Бум рынка образовательных технологий в 2020 году спровоцировал приток небывалого объема инвестиций в эту отрасль
За год EdTech-стартапы со всего мира привлекли свыше $16 млрд. CEO образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин рассказал журналу «Компания», как финансовый ландшафт индустрии меняется с течением пандемии, кто вкладывается в EdTech-стартапы и какие направления наиболее перспективны для новых проектов.
Пандемия и массовый переход на удаленку привели к необычайному росту EdTech-рынка: как подсчитали в HolonIQ, в 2020 году на цифровые технологии в образовании было потрачено $227 млрд (по сравнению со $183 млрд в 2019-м). То же происходит в России: по итогам прошлого года общая выручка топ-60 крупнейших EdTech-компаний рейтинга Smart Ranking увеличилась более чем на 113% относительно 2019 года — почти до 34 млрд руб. По некоторым оценкам, индустрия цифровых образовательных технологий в стране выросла за год на 30–35%.
Столь стремительный подъем не мог не привлечь интерес инвесторов. За год венчурные вливания в EdTech превысили $16 млрд — это в два раза больше, чем по итогам любого другого года. Большую часть этих денег «забрали» Китай, США и Индия: так, самой крупной сделкой стал раунд китайской платформы Yuanfudao, которая смогла привлечь $2,2 млрд.
Россия, которая занимает лишь 1% глобальной индустрии EdTech, не может похвастаться такими огромными цифрами, но в рамках страны инвестиции в образовательные технологии тоже стали рекордными. За год отечественные стартапы в этой отрасли привлекли $119,1 млн, в общей сумме совершив 36 сделок. И, судя по высокому интересу к цифровому образованию, в дальнейшем эти показатели будут оставаться крайне высокими.
Тенденции в России
На российском EdTech-рынке сейчас особенно заметны две тенденции. С одной стороны, Mail.ru Group (MRG) активно собирает вокруг себя лидирующие стартапы. Эту стратегию корпорация ведет с 2016 года, а общая сумма инвестиций MRG в образование уже достигла $100 млн. За 2020 год Mail.ru нарастила долю сразу в пяти EdTech-командах: GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, «Тетрике» и «Учи.ру». Сделка с «Учи.ру» стала одной из самых крупных на отечественном образовательном рынке в 2020 году — 3,75 млрд рублей за 25% компании.
Помимо Mail.ru, долю в EdTech-проектах приобретают и другие серьезные игроки: так, в прошлом году «ВТБ Капитал Pre-IPO фонд» вошел в состав платформы для организации онлайн-курсов GetCourse, а в январе 2021 года принадлежащий компании «Севергрупп» IT-холдинг TalentTech увеличил свой пакет в «Нетологии-групп» до 85%.
Одновременно с этим на рынке существует и другая тенденция: корпорации развивают свои продукты «внутри». Яркий пример — проекты «Яндекса» («Яндекс.Учебник», «Яндекс.Практикум», «Яндекс.Лицей» и другие), а также Сбербанка («Деловая среда», «Школа 21», «Корпоративный университет Сбера»).
Инвестиционный ажиотаж
Наряду с гигантами отечественной индустрии активно развиваются и менее крупные игроки. Многие из них изначально ориентируются на международный рынок, что позволяет им попасть на радары зарубежных инвесторов. Так, в 2020 году компания MEL Science, продающая детские наборы для самостоятельного проведения опытов, получила $14 млн от эмиратской государственной компании Mubadala Investment Company, британской Channel 4 Ventures и Российско-китайского венчурного фонда. Подписка MEL доступна в 30 странах, но основная доля продаж приходится на США, а суммарно платформой пользуются около 3 млн пользователей.
Внимание зарубежных инвесторов в 2020 году привлекли и другие российские стартапы: так, американо-российская детская онлайн-школа английского языка Novakid в декабре закрыла сделку на $4,25 млн, которую возглавили венгерский PortfoLion, американский LearnStart и TMT Investments. Российский стартап IntellectoKids, разработчик образовательных приложений для детей от 3 до 7 лет, привлек $3 млн от американской компании Allrise Capital, кипрской Quonota Investments и других игроков, а онлайн-платформа Lectera с курсами по маркетингу, бизнесу и саморазвитию получила около $2,1 млн от пула инвесторов из Европы.
Свой вклад в развитие EdTech-стартапов вносят и российские фонды. Так, в прошлом году образовательная платформа для дошкольников Smart School Pro привлекла $1,5 млн в ходе сделки с ГК «Русские инвестиции», венчурный фонд Leta Capital вложил $1 млн в компанию по изучению английского MyBuddy.ai, а платформа с детскими игровыми курсами «Умназия» получила $1 млн от частных инвесторов. О ведущихся переговорах по поводу привлечения капитала сообщила и платформа Webinar Group, которую называют аналогом российского Zoom.
Экспансия за рубеж
В 2020 году заграничное присутствие российских стартапов заметно расширилось, причем одним из самых популярных направлений стали страны Латинской Америки, где нет столь высокой конкуренции в EdTech, как в Азии, Европе или Штатах. Так, виртуальный учитель английского Buddy.ai в этом году вышел в Латинскую Америку и Турцию, а образовательная платформа «Умназия» планирует направить $1 млн инвестиций на освоение Южной Америки и Индии. Бывший руководитель Skillbox Андрей Анищенко вместе с сооснователем «Британки» Александром Аврамовым и экс-директором «Яндекс.Маркета» Павлом Алешиным запустили в Бразилии онлайн-школу цифровых профессий EBAC Online, в которую недавно вложил $1,5 млн сооснователь QIWI Сергей Солонин.
Масштабируются за рубеж и крупные игроки: так, в марте онлайн-школа Skyeng объявила о выходе на рынок Испании, где компания работала в тестовом режиме с 2019 года. К концу 2020 года число ее клиентов в этой стране достигло трех тысяч, а выручка в странах Евросоюза превысила 5 млн евро. Убедившись в успехе модели, Skyeng планирует наращивать присутствие в европейском регионе — в частности, выйти на рынки Италии, Франции и развивать свою штаб-квартиру на Кипре.
Тестирует продукт на азиатских рынках и развивает присутствие в США образовательная платформа «Учи.ру». Расширять зарубежную экспансию собирается также школа программирования и математики для детей «Алгоритмика». Компания работает в 37 странах мира, развиваясь по франшизе, объединяющей более 200 партнеров. А в начале 2021 года она привлекла $10 млн от Winter Capital Partners и Российско-китайского технологического инвестиционного фонда, которые планирует направить на открытие новых филиалов в Китае, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
Прогнозы и перспективы
Несмотря на то что из-за пандемии EdTech в России за короткое время прошел очень долгий путь развития, здесь еще есть ниши, которые можно развивать. Особенно перспективным выглядит сектор школьного образования, который раньше рос достаточно медленно. С момента локдауна этот сегмент получил мощный толчок к развитию, и различные цифровые сервисы для детей стали крайне востребованными. Это касается как решений, которые могут быть интегрированы в школьный процесс, так и платформ дополнительного образования. И, конечно, свою актуальность не потеряли проекты, связанные с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ.
Еще одна перспективная ниша — технологии по вовлечению студентов в процесс онлайн-образования. Период дистанта наглядно продемонстрировал его главный недостаток: отсутствие живого общения не позволяет ученикам погрузиться в урок так же хорошо, как при очном занятии. Поэтому инструменты, помогающие усилить вовлеченность в учебный процесс при дистанционном обучении, обладают огромным потенциалом для развития.
Пандемия заставила HolonIQ изменить свои прогнозы о дальнейшем развитии индустрии: по нынешним оценкам, к 2025 году глобальный EdTech-рынок вырастет до $404 млрд (вместо прогнозируемых ранее $342 млрд). Расширяясь, образовательная отрасль продолжит притягивать капитал стратегов и инвесторов, так что в ближайшее время EdTech-проекты останутся привлекательным направлением для стартапов. И хотя пока что российский сегмент занимает малую долю рынка, последние тенденции говорят о том, что скоро его ждет приток финансов от отечественных и западных инвесторов. На очереди — первые IPO.
Илья Паршин
По материалам: “Компания”