Мэрия Екатеринбурга режет систему городского транспорта

Прибыль Гортранса потребует отказаться от строительства больниц и школ

Энергетики готовятся к длительным судебным разбирательствам с ЕМУП «Гортанс». Убыточное предприятие, о неблагоприятном положении которого заявлялось еще в марте, после ряда совещаний в прокуратуре города и правительстве региона так и не нашло способ получить средства для покрытия долгов перед «Екатеринбургэнергосбытом» и другими кредиторами. До пандемии деятельность структуры муниципалы считали условно успешной – убыток за 2019 год ограничивался 10 млн рублей. Однако с падением пассажиропотока эта сумма выросла до 546 млн, а надежды покрыть кассовый разрыв за счет федеральной поддержки растаяли вместе с прогнозами восстановления количества пассажиров. Пока чиновники ищут бюджетные источники для Гортранса, профсоюзы настаивают на необходимости изменения самой системы финансирования ЕМУПа и компенсации потерь исходя из объема затрат, а не количества обилеченных пассажиров. Однако этот подход требует бюджетного допфинансирования в 15 млрд ежегодно, подчеркивают в мэрии, что заставит экономить на строительстве больниц и школ. Поэтому пока жителям предлагают в очередной раз «потерпеть поездки в переполненных по утрам автобусах и трамваях уже по 32 рубля». В свою очередь депутаты гордумы не против и банкротных исков, что «даст возможность рассмотреть ситуацию детально».

Власти Екатеринбурга и Свердловской области откладывают разрешение финансового кризиса ЕМУП «Гортранс» до декабря 2021 – такой срок определен в резолюции по итогам совещания с отраслевым профсоюзом у регионального вице-премьера Олега Чемезова. В настоящее время только АО «Екатеринбургэнергосбыт» (контролируется АО «Россети Урал») предприятие задолжало 141 млн рублей и даже с привлечением прокуратуры Екатеринбурга добиться конкретных сроков погашения долга пока не удается.

Энергетики, как стало известно сегодня, не исключают обращения в суд с требованием взыскания задолженности и в дальнейшем истребования помесячной платы за отпущенные энергоресурсы тем же образом. В мэрии Екатеринбурга такой вариант считают крайне нежелательным и обещают погасить долги.

По мнению замглавы администрации города Алексея Бубнова, средства на эти цели могут быть получены за счет дополнительных налоговых поступлений, экономии на торгах. Реструктуризации долга при этом также чиновник не исключает.

О сложном положении предприятия было известно еще в марте, и в течение года профсоюзы неоднократно привлекали внимание представителей властей, но «реакции не последовало». По итогам 2020 года ЕМУП снизило выручку с 4,327 до 3,785 млрд рублей, а чистый убыток вырос с 10 до 546 млн. Ухудшение финансового положения на предприятии связывают, в том числе, со снижением пассажиропотока в пандемию.

«До ковида мы перекрывали (затраты сбором платежей с населения за проезд) почти в ноль. Плюс, впервые за многие годы была тенденция роста пассажиропотока, в 2019 году он увеличился на 1,5%», – отмечает Алексей Бубнов. В 2020 году, по его словам, в пике пассажиропоток падал на 80%, сейчас снижение от уровня 2019 года порядка 20%. Однако в 2020 году финансовое положение предприятия удалось поправить за счет федеральной поддержки. В этом году средств не поступило. «Прогнозировали восстановление пассажиропотока, но прогноз не оправдался», – поясняет замглавы Екатеринбурга.

За дополнительными бюджетными лимитами на поддержку Гортранса, как отмечают в Минфине Свердловской области, муниципальные чиновники также не обращались, и речь о перемещении средств с других расходных статей на эти цели пока не шла. При этом программа развития городского транспорта выполняется в полном объеме: город приобрел за 2020-2021 год 126 низкопольных автобусов, что отчасти помогло снизить убытки.

«Только на топливе экономия составила 30%. Но обслуживание этой техники обходится дороже», – отмечает собеседник издания в Гортрансе.

С другой стороны, пассажиры в новых оснащенных валидаторами автобусах «не всегда оплачивают проезд», но отказ от кондукторов в мэрии считают эффективной мерой.  В Гортрансе, где трудоустроено более 5 тыс. жителей, сохраняется высокая текучка кадров. Только за последние полгода, по данным профсоюзов, ЕМУП покинуло 400 человек. В связи с этим водителям автобусов было предложено самостоятельно обилечивать пассажиров. В результате собираемость платежей упала на 30%. В администрации Екатеринбурга стимулировать граждан к оплате надеются повышением штрафа за безбилетный проезд до 1000 рублей.

В профсоюзах выход из ситуации видят в переходе на так называемые брутто-контракты. Эта система уже применяется в некоторых российских муниципалитетах. Суть ее в оплате за счет бюджета определенного количества авточасов перевозчиков, затрат на амортизацию транспорта и прочих. При заключении соглашения с муниципалитетом допускается прибыль перевозчика ориентировочно в 5-7%. В свою очередь, заказчик компенсирует затраты за счет установленного тарифа, а также обязан будет создать систему сбора и администрирования платежей населения за проезд либо привлечь для этого подрядчика.

«Система брутто-контрактов действует в Перми, например. Зачем перевозчику думать об обоснованности тарифа и количестве пассажиров. Мы предлагаем оплачивать работу транспортников исходя из наезженных километров по маршрутам. Сегодня цена услуг неоправданно занижена», – считает председатель Свердловской областной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ольга Соловьева.

Впрочем, в гордуме и ассоциации перевозчиков возможности перехода на брутто-контракты не усматривают. Помимо сложностей организации новой системы, депутаты  и представители профсообщества указывают на ее крайнюю дороговизну.

«Администрация в 2019 году заказывала исследование у «Центра экономики и инфраструктуры» из Санкт-Петербурга. По его результатам, перевод всего пассажирского транспорта (частного и муниципального) в Екатеринбурге на брутто-контракты обойдется в 15 млрд рублей по году. Большая часть средств придется на Гортранс – вместе с его электротранспортом в системе городских перевозок он обслуживает около 70% пассажиропотока. При оплате по брутто-контрактам будут большие кассовые разрывы, да и где такие средства взять?» – делится мнением депутат гордумы Екатеринбурга Михаил Вечкензин.

Муниципальные чиновники указывают, что действительно рассматривали такой подход. Хотя мнения о заявленной сумме у них расходятся. Замглавы Алексей Бубнов полагает, что она близка к реальности, а сейчас, возможно, средства будут требоваться и в большем объеме. Специалисты созданного для анализа транспортных потоков МБУ ЦОД наоборот указывают, что цифра в 15 млрд значительно завышена. Но сходятся чиновники в одном: денег на такую схему нет, «либо придется школы и больницы не строить». В Перми ее реализация при падении пассажиропотока «привела к дырам в бюджете в миллиарды».

В транспортном комитете мэрии и ЦОД готовят список мер по реабилитации Гортранса. В них войдет повышение тарифов на проезд, последняя корректировка которых проводилась в 2017 году. Речь идет о росте до 32 рублей, такой показатель считают приемлемым и депутаты гордумы.

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявляет о сокращении числа дублированных маршрутов. Впрочем, в Гортрансе такой подход не разделяют, заявляя, что муниципального предприятия это коснуться не должно. Источники издания в транспортной сфере указывают, что «резать дальше уже некуда».

«Дублированных маршрутов и так не много. За последние 3 года их урезали на 16%. Можно говорить о замещении и объединении некоторых маршрутов, но сокращение вызовет общественный резонанс. Автобусы и так заполнены по утрам. У нас около 700 тыс. поездок каждый день в общественном транспорте. На сегодняшний день он планово убыточен, и оснований для изменения ситуации не видно», – заключает тесно знакомый с системой пассажирских перевозок в Екатеринбурге специалист.

Пристальное внимание на положение Гортранса обращают депутаты гордумы. Перед подготовкой бюджета на очередной год они рассчитывают получить финансовый отчет о деятельности предприятия и подконтрольных ему активов, полагая, что средства могут найтись во внутренних источниках самого ЕМУП. А накопленные долги дают почву, в том числе, для банкротных исков, «в рамках которых финансовая деятельность предприятия может быть рассмотрена детально».

Елена Архипова

По материалам: “Правда УрФО”

Ранее

Экс-мэр Сургута оставил мусор

Далее

Для чего нам интеллект и как можно его измерить?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru