Рынок диссертационных работ на заказ в России стремительно сворачивается
Эксперты утверждают: традиционные заказчики такого продукта – крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники – потеряли интерес к подобным атрибутам. Причина в том, что купленные работы для многих оборачиваются не бонусами и преференциями, а серьёзными проблемами в карьере и службе.
Зампредседателя думского комитета по науке и высшему образованию Екатерина Харченко, возможно, уже успела пожалеть о том, что в своё время защитила докторскую диссертацию. Сегодня она – фигурант скандала, связанного с тем, что в её диссертационной работе обнаружился плагиат. Обвинение выдвинули эксперты сетевого сообщества «Диссернет»: они разбирали работу Харченко ещё в тот момент, когда она занимала пост ректора Курской сельхозакадемии. В итоге специалисты уличили руководителя вуза в том, что работа списана, Харченко, в свою очередь, утверждала, что все заимствования легальны, а работа написана «собственноручно бессонными ночами». Как бы то ни было, но новоизбранного депутата могут лишить учёной степени доктора экономических наук.
Такие громкие истории перестали быть редкостью. Именно они и отбивают охоту у желающих приобщиться к науке, пусть и формально.
Плагиат на конвейере
В центре резонансных историй, связанных с диссертациями, успели оказаться многие влиятельные россияне. Например, в 2016 году доктор исторических наук Вячеслав Козляков и Константин Ерусалимский, а также активист сообщества «Диссернет», филолог Иван Бабицкий подали заявление о лишении Владимира Мединского, занимавшего на тот момент пост министра культуры, учёной степени.
Представители «Диссернета» обнаружили массивные некорректные заимствования в двух диссертациях Мединского – 1997 и 1999 годов. После длительных разбирательств президиум ВАК всё же сохранил Мединскому докторскую степень, однако высокопоставленному чиновнику, очевидно, был нанесён ощутимый репутационный ущерб.
В конце ноября 2012 года в СМИ были опубликованы исследования доктора физико-математических наук и выпускника Челябинского государственного университета Николая Горькавого, согласно которым значительная часть диссертации депутата Госдумы Владимира Бурматова представляет собой компиляцию чужих статей и диссертаций. Вскоре Бурматов ушёл с поста первого зампреда комитета по образованию, в 2013 году он покинул должность заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, которую возглавлял с 2010 года.
В 2013 году грянул скандал вокруг кандидатской диссертации губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва. Тогда представители «Диссернета» утверждали, что около 65 процентов работы является плагиатом. В октябре 2013 года Воробьёв «по собственному желанию» уволился из Высшей школы экономики, где числился профессором.
В 2014 году «Диссернет» подал жалобу в Высшую аттестационную комиссию на диссертацию бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник.
Спустя несколько месяцев президиум ВАК принял решение о лишении экс-чиновницы степени доктора экономических наук, а в марте 2015 года Министерство образования выпустило соответствующий приказ.
Нужно вашей маме
Тему «ненужности» защиты диссертаций для широких масс на днях актуализировал профессор Станислав Шкель. На своей странице в Facebook он оставил пост, который вызвал бурное обсуждение среди представителей образовательного сообщества. По словам Шкеля, «в мире нет ничего скучнее, чем процесс защиты – сплошная бюрократическая возня и формализм, доведённый до абсурда». Профессор указал, что «ваша защита никому не нужна, она нужна только вам и, быть может, вашей маме, которая зачем-то этого хочет, всем остальным глубоко плевать».
«Если вы действительно сделали научное открытие, то поделитесь этим с миром как угодно, в любом литературном жанре, но только не в виде диссертации! Потому что выжившие из ума старые маразматики, которые в большинстве своём оккупировали диссертационные советы, точно не поймут ваших инноваций и вам же будет хуже», – написал Шкель.
Представители высшей школы вспоминают: в начале 2000-х годов наблюдался диссертационный бум: тогда в массовом порядке стремились защититься представители бизнеса, региональные и федеральные чиновники.
«Для многих чиновников наличие учёной степени – дополнительное конкурентное преимущество, которое позволяет продвинуться по карьерной лестнице повыше. Всё это породило тотальную коррупцию». – Сергей Комков, профессор, глава Всероссийского фонда образования.
По его словам, для уничтожения чёрного рынка диссертаций необходимо «исключить из системы ВАК (Высшую аттестационную комиссию. – τ.)».
– За присвоение учёных степеней и званий должен нести ответственность конкретный университет. Ответственность как репутационную, так и уголовную. Именно так это и происходит в Европе, – уточнил собеседник издания.
Один из бизнесменов на условиях анонимности рассказал «Октагону», что недавно даже отказался от написания диссертации.
– Да, у меня была давняя мечта – защититься, стать кандидатом наук. Собственных наработок было немало, были и люди, готовые написать работу за деньги, поскольку времени на это у меня нет. Но вскоре получил предложение перейти на госслужбу и решил отказаться от идеи. Подумал, если что-то в работе будет не так, найдут какие-нибудь заимствования, то всё – пиши пропало, прощай карьера, – рассказал собеседник «Октагона».
Экс-депутат Госдумы, пожелавший сохранить инкогнито, рассказал, что в своё время его едва не уговорили защитить диссертацию под ключ.
– Меня так активно уговаривали защититься, что я чуть было не согласился. Вы знаете, просто руки выкручивали – говорили, какой я депутат, если даже не кандидат наук. Но бог миловал – мы не договорились о теме. Я предлагал одну, мне впаривали другую, в общем, не сошлись, – сообщил собеседник «Октагона».
Сигнал от Путина
Сегодня мода на покупку диссертационных работ практически прошла, подтверждает в разговоре с «Октагоном» сооснователь проекта «Диссернет» Андрей Ростовцев. По его мнению, вероятно, сработала целая совокупность факторов: огромное количество разоблачений и принципиальная позиция президента по этому вопросу.
Несколько лет назад на выборах в РАН академиками стали сразу несколько государственных служащих. Речь шла о сотрудниках Управления делами президента, Министерства образования, МВД, Минобороны и Федеральной службы безопасности. После этого Владимир Путин заявил, что «должен предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнять какие-то рутинные административные обязанности в органах власти и управления».
– Мода на защиту кандидатских и докторских диссертаций была во многом связана с агрессивным маркетингом: людям практически навязывали эту услугу. Хотя по большому счёту она особых преференций не давала, – рассказал «Октагону» Ростовцев. – Сейчас среди чиновников только единицы защищают диссертации. Новые губернаторы-технократы, например, считают, что им это не нужно.
По его словам, многие заказывали диссертации, считая, что «она не помешает», вдруг когда-то пригодится. В итоге ранее в очередь на защиту выстраивались губернаторы и их заместители: эксперт объясняет это тем, что многие главы регионов после ухода с поста видели возможность продолжения карьеры на посту ректора местного вуза.
– Но порой доходило до смешного: некоторые люди даже забывали, что защищали диссертации. Удивлялись даже – а что, я кандидат наук, да? А уж тему работы вообще помнят единицы, – указал собеседник «Октагона».
Впрочем, по данным «Диссернета», в общем объёме авторов липовых диссертаций чиновников не так много – не более 10 процентов.
Изменчивость моды закономерно убила целую отрасль, которая специализировалась на написании диссертационных работ. При некоторых вузах действовали целые «фабрики», потому как от заказчиков не было отбоя. Впрочем, авторы диссеров совсем без работы не остались: многие из них сегодня переключились на написание курсовых и дипломных работ.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”