Силиконовая долина в Крыму может стать реальностью

“Проект цифровой долины готовится и в Крыму”

В начале 2015 года крупнейшие американские IT-компании объявили о прекращении предоставления услуг в Крыму. Из региона ушли Google, Amazon, Apple, PayPal, eBay. После этого число IT-компаний в Крыму сократилось почти в два раза. Те, кто остался, вынуждены либо искать нестандартные способы работы под санкциями, либо переходить в отечественные компании за мизерную зарплату. «Октагон.Крым» в День интернета выяснил, как устроен рынок IT в Крыму.

Держали любовь и море

Андрей Зауров до 2014 года был разработчиком в крупном девелоперском центре украинской компании SoftServe. После референдума она ушла из Крыма и забрала все заказы. Для крымских IT-специалистов наступили тяжёлые времена. Предстояло сделать выбор: уехать или остаться. Зауров решил остаться. Здесь держали семья и любовь к морю. Пришлось устроиться в офис системным администратором и брать заказы в сфере разработки.

IT-специалист пояснил, что часто из-за санкций зарубежные компании опасаются заключать договоры с разработчиками или компаниями из Крыма.

Именно поэтому в дело включаются подрядчики, которые работают в другом регионе, но организуют офис в Крыму. Оплата труда при таких схемах значительно ниже, чем в работе напрямую.

Ранее разработчики из Крыма могли, например, зарегистрироваться в Apple Store или Google Play Market и напрямую продавать свои приложения пользователям всего мира. Они нарабатывали имидж, постепенно повышались спрос и зарплата. Однако сейчас эти сервисы в Крыму недоступны для разработчиков программных продуктов.

Им нужен не только маркет, но и другие приложения и сайты, которые часто предоставляют лишь зарубежные компании. Многие пользуются VPN-сервисами, но чтобы они работали хорошо, за них нужно платить, но это не такая уж проблема, если бы не постоянная угроза блокировки рабочего аккаунта.

«Как платить налог, если официально я не могу получить зарплату? Многие в этом случае пользуются услугами посредников, которые, находясь на материке, получают твою зарплату в евро, переводят её в рубли и забрасывают её на твой счёт. Но они за такие услуги берут от 10 до 20 процентов от суммы перевода». – Андрей Зауров, IT-специалист.

– В режиме постоянных «танцев с бубнами» я работал почти четыре года – настолько сильна была моя привязанность к Крыму, – добавил Зауров.

В итоге часть специалистов уезжают в крупные российские города или на Запад (Зауров вместе с семьёй готовится переехать в Польшу), часть – переориентируются на внутренний рынок.

У крымского IT есть будущее, нужно только подождать

Артём Ярушкин приехал в Крым после окончания института информационных технологий в Москве. Сейчас занимается разработкой софта для медицинской компании в Сибири. Работа полностью удалённая, поэтому для проживания год назад он выбрал Севастополь. Говорит, за это время успел разобраться в особенностях местного IT и увидел в нём будущее.

– Мы идём по пути отделения от запада. Вероятней всего, сегмент российского интернета будет замкнут от внешнего мира, мы переходим на собственные софт и обеспечение. Сейчас для разработчиков предложений на отечественном рынке хватает, мы делаем сайты, приложения, часто заказчиком является государство. Это диктует тип работы, этапы согласования и, конечно, оплату труда, – рассказал «Октагон.Крым» Артём Ярушкин.

Суперсовременный технопарк «ИТ Крым» заработал в Севастополе. Весной 2021 года здесь были зарегистрированы и работали 15 резидентов. Фото: сайт технопарка «ИТ Крым»

Он подтвердил, что IT-специалисты, работающие на государственные структуры, получают невысокую, если сравнивать с европейской и американской, зарплату, однако имеют возможность устроиться на работу с набором базовых знаний и набираться опыта непосредственно «у станка».

– В Крыму те, кто действительно хочет работать в сфере IT, не остаются без дела. Чтобы получать больше, многие работают над реализацией не одного и даже не двух проектов. Однако есть и те, кого устраивает приезжать в офис к 9.00 и уезжать в 18.00, и получать среднюю зарплату, – добавил специалист.

Ярушкин говорит, что особенным стимулом для развития сферы в Крыму стала пандемия коронавируса, когда большая часть российского бизнеса стала уходить в Сеть. Многие айтишники сегодня в Крыму обслуживают туристическую инфраструктуру.

«Сервисы бронирования жилья в Крыму после того, как Booking отказался работать на полуострове, пережили второе рождение. Также здесь отлично работается в сфере интернет-маркетинга. Ну и стартап-проекты. В Крыму чувствуется поддержка молодых предпринимателей, поэтому и работа для нас имеется». – Артём Ярушкин, IT-специалист.

Тем временем на полуострове создают собственные кремниевые долины. Севастопольский современный технопарк «ИТ Крым» только на первом этапе потребовал 1 млрд рублей инвестиций. Весной 2021 года в нём были зарегистрированы и работали 15 резидентов.

Проект цифровой долины готовится и в Крыму. Представители бизнеса предлагают обустроить несколько «умных посёлков» для небольших IT-компаний и разработчиков. В них будут проживать по 300–500 человек, а также располагаться центры обработки данных и научно-исследовательские центры. Проект предлагают реализовать в форме государственно-частного партнёрства. Для него уже подбирают инвесторов.

Наталья Лазарева

По материалам: “Октагон”

Ранее

Инструмент по подбору кандидатов в губернаторы переходит в руки оппозиции

Далее

Telegram попадает под колпак

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru