Оно помутило умы перегруженных виртуальной информацией современников, но на смену ему должно прийти царство разума.
Ангела Меркель предложила запретить демонстрацию фильма, «в котором пророк Мухаммед представлен не в лучшем виде».
Эта новость, сопровожденная ремаркой о том, что мнение данное вызвало раскол в германском обществе, транслировалась в числе главных крупнейшими международными вещателями, сразу после сюжетов о противостоянии в горящем Алеппо и взрыве в Афганистане.
Данное обстоятельство лишний раз подтверждает, что мы уже привычно ощущаем себя в абсолютно виртуальном, почти потустороннем мире, и что развитие событий повинуется отнюдь не естественным причинно-следственным связям, а возникновению неких фантомных знаков и символов, смысл которых теряется во множестве интерпретаций самого разного рода, сами же интерпретации куда значительнее повода.
Кто видел этот фильм, вызвавший всемирную истерику и эскалацию насилия?
Почему лидер великой страны, в период принятия ответственнейших решений о будущем европейской солидарности, вообще вспоминает об этом ничтожном со всех точек зрения продукте? Или в Германии нет других проблем для дискуссий? Или, может быть, происходит очередная гигантская мистификация, глобальное шоу, в котором сплелись, как в фильме ужасов, ночные страхи европейцев, и разум их помутился? Или вообще вся эта истерика раздута как раз для того, чтобы отвлечь обывателя от реальных трудностей? Вроде как у нас с теми же участницами Pussy Riot?
Пусть народ спорит и ссорится вокруг приговора, комментариев шоуменов и отношения к традиции, не задавая лишний раз неудобных вопросов… Правда и то, что не в первый раз общественное внимание последовательно отвлекается на обсуждение некого острого сюжета – в минувшие годы это было многоженство, аборты, порнография и пропаганда гомосексуализма.
Всякий раз за бурными дебатами, в которых исправно «отмечались» поп-звезды и политические деятели, следовали непопулярные меры в социально-экономической сфере – повышение тарифов на ЖКХ, отмена льгот либо банальное подорожание жизненно важных товаров.
Впрочем, это наше отечественное «ноу хау». Неужели и на продвинутом Западе происходит что-то похожее?
Ответ на этот несколько неожиданный вопрос нашелся сам собой – в статье американской писательницы и феминистки Мередит Такс «Осторожно: фундаментализм», которую автор прислала мне с просьбой прокомментировать, имеет ли сказанное в тексте какое-либо отношение к российским реалиям. Текст был посвящен подробному анализу вбрасывания в американские СМИ информации самого разного направления и веса о производстве и содержании фильма «Невинность мусульман», а также нагнетания атмосферы вокруг этого продукта в мировых СМИ.
Автор привлекла широкий исторический материал о скандалах вокруг тех или иных произведений искусства или массовой культуры, вызвавших гнев исламских, иудейских и христианских фундаменталистов, а также использования этих скандалов в политических целях теми или иными заинтересованными группами.
Вывод следовал простой и беспощадный: всякий раз скандал был смоделирован и реализован самими фундаменталистами, и практические плоды достались им же. Более того, массовый страх перед угрозой исламского фундаментализма как ничто поддерживает христианский фундаментализм, и наоборот.
Война с исламским терроризмом и джихад – две стороны одного и того же процесса, стремительно развивающегося с начала тысячелетия, приносящего невиданные прибыли в глобальных масштабах. Жертвами всего этого процесса стабильно становятся свободно мыслящие люди, интеллектуалы, либералы, художники… И – женщины. А также те верующие, кому радикализм средневекового толка не по душе. Что же до старых ценностей вроде Всеобщей декларации прав человека, демократических правил политического диалога и общежития, то они непоправимо уходят в историю под натиском новых опасностей и постепенно вообще девальвируются в медийном водовороте.
«Осторожно: фундаментализм!» – это не антиутопическая новелла, но жестокий срез действительности современного развития. Противопоставить ему Мередит Такс предлагает свободную волю мыслящих людей и веру в созидательное начало творчества, подкрепив цитатой одного из самых знаменитых фигурантов околорелигиозных войн последних десятилетий – Салмана Рушди.
Мне нравится ее оптимизм, который я полностью поддерживаю и разделяю. И верю в то, что царство разума придет на смену ментального затмения, помутившего умы перегруженных виртуальной информацией современников, и что произойдет это во всех странах – и в богатых, и в бедных. Все-таки в 21 веке живем. И надо говорить об этом в полный голос, как можно чаще и громче, как надо вообще говорить о том, где и как мы живем. В этом смысле все, о чем написала американка, для нас очень актуально.
Верю и в то, что в нашем отечестве пробудится общественная мысль, и место кликушествующих пиарщиков в пространстве вольного эфира и на площадях городов займут ученые и практики, способные указать дорогу не в средневековье, но в будущее. Где не падают спутники и не взрываются дома с людьми, но каждый развивается свободно и достойно.
Надежда АЖГИХИНА