские – это еще и объединяющая нация, и чем мы будем сильнее, тем сильнее сплотим вокруг себя все народы, проживающие в России, тем сильнее они будут чувствовать нашу поддержку. Потому я всячески выступаю за обозначение своей национальности. Пусть в моем паспорте будет написано – «русский». В техпаспорте на машину указывают же ее марку: «Волга», «Жигули», «Мерседес», «Ауди». Иначе давайте писать просто: «машина»».
Вызывает удивление то спокойствие и даже одобрение, с которыми власть относится к подобным настроениям «просто машин». Неужели так трудно взять учебник истории и прочесть, что происходило в 30-х годах в Германии, когда униженные немцы от графы национальности быстро перешли к маркировке чужаков нашивкам и татуировками. Хотя, судя по настроениям бритоголовых ребят с фаерами и державными флагами им такие формальности и не нужны: первая, пятая, десятая графа не имеют никакого значения. Они, как никто, прекрасно усвоили урок своих кумиров – бьют не по паспорту, а по морде.
Таисия ИЛЬИНА