В России появятся новые формы занятости
В трудовом законодательстве могут появиться новые формы занятости, возникающие с развитием цифровых платформ, — они объединят, например, таксистов, курьеров и репетиторов. Такие изменения сейчас прорабатывает Минтруд совместно с «Единой Россией» и представителями рынка, сообщили «Известиям» в ведомстве, информацию подтвердили в крупнейших экосистемах. Нововведения позволят повысить социальную защищённость этой категории работников, поскольку сейчас у них нет механизмов для получения ежегодного отпуска, больничных и декретных выплат. Собственные добровольные страховые программы уже запустили «Яндекс Go» и YouDo.
Век фриланса
Развитие цифровых экосистем создает условия для появления «платформенной занятости»: отношения, которые при содействии онлайн-площадок складываются между исполнителями услуг и заказчиками, строго говоря, не трудовые, поскольку конечные потребители не выступают в роли работодателей, рассказали «Известиям» в Минтруде. Речь идет, например, о водителях такси, курьерах, репетиторах, частных мастерах. В ведомстве отметили, что большинство граждан, работающих через цифровые экосистемы, оформляют самозанятость. Однако этот статус предполагает лишь определенный налоговый режим, но не выступает полноценной формой отношений между исполнителем и заказчиком услуг.
Минтруд и «Единая Россия» совместно с представителями крупнейших платформ прорабатывают внесение изменений в закон о занятости, с тем чтобы ввести в нормативное поле новые формы трудовых отношений, связанные с развитием цифровых экосистем и платформ, заявили «Известиям» в ведомстве. В пресс-службе подчеркнули, что это позволит развивать инструменты, обеспечивающие социальную защищенность самозанятых граждан, в том числе добровольные страховые механизмы.
За последние восемь месяцев число самозанятых выросло примерно на 1 млн, до 2,4 млн, сообщал на Петербургском международном экономическом форуме глава Минтруда Антон Котяков. Он подчеркнул, что порядка половины сотрудников цифровых платформ — именно самозанятые. По прогнозам ведомства, к 2024 году этим режимом воспользуются примерно 5 млн человек, к 2030 году — 10–11 млн человек.
При этом Антон Котяков подчёркивал, что режим самозанятости не предполагает пенсионных накоплений по завершении трудовой деятельности. Также граждане, работающие через цифровые платформы, лишены социальных гарантий в связи с утратой заработка, несчастным случаем или по больничному листу, они не могут рассчитывать на оплачиваемый отпуск. Самозанятым нужно дать набор инструментов для повышения их социальной защищенности, пояснял глава Минтруда.
В Минэке «Известиям» подтвердили, что обсуждают с бизнесом и общественностью вопросы трудовых отношений, связанных с цифровыми экосистемами. По результатам этой работы будут сформированы конкретные предложения по изменению законодательства, уточнили в ведомстве. В Минфине перенаправили вопросы «Известий» о регулировании «платформенной занятости» в Минтруд. Запросы также направлены в «Единую Россию», Минцифры и в ЦБ.
Больше надёжности
В обсуждениях по регулированию статуса самозанятых участвуют представители «Яндекс Go» и площадок «Профи.ру» и YouDo, рассказали «Известиям» их представители. В ходе дискуссий в том числе обсуждаются механизмы социального партнерства, обеспечение безопасности труда самозанятых и роль электронных площадок в саморегулировании этой деятельности, подчеркнул замгендиректора «Профи» Алексей Няненко.
В «Яндекс Go» считают, что самозанятые вправе сами решать, какую часть собственного дохода направлять на страховые взносы, при этом роль платформы — развивать собственные программы поддержки. Например, сама компания запустила пилот по льготному страхованию водителей такси и курьеров. Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com Денис Кутергин также рассказал, что портал предлагает программы по страхованию гражданской ответственности исполнителей и медстраховку, которыми сотрудники в праве воспользоваться.
Сейчас на самозанятых распространяется обязательное медицинское страхование (доступно каждому гражданину), а также они могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать соответствующие взносы, пояснила партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. При этом она подчеркнула, что такие работники не могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
— В закон может быть введена форма «платформенной» занятости. Также следует предусмотреть такие условия её осуществления, которые в том числе будут учитывать необходимость предоставления самозанятым обозначенных выше гарантий в новых условиях. В связи с этим потребуется изменение ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также Закона «О занятости населения в Российской Федерации», — пояснила Екатерина Тягай.
Экосистемы не выступают заказчиками или работодателями для «платформенных» самозанятых, при этом они несут репутационные риски за действия сотрудников, отметила член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. Она добавила, что также возникает потенциальный риск признания ответственности платформы за действия работников, которые через нее находят клиентов. По действующему российскому законодательству, на самозанятых, строго говоря, даже не распространяется закон о защите прав потребителей, уточнила эксперт, то есть перспектива защиты интересов конечного получателя услуги в такой ситуации остается весьма туманной.
Наталья Ильина
По материалам: “Известия”