Новые тарифы и заводы для петербургского мусора

Правительство Санкт-Петербурга приняло решение о едином тарифе для горожан на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). С нового года он составит 969,79 рубля за кубометр отходов

Заниматься утилизацией мусора будет АО «Невский региональный оператор», которое в сентябре получило статус регионального оператора по обращению с отходами Санкт-Петербурга и области.

Новые тарифы – это лишь часть масштабной мусорной реформы, которая проходит по всей России с 2019 года. Она обязывает субъекты РФ выбрать себе региональных операторов для работы с твёрдыми коммунальными отходами. Для трёх городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – сделали временное исключение, разрешив перенести сроки вступления в новую систему на январь 2022 года.

Сама реформа стала реализацией национального проекта «Экология», предусматривающего уменьшение доли полигонного захоронения отходов за счёт новейших технологий сортировки и утилизации. В Федеральном законе № 89 «Об отходах производства и потребления» выделены более и менее приоритетные способы обращения с мусором, и захоронение входит в число последних. Нацпроект «Экология» должен был переломить ситуацию в сторону более желаемых с точки зрения экологии и законодательства способов утилизации.

АО «Невский экологический оператор» – совместный проект правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, ПАО «Интер РАО» и ООО ВТБ. Он был создан в январе 2021 года.

Среди своих ключевых задач региональный оператор называет разработку единой концепции по утилизации отходов, а затем и её воплощение в объектах мусороперерабатывающей инфраструктуры, обеспечивающей экологичность и прозрачность процесса сбора и переработки отходов.

В конце октября «Невский экологический оператор» объявил конкурс среди перевозчиков, чтобы определиться, кто будет заниматься транспортировкой мусора, однако вскоре аукцион был приостановлен из-за жалобы ООО «Парк № 16». Ранее эта компания выбыла из конкурса по причине предоставления неполной документации, хотя в ООО «Парк № 16» настаивают на соблюдении всех условий. Жалобу также подало АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”», оказавшееся по результатам конкурса не у дел.

«По его итогу наша компания, старейший перевозчик Санкт-Петербурга, обладая всеми необходимыми ресурсами, выстроенной инфраструктурой и отлаженной логистикой, не получила ни одного лота и находится под угрозой закрытия», – сообщил генеральный директор АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» Сергей Глухов, добавив, что в компании надеются на пересмотр итогов конкурса.

На сторону работников автопарка встал и Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Петербурга и Ленобласти. Организация обратилась с письмом к вице-губернатору Санкт-Петербурга Валерию Пикалёву, в котором призвала помешать остановке работы перевозчика из-за снятия с конкурса.

Причины отклонения заявки АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» формальные, а вот последствия для всего коллектива из 600 сотрудников могут быть вполне серьёзные.

В ситуации с АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» проявил себя один из недостатков мусорной реформы, пока ещё не вступившей в свои права в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, – это риск монополизации отрасли, неизбежно возрастающий тогда, когда одно предприятие начинает аккумулировать весь процесс переработки, – от выбора необходимых технологий до заключения договоров с полигонами и производителями отходов.

Другой недостаток – места, где планируется строить мусоросжигающие заводы. Сейчас речь идёт о пяти комплексах – на Волхонском шоссе, в посёлке Левашово и на карьерах «Дубровка», «Островский» и «Брандовка».

– Неотсортированные фракции мусора станут материалом для RDF-топлива, которое уже будет утилизироваться на различных предприятиях. Прямые потребители этого топлива – цементные заводы и топливно-энергетические комплексы (ТЭК). Утилизация RDF-топлива в промышленных объёмах – это, по сути, то же мусоросжигание, но если мы опасались, что мусоросжигательный комплекс построят у нас здесь, то теперь очаги мусоросжигания будут повсюду, где цементные заводы, ТЭК, и мы не сможем даже это проконтролировать, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» муниципальный депутат Петергофа Сергей Толокнов.

На мусоросжигательных заводах предъявляются жёсткие требования к выбросам в окружающую среду, чего нельзя сказать о предприятиях, где потенциально может использоваться RDF-топливо.

А отсутствие экологического регламента и мощных фильтров при использовании этого топлива может привести к очень негативным последствиям.

Карьер «Брандовка» возле Оржиц находится неподалеку от того места, где берёт истоки водоподводящая система петергофских фонтанов. Будущий мусороперерабатывающий комплекс расположится в лесном массиве между Оржицами и соседним Петровским, а именно там начинается Петергофский канал. Планы по строительству мусорного полигона несут угрозу и для искусственной гидросистемы парков Петегрофа и Стрельны, и для реки Чёрной, протекающей возле выбранного места для мусорного комплекса и соединяющей Порзоловское болото с Копорской губой Финского залива.

Не только жители Ломоносовского и Петергофского районов протестуют против новых планов власти: 4 декабря прошли несколько народных сходов: один у трассы «Кола», другой у «Скандинавии». Петербуржцы собрались, чтобы показать своё несогласие с размещением мусороперерабатывающих заводов на карьерах «Дубровка» и «Островский».

Уже на следующий день, 5 декабря, подхватили линию протеста жители посёлка Новая Дубровка, которым также грозит опасное соседство комплекса по переработке отходов.

Совместными силами готовится открытое письмо, для которого собирают подписи на митингах. Оно будет направлено президенту Владимиру Путину, губернатору Александру Беглову и в областное законодательное собрание.

Однако власть, похоже, не собирается прислушиваться к мнению местных жителей.

Обсуждения по Петродворцовому району были ещё в 2020 году. Тогда результатом публичных слушаний стал перенос мусоросортировочного комплекса с улицы братьев Гаркушенко на промплощадку «Ломоносовская» и сокращение его с 10 до 5 гектаров по площади. Для внесения более серьёзных коррективов (например, изменения категории земель) необходимо было править генплан, и прежний созыв заксобрания пообещал вернуться к этой проблеме после выборов.

«Во время обсуждения адресной программы у нас было два оператора – северной и южной части города, а Ленинградская область была особняком. Сейчас сделали единого оператора. И я боюсь, что наш участок теперь не будут серьёзно рассматривать». – Сергей Толокнов, депутат Муниципального совета муниципального образования Город Петергоф.

2 декабря на сайте госзакупок опубликовали документацию на выполнение проектно-изыскательных работ по пяти комплексам переработки отходов (КПО). По КПО в Брандовке проведение общественных слушаний запланировано на декабрь-январь, а корректировка материалов, исходя из их результатов, должна пройти сразу в феврале. После этого с марта по апрель проведут государственную экологическую экспертизу.

Местные активисты ставят под вопрос прозрачность изысканий: общественные слушания и экологическая экспертиза должны проводиться по готовому проекту, а до этого момента, до презентации, невозможно предъявить к нему какие-либо претензии. Ведь проекта как такового ещё нет.

А будет он тогда, когда срок проведения общественных слушаний уже истечёт.

И тогда будет поздно высказывать недовольство.

– Выход сейчас – добиться общественной экологической экспертизы проекта мусороперерабатывающего комплекса. Наша задача – консолидироваться, собирать общественное мнение и готовиться к этим публичным будущим обсуждениям, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» Сергей Толокнов.

Компания «РТ-Инвест» сейчас занимается строительством мусорных заводов в Подмосковье и Татарстане. Разрабатываемые проекты по созданию инфраструктуры по работе с твёрдыми коммунальными отходами подверглись критике и со стороны местных активистов, и со стороны госорганов.

– К нам обратились по поводу строящегося воскресенского завода. Есть такой порядок, как общественная экологическая экспертиза, и мы с активистами запросили у подрядчика документацию для её проведения. С подрядчиком мы судились около трёх лет, чтобы получить нужную информацию, и только в судебном порядке документы нам передали, – рассказал в беседе с «Октагон.Северо-Запад» Никита Зубков, эксперт проекта по отходам производства и потребления в экологическом правовом центре.

«Мы провели общественную экологическую экспертизу с привлечением сертифицированной организации, и она выдала отрицательное заключение по этому проекту». – Никита Зубков, эксперт проекта по отходам производства и потребления в экологическом правовом центре.

Но даже такой вердикт о несоответствии экологическим требованиям подрядчика не смутил: Главгосэкспертиза уже успела выдать положительное заключение ранее, поэтому реализации проекта ничто не помешает.

Аналогичная ситуация, по словам Никиты Зубкова, наблюдалась и с другими заводами. Проектная документация у всех предприятий такая же, и активистам не раз приходилось получать данные через суд.

Переработка ТКО путём мусоросжигания не уменьшает, а увеличивает их количество.

– При сжигании отходов возникают побочные продукты с высоким уровнем токсичности. Они делаются незаметными, оказываются в воздухе, почве, воде, лёгких человека. Треть отходов по массе переходят в шлак и золу, которые нужно будет потом захоранивать на специальных полигонах, – считает Никита Зубков.

Одним из самых токсичных выделяемых в атмосферу веществ являются диоксины. Они на порядок более опасны, чем отравляющие вещества вроде зомана или зарина, используемых военными.

Опасность сжигания отходов подтверждается и практикой. В Москве такие заводы уже работают несколько лет. Согласно результатам исследований, в зоне их действия риск онкологических заболеваний у жителей превышен в четыре раза.

– В Санкт-Петербурге проблема тоже уже есть: водоканал на своих очистных сооружениях сжигает иловые осадки с 1997 года. У него три илосжигательных завода, и есть данные, что в нашем городе онкологические заболевания по показателям превышают среднероссийские. Есть мнение, что это в том числе может быть связано со сжиганием илового осадка на очистных сооружениях, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» Никита Зубков.

Мусорная реформа действительно способна решить ряд проблем, например, избавить город и область от несанкционированных свалок. Но вместе с тем другой ряд проблем она создаёт сама, следовательно, нуждается в дальнейшей доработке, а не в плановой реализации, уже в будущем году.

Юлия Ильина

По материалам: “Октагон”

Ранее

Строительство под Петербургом могут приостановить из-за многочисленных нарушений субподрядчиков

Далее

Мосгордума решила обойтись без QR-кодов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru