Наши средства РЭБ сильно опережают американские
В последние дни западные СМИ чуть ли не ежедневно рассказывают своим читателям про то, как НАТО будет воевать с Россией в Европе. То местом боев определяется Черное море, которое облюбовали американские корабли. То территория вблизи Калининграда, где поляки провели учение, в ходе которого отрабатывали сдерживание «российского агрессора». Но расчеты всех этих штабных маневров каждый раз доказывают: финал войны с Россией для европейцев плачевен. Американцы в Черном море будут уничтожены за пять минут, а у поляков вместо Калининграда через пять дней падет Варшава.
Недавно вконец запуганных европейцев очередной «страшилкой» о безграничных возможностях российской системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) добил американский аналитик Дэвид Экс. В журнале National Interest он опубликовал статью, где рассказал, как во время войны с помощью своей РЭБ более современной, чем у НАТО, Россия полностью «выключит» Европу все средства связи.
Что здесь правда, а что преувеличение, «МК» объяснил военный эксперт хорошо знакомый с тематикой РЭБ капитан 1-го ранга в отставке Владимир Гундаров:
– Скажите, а зачем отключать всю связь в Европе? Какой в этом смысл? – резонно задает вопрос наш военный эксперт. – Такие глобальные задачи перед нами даже не стоят. К тому же, есть открытая и закрытая связь. Военные пользуются закрытыми каналами. Ну, допустим, выключим мы всю мобильную связь, а военные будут пользоваться закрытой – ее отключить сложней. Тогда в чем смысл отключения мобильной связи по всей Европе?
Что касается возможности внесения помех в работу каких-либо приборов, излучающих радиоэлектронные сигналы, то такая возможность у нас есть, поясняет эксперт. Это мы в состоянии сделать на дальности порядка 200 км, говорит он. Но опять-таки, это будет не отключение связи по всей Европе, а лишь создание помех.
– У страха глаза велики, – шутит Владимир Гундаров. – Точно так же в своё время всех пугали американцы. Они говорили, что мы, якобы, собираемся перерубить все интернет-кабели, которые проходят по дну Атлантического океана, соединяя Америку с Европой. Но это тоже невозможно. Кабель ведь там не один. Их очень много. Их там рубить – не перерубить. То же самое и с Европой. Да, мы могли бы полностью вырубить и мобильную, и стационарную, и какую угодно связь, но в радиусе около 10 км. Для таких целей у нас имеются комплексы «Житель». Но Европа ведь побольше будет, чем 10 километров. Вот если взорвать ядерную бомбу мегатонного класса, связь действительно, сразу во всей Европе будет отключена.
По словам эксперта, не только у нас, но и у Европы и США по отношению к нам тоже нет возможности полного отключения связи.
– Европа не сможет не только отключить, но даже прослушивать нас. Начиная от Калининградской области, по всем границам мы установили стационарные комплексы РЭБ, которые называются «Самарканд». Про них, кроме названия, практически никто ничего не знает. О них узнали лишь тогда, когда на них официально были объявлены тендеры по каким-то там работам. Известно только то, что их существует несколько видов. Более полутора десятков их установлено на западных границах, в Калининградской области, в Белоруссии, в зоне ответственности Северного флота…
Помните, у нас в стране была принята Доктрина информационной безопасности? В развитие этой доктрины комплексы РЭБ – причем, я не утверждаю, что только «Самарканд» – стали защитой от проникновения к нам европейских и американских рэбовских систем.
По словам Владимира Гундарова, теперь, наши «партнеры» не могут нас ни прослушать, ни определить, что и где конкретно находится на нашей территории из интересующих их объектов. Эксперт приводит такой пример:
– Допустим, кто-то собирается навести ракеты на конкретные объекты в Москве. Но сделать этого он не сможет. У нас, если вы замечали, в городе на улицах чуть ли ни через каждые 200 м стоят огромные вышки со всякой аппаратурой. Это, своего рода противоракетная оборона. На таких вышках имеется и такая аппаратура, которая способна искажать навигационный сигнал, создавая электромагнитные «миражи». Американцам это очень не нравится. В 2019 году их Центр перспективных оборонных исследований опубликовал доклад, где говорится, что в Сирии мы им очень мешаем выполнять боевые задачи из-за того, что таким образом создаем виртуальную реальность. Или, точнее, добавленную реальность. В своем докладе они рассказывают, что все это началось в 2016 году. Первые испытания мы проводили в Чёрном море, когда их корабль шёл по данным навигационной системы GPS, а у него на экране высвечивалось, что он в этот момент находится не в Чёрном море, а на территории аэропорта Геленджик.
Как рассказал эксперт, американцы назвали это явление спуфингом (от слова «spoofing» – подмена сигнала). То есть, когда происходит не загрубление, или помеха, а именно его подмена.
При этом в своей статье для National Interest Дэвид Экс утверждает, что сама российская военная техника – наземная, морская и авиационная – хуже, чем американская защищена от воздействия на нее систем РЭБ. И эту слабую сторону противника, считает Экс, нужно учитывать при формировании Пентагоном военного бюджета, вместо того, чтобы тратить деньги на попытки догонять русских в тех областях, где они уже серьезно обогнали США.
– Интересно – заявляет наш эксперт, – из чего этот американский аналитик делает вывод, что наша техника хуже защищена от воздействия средств РЭБ, чем американская? Кто это проверял? Кто сравнивал? Пока мы, как минимум, идём вровень с американцами. А во многих вещах давно их обогнали. По системам РЭБ мы их точно опережаем. Они только сейчас собираются поставить на ракеты, самолёты, беспилотники и корабли кой-какие средства РЭБ, которые занимаются спуфингом. У нас же они есть давным-давно. К примеру, на президентском самолете. Всё тот же американский Центр перспективных оборонных исследований жаловался, что когда наш президент был в Крыму и открывал мост, то с помощью GPS невозможно было определить, где находится он сам и где его президентский самолет. GPS показывал, что он где-то в Казани. Это потому, что мы умеем подменять сигнал GPS. И утверждение американцев, что у нас техника хуже защищена – их большое преувеличение.
Точнее, они выдают желаемое за действительное. Да, мы отстаём в микроэлектронике, но по возможностям РЭБ мы их сильно опережаем. Из докладов, подготовленных самими же американцами, которые я читал, не вытекает, что они имеют аналогичные по мощи комплексы РЭБ, какие есть у нас. У них нет, к примеру, аналогов наших противоракетных комплексов «Красуха-2», или «Красуха-4». Ничего подобного даже не намечается. Ну, и о каких сравнениях всерьез тут можно говорить?
Ольга Божьева
По материалам: “Московский комсомолец”