Отец и сын, расстрелявшие дагестанца в метро, регистрируют коммерческие права на свое изображение.
Прославиться в России довольно легко – можно спеть в храме, можно прибить себя к брусчатке Красной площади, а, можно, выпустить из травматики пару пуль в лицо дагестанцу. И вот уже ты не просто хулиган или преступник, а настоящий бренд, чье изображение тиражируется в сети, выпускается в виде маек и наклеек. То, что девиантное поведение – неплохой бизнес, маргинальные художники знали давно, а вот простые граждане с неуравновешенной психикой только-только начинают понимать, что за противоправные деяния можно получить не только срок, но и деньги и славу.
О случае в метро, когда 40-летний Дмитрий Паршин в компании своего 15-летнего сына стреляет из травматики в сидящего рядом дагестанца, говорили много. Видеозапись происходящего очень быстро стала хитом в сети. На записи видно, как в вагон заходят двое мужчин-славян. Они садятся и поначалу спокойно едут, но затем внимание одного из них привлекает сидящий напротив молодой человек — приезжий из Дагестана Хашим Латипов. Мужчины обмениваются взглядами, после чего Латипов встает и подходит к сидящим пассажирам. Старший из мужчин, достав из-под куртки травматический пистолет, стреляет Латипову сначала в грудь, а затем в упор в голову. После этого мужчины разворачиваются к дверям и, продолжая угрожать пистолетом, дожидаются, когда поезд подъедет к станции «Нагорная». И один из кадров, где мужчина держит на мушке раненного дагестанца, стала хитом и настоящим символом националистов. Тем более, когда в доме Паршиных сотрудники полиции нашли несколько пакетов с марихуаной и целый арсенал оружия: автомат Калашникова, пистолеты Макарова и ТТ, ножи с националистической символикой, Паршины превратились в культовых личностей для националистов. В скором времени изображение Паршина с пистолетом стало настоящей нац.иконой и расклеивалось юными нацболами по всей стране. Причем, самым популярным и растиражированным стало фото Паршина-младшего, который просто эффектно целится в дагестанца из пистолета (стрельбу он не открывал). Блогеры усмотрели в этом кадре сходство с героем культового фильма «Святые из Бундока» и по аналогии начали называть стрелков «святыми из метро». Кадр с различными подписями стал основой для множества коллажей, наклейки с контурным изображением стрелка стали прикреплять на мобильные телефоны и автомобили. Сейчас в интернет-магазинах продают майки с подобными картинками, которые стоят 1–1,5 тыс. рублей. Поэтому сейчас семья Паршиных, не только нанимает юристов для защиты своего кормильца в суде, но и консультируются по вопросу регистрации коммерческих прав на изображение стреляющего человека в подземке. Отец и сын Паршины считают, что любое стилизованное изображение их приключений должно быть зарегистрировано как семейный бренд. И почему бы самим «моделям» на этом не заработать, чтобы поддержать главу семьи? Как считают в семействе, производители товаров с изображением их разгневанного папаши должны поделиться своей выручкой. Ведь именно благодаря инциденту в метро их наклейки и майки так активно раскупают подростки. А средства, вырученные от отчислений за использование фамильного бренда, пойдут на поддержку Паршина-старшего.
Однако эксперты пока осторожно оценивают коммерческие перспективы знака с изображением «святых из метро».
— Теоретически они могут на этом заработать, потому что образ «стрелков из метро» является актуальным, плотно увязан в массовом сознании с националистической и протестной тематикой, и есть большая группа людей, которые готовы покупать такие товары, — считает гендиректор брендингового агентства Brandson Елена Юферева. — Однако сложно прогнозировать, сколько времени этот образ будет жить, — всё зависит от того, смогут ли его создатели поддерживать к нему интерес.
Однако рекламщики говорят, что у Паршиных могут возникнуть сложности с регистрацией бренда. И им еще необходимо будет доказать в патентном ведомстве, что данные изображения уникальны. Прецедент, конечно, уникальный. Тут и Гордеев из Отрадного подоспеет и церковный стрелок и Южно-Сахалинска вполне могут закрепить за собой личный бренд. Только интересно, как будет проходить процедура доказательства? Привычным для стрелков способом – доходчиво и наглядно, чтобы ни у кого не осталось сомнений, кто тут прав?
Таисия ИЛЬИНА