Оппозиция проверяет на прочность мягкую силу Текслера

В Челябинской области меняется конфигурация политических сил

Остатки доминировавших при экс-губернаторах Юревиче и Дубровском элитных групп сращиваются с экологическими активистами и противниками QR-кодов. Активисты «Молодой Гвардии Единой России» создают альянс со справедливороссами. Но перехватить инициативу им будет крайне сложно. За время нахождения на посту главы региона Алексей Текслер ввёл новые принципы управления областью, способные превратить оппозиционеров в союзников власти.

До 2019 года политические конфликты определяли как внутреннюю жизнь региона, так и его взаимоотношения с федеральным центром. Жители области помнят ожесточённую медиавойну Михаила Юревича с бизнесменами Александром Аристовым и Андреем Барышевым, в ходе которой стороны не стеснялись в выражениях и не скупились на обвинения. Вторым фронтом против экс-губернатора выступали силовики и руководство облсуда.

Кремль попытался перезагрузить южноуральскую власть, заменив Юревича на бывшего гендиректора ММК Бориса Дубровского. Но принесённые им с собой с завода управленческие лекала также не сработали.

Челябинские элиты воспротивились усилению магнитогорского клана и развязали новое противостояние.

Через короткое время СМИ начали публиковать разоблачения в отношении нового руководителя региона. Члены его команды превзошли предшественников в умении создавать новые конфликты, вступая в публичную перепалку с Центризбиркомом, Счётной палатой и Росавтодором.

После закономерной отставки Дубровского многие не верили, что новый губернатор-технократ Алексей Текслер сможет изменить привычный для челябинской власти сценарий. Но он справился, предложив кардинально иной подход к урегулированию конфликтов.

Компромисс вместо давления

Первым испытанием для Текслера в 2019 году стали выборы в районные советы и городскую думу Челябинска. Он аннулировал договорённости, заключённые представителями местных элит с его предшественником, и отказался от поддержки каких-либо кандидатов и жёсткого административного модерирования кампании.

Политическая встряска положительно повлияла на ход выборов. Несмотря на возникавшие в ходе кампании многочисленные конфликты, единороссы одержали победу в 136 из 170 округов. Большую часть мандатов получили представители команд, работающих в связке с новым губернатором.

Схожим политическим компромиссом стало избрание в ноябре 2021 года новым председателем заксобрания Челябинской области Александра Лазарева. По данным источника «Октагона», Алексею Текслеру предлагали согласовать на этот пост своего человека. Но он отказался, посчитав, что это нарушит создаваемый им баланс сил. В результате спикером стал политик, воспитанный старыми элитами, но быстро влившийся в губернаторскую команду.

Аналогичного принципа Текслер придерживается и во взаимоотношениях с мэрами. Губернатор лишь в крайних случаях идёт на открытую конфронтацию с главами муниципалитетов. Он воздерживается от направления на места мэров-варягов, понимая, что взращённые на местах управленцы лучше понимают проблемы территорий и в состоянии предложить наиболее эффективные пути их решения. Наиболее ярким примером стала отмена итогов конкурса на должность главы Верхнего Уфалея. После консультаций с представителями местной элиты областная власть пересмотрела позицию на выборах главы Катав-Ивановского района.

Прямой контакт с населением

В отличие от предшественников Алексей Текслер делает ставку на получение информации о состоянии дел на местах не от коллег по правительству, а напрямую от населения. Особую роль в этом играет аккаунт губернатора в Instagram, который местные СМИ образно назвали «слёзница всея Челябинской области».

Но одними соцсетями его коммуникация с населением не ограничивается. После заведения уголовных дел против предыдущих губернаторов челябинцы с недоверием относятся к материалам пиар-служб органов власти. Им нужно живое общение. И Текслер лично выходит в народ. Жители областного центра могут часто встретить его без охраны на главной пешеходной улице города Кировке и лично задать интересующие вопросы.

«Разворот Текслера»

Любимым административным инструментом губернатора с первых месяцев нахождения на посту стал «разворот Текслера». Такое название этой практике дали политологи и социологи. Глава региона часто во время поездок отклоняется от запланированных рабочих маршрутов, чтобы увидеть не специально подготовленные для него картины парадного убранства городов, заводов и больниц, а проблемные объекты, на которые Алексея Текслера просили обратить внимание простые жители.

В первые дни после своего назначения он неожиданно для сопровождающих решил отправиться не в ЖК «Ньютон», а на печально известный Коркинский разрез и в посёлок Роза. Позже во время визита в Троицк Текслер вопреки составленному местной администрацией плану отправился в посёлок Энергетиков, где обнаружил разваливающиеся бараки и свалку. А во время зимнего выезда глава региона решил повременить с осмотром новой снегоуборочной техники, пересел в автобус к журналистам и спросил их, куда лучше всего поехать для оценки качества уборки снега. Результатом каждого «разворота» становились поручения мэрам и членам правительства по устранению выявленных проблем.

Пандемия без секретов

Принципы работы Алексея Текслера проявились и в ходе борьбы с пандемией COVID-19. Челябинцам запомнилось, как ещё весной 2020 года в регионе начались первые конфликты по поводу организации обсерваторов. Главной их причиной губернатор назвал отсутствие надлежащего межведомственного взаимодействия и работы с населением.

– Никаких тайн и секретов от населения у нас нет, с опасениями людей нужно работать профессионально на всех уровнях, – высказал свою позицию глава региона.

Поворот лицом к элитам

Но наиболее важным принципом Текслера стала равноудалённость от управленческих и бизнес-элит. В том числе он изменил подход к бюджетному финансированию территорий и проектов.

«Челябинск – это не дойная корова. Хватит его растаскивать на части», – так губернатор обозначил личную позицию в отношении областного центра в ходе своего первого ежегодного послания. Вслед за этим дополнительное финансирование на строительство дорог, благоустройство территорий, газификацию и прочие программы начали получать и другие муниципалитеты.

Особенное внимание при этом уделяется Магнитогорску во избежание повторения конфронтации между челябинскими и магнитогорскими элитами.

Если предыдущие два губернатора были выходцами из крупных ФПГ (Михаил Юревич – из «Макфы», а Борис Дубровский – с ММК), то Алексей Текслер не связан какими-либо отношениями с конкретными предприятиями, что позволяет ему на равных говорить со всеми промышленниками, выстраивая с каждой из групп конструктивные отношения.

Урегулирование большинства внутренних противоречий позволило Текслеру перезагрузить отношения региона с силовиками, Росатомом и федеральными органами власти. И главным плодом этой перезагрузки стало выделение средств на продолжение строительства метро и соединение его с наземной трамвайной линией.

Челябинск идёт по стопам Екатеринбурга

Достигнутые Алексеем Текслером успехи не гарантируют областной власти спокойной жизни. Превратившись из классического технократа в политика, он инициировал изменение политического ландшафта региона, которое породило новые вызовы.

Челябинский политолог на условиях анонимности пояснил «Октагону», что в областном центре складывается новая социально-политическая модель мышления:

– Челябинск становится мегаполисом, где меньшую роль играет традиционный слой заводчан, чиновников, но при этом усиливается влияние людей, которые не связаны с государством или корпорациями. Фактически складывается екатеринбургская социальная модель. В этом плане были показательны прошедшие выборы с высокой явкой протестного электората и его высокой мобилизацией.

Именно эти изменения спровоцировали «противостояние активного меньшинства с администрацией Челябинска».

«Политическая оппозиция сращивается с экологической. Команда “Молодой гвардии Единой России” тоже уходит в радикализм, к ним присоединяются эсеры. На это накладывается ещё один слой – противники вакцинации против ковида. И всё месте это создает серьёзные политические риски в крупных городах области». – Политолог.

– Речь идёт не только о Челябинске. В других городах всё большую роль стал играть нелояльный, скептически настроенный электорат. Как он поведёт себя, мы не знаем, и это совершенно очевидный политический риск. Горячие точки остались, они не могут исчезнуть.

Следствием становления новой модели стали протесты против строительства новой больницы в Челябинском бору и недавняя попытка захвата здания заксобрания области, в ходе которой было высказано требование отставки спикера Александра Лазарева.

По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, обновлённая челябинская оппозиция не сможет существенно изменить основы заложенной Текслером административной системы.

– Текслер – губернатор «технократической» волны, однако его выгодно отличают открытый, диалоговый стиль общения с гражданами и элитой, а также укоренённость в регионе. Эффективные направления работы губернатора Челябинской области – социальная политика, инфраструктурное развитие, промышленная политика, благоустройство, отношения с федеральной властью. Он проявил себя как умелый и адекватный коммуникатор с региональными «олигархами» и крупными политиками. Собственно, именно в период губернаторства Текслера «олигархи» потеряли своё исключительное прежде влияние и были вынуждены играть по правилам и жёстко соблюдать закон. Многие деятели, отличавшиеся автономией, теперь встроены в команду Текслера (например, Владимир Мякуш), губернатор эффективно влияет на ситуацию в Челябинске (с помощью связки с мэром Натальей Котовой) и в Магнитогорске (с помощью эффективных договорённостей с Виктором Рашниковым и «магнитогорской» группой).

– Безусловно, есть группы элиты, теряющие влияние и пытающиеся восстановить его путём поддержки агрессивных местных депутатов (например, в Калининском и Центральном районах Челябинска). Однако в целом контроль губернатора за ситуацией в регионе довольно эффективен, – убеждён Дмитрий Орлов.

Новая модель российской технократии

По мнению челябинского политтехнолога Алексея Ширинкина, глава области выбивается из общего ряда пришедших к власти в последние годы губернаторов-технократов, которые сторонятся прямой работы с населением.

– У Алексея Текслера сложился смежный имидж. С одной стороны, он агент государства, с другой – строгий, но справедливый «народный директор», который живёт той же жизнью, что и весь народ. Это нетрадиционное явление для сегодняшней российской политики, которое нужно изучать и анализировать. И после анализа челябинской опыт может быть распространён в другие регионы.

Константин Джултаев, Денис Меттус

По материалам: “Октагон”

Ранее

Италия испытывает трудности с освоением «ковидного» бюджета

Далее

Гостехнадзор – похититель Рождества

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru