Внутренний туризм – 2022

Спрос выше, цены – за облака, будущее прекрасно

Ограничения в зарубежных поездках заставили огромное количество туристов выбрать этим летом путешествия по России. Внутренний туризм оказался востребованным как никогда. Насколько предложения этого лета соответствуют ожиданиям и возможностям туристов, разбирались «НИ».

Это лето сократило надежды на отдых у моря в России. Причина в том, что многие южные аэропорты закрыты, есть проблемы с логистикой. Попасть в Анапу или в Геленджик сложно. Крым и Краснодарский край из-за закрытых аэропортов не досчитались в этом году большого количества отдыхающих. Как сообщила руководитель отдела продаж турагентства «Бон Тур» Моника Беляцкая, ещё весной было очень много отмен ранее забронированных туров по этим направлениям, и спрос ощутимо упал: «Осторожно очень едут. Люди аннулируют туры. Потому что неспокойно, не хотят люди рисковать».

Индустрия гостеприимства вместо индустрии туризма?

Но высокий туристический сезон тем не менее стартовал. И у него уже есть свои отличительные черты. Прежде всего, это спрос на Кавказское направление. Причем Кавказ «выстреливает» во многом благодаря новым комплексам – таким, как Архыз. Мощные комплексы строятся в Дагестане, Чечне, в Карачаево-Черкессии, Адыгее. Большой популярностью пользуется Адлер. Средняя стоимость поездки туда составляет 65 тыс. рублей, сообщили «НИ» в Travelata.

Действительно, отдых в Абхазии — это и море, и солнце, и цены там кусаются совсем не так сильно, как на других морских курортах. По словам члена правления Альянса туристических агентств России, генерального директора сети турагентств «Едемвотпуск.ру» Ирины Семёновой, уже в мае отели в Абхазии были плотно загружены – настолько, что найти места для большой группы было весьма затруднительно. В июне в отелях Абхазии уже полная загрузка.

«Качественный гостиничный номерной фонд сейчас загружен на всей территории страны. Из-за временного закрытия части южных аэропортов не добирают для такого сезона турпотоки Крыма, Анапы, Геленджика. Но лучшие отели и санатории проданы и там. Битком Сочи, Кавминводы, растет спрос на Дагестан, южные регионы Поволжья», – сообщил «НИ» почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Новые пляжные направления открыли для себя туристы и в других регионах. «В Дагестане километры песчаных пляжей, но никто не знает об этом», — заметил на дискуссии по вопросам туризма на ПМЭФ начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Но в ответ на это глава республики Дагестан Сергей Меликов рассказал, как на самом деле обстоят дела с туризмом в регионе: «В прошлом году Дагестан принял более 1 млн туристов. В этом году ожидаем 1,5 млн. Но мы сегодня, на самом деле, не готовы принимать ни 1 млн, ни 1,5. Мы их принимаем, они уезжают довольные, но это не индустрия туризма, это индустрия гостеприимства. В индустрии гостеприимства мы готовы принимать до 2 млн, но за счет кемпингов, глэмпингов».

Кемпинги и глэмпинги ставят в регионе не столько потому, что это модно, сколько потому, что это более простой и, главное, быстрый способ обеспечить туристические места. Ведь туристическая инфраструктура в России сегодня не развита в том объёме, который необходим для удовлетворения потребностей отечественных туристов.

Новые направления и новые цены

На этом фоне в выигрыше оказались совершенно неожиданные туристические направления. «Относительными бенефециарами внутри страны стали пляжный, горнолыжный, в определенной степени экскурсионный, и все виды природоориентированного туризма: приключенческий, экологический, спортивный», – считает почетный президент Российского союза туриндустрии, кандидат экономических наук Сергей Шпилько. – Успешно все, что связано с посещением дикой природы; экологический и спортивный туризм. Тут нельзя не упомянуть Алтай, Сибирь. Есть успешные чартерные программы – на Сахалин, Камчатку, в Бурятию, Мурманск, Тюмень, Дагестан, в Чечню, на Селигер, в Башкирию, Казань».

В прошлом сезоне многие туристы жаловались, что цены на туры внутри страны намного выше зарубежных при более низком уровне сервиса. К примеру, тур на 10 дней в Анапу в 4-х звездный отель «Лазурный берег» превосходил по стоимости и Турцию, и Египет, приближаясь к 200 тысячам рублей за 9 ночей. Наградой за это для многих туристов стали желудочно-кишечные заболевания из-за загрязнения морской воды сточными водами вблизи пляжей. Многие из тех, кто столкнулся с этим опасным для здоровья сервисом Краснодарского края, в нынешнем году выбрали диаметрально противоположные направления.

Москва летом 2022 года признана самым выгодным туристическим направлением для россиян. Стоимость поездки в столицу составляет в среднем 28 тыс. рублей, подсчитали в сервисе по поиску и бронированию туров Travelata. На втором месте в списке бюджетных направлений оказалась Казань (38 тыс. рублей), а замыкает тройку популярный у российских туристов Петербург (38 тыс. рублей). Среди лидеров бюджетных направлений также Калининградская область, она на четвёртом месте. Средняя стоимость поездки в этот регион составляет почти 44 тыс. рублей. Замыкают пятёрку бюджетных направлений Минеральные Воды со средней ценой тура более 53 тыс. рублей.

Мы решили проверить, насколько реклама «бюджетного» отдыха в Петербурге соответствует реальности и отправились туда.

Продать дорого – залог успеха?

В середине июня в Смольном заявили, что Петербург по итогам 2022 года может принять более 7 млн туристов. Их количество в Северной столице в период белых ночей действительно впечатляет. К примеру, наблюдать развод мостов приходит столько туристов, что их едва может вместить целая набережная.

Но это еще не все: большая часть выбирает наблюдать развод мостов с Невы, на катере. И тут все чаще происходит удивительное явление: «пробка» на реке. Дело в том, что прогулочных катеров на Неве летом столько, что их движение периодически останавливается. К слову, стоимость такой ночной экскурсии по Неве начинается от 2 тыс. рублей. Днем путешествовать по рекам и каналам Питера чуть дешевле : 1 билет на катере стоит 1 тыс. рублей для взрослого.

Зазывалы, уличные продавцы туров и экскурсий в Питере на каждом шагу. Город монетезирован полностью. Так, вход в храмы и соборы – Исаакиевский, Спас-на-Крови, Петропавловский – тоже платный, и отнюдь не дешевый. Если вы соберетесь насладиться красотами Петергофа или Павловска, придется потратиться еще больше. Стоимость билета на «Метеоре» до Петергофа – 1 тыс. рублей, вход а парк тоже платный, дополнительно к этому вход во дворец тоже обойдется около 1 тыс. руб. Таким образом, только один турист во время экскурсии в Петергоф приносит в казну города до 3-4 тыс. рублей. Разумеется, бюджетным такой «познавательный туризм» назвать сложно.

«Средние расходы за одну поездку в Санкт-Петербург в 1 полугодии 2022 г. составили для туристов из России 36,3–36,5 тыс. руб. на одного человека, это на 13,7% выше, чем в 2021 г. В 1 полугодии 2022 г. существенно выросли траты российских туристов на питание в кафе и ресторанах города, посещение культурных объектов, приобретение сувенирной продукции, а также на проезд в городском транспорте», – говорилось на ПМЭФ. Стоит заметить, что в «высокий сезон» белых ночей в Питере размещение в отелях “3 звезды” в двухместном номере приближается к 15 тыс. руб. за 3 ночи, в отеле “4 звезды” превышает 20 тыс. руб. за 3 ночи. Это как минимум. Но туристы начали искать обходные пути. В отелях и гостиницах города размещается только порядка 38% российских туристов, при этом 20% из них предпочитают останавливаться в отелях без звезд, хостелах и пансионатах, а доля размещений в отелях категории 3-5 звезд не превышает 16%. Большая же часть российских туристов (44 %) в 1-м полугодии 2022 г. предпочитала останавливаться в Питере у друзей и родственников.

Мы обратились в комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга с вопросом: за счет чего Петербург, по данным Росстата, по объему принимаемых туристов смог вернуться к показателям 2019 года. Произошло ли это за счет новых предложений или это закономерность, связанная с традиционным интересом, который умножен на закрытие границ?

По мнению обладателя звания «Мастер гостеприимства» из Санкт-Петербурга Кристины Тарасовой, в городе разработали новую туристскую географию, в частности межрегиональные проекты – «Серебряное ожерелье России», «Два города-миллион впечатлений», «От заката до рассвета». К тому же в городе, по словам Кристины Тарасовой, большая событийная активность: фестиваль цветов, оркестров, день туризма, фестиваль света плюс наружная реклама, медиапродвижение, тематические воркшопы.

Однако, по нашим наблюдениям, подавляющая часть направлений в Петербурге и окрестностях традиционная: это экскурсии по городу, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Пушкин, Павловск, Петергоф, Ораниенбаум. Собранные в трех турагентствах Петербурга экскурсионные предложения не поразили разнообразием, зато удивили ценами. Их средний чек превышает 2 тыс. рублей.

«Спрос растущий, ценовая политика у всех своя. Загрузка отелей на начало июня – около 82%. Объем турпотока растёт. Предложения на любой вкус и кошелёк», – пояснила Кристина Тарасова.

«Именно такой бизнес и можно считать успешным. Успешен в бизнесе тот, кто может продать дорого», – считает почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

В тренде отдых с лечением

Нынешний туристический сезон открыл для многих еще одно неожиданное направление – санаторно-курортный туризм. Тут Россия практически впереди планеты всей: у нас 230 санаторно-курортных коек, такого нет ни в одной стране. У российских санаториев есть и свои «фишки».

«За границей доминирует СПА-оздоровление, уход за внешностью, профилактика болезней. У нас же ведущие здравницы, большинство санаториев обеспечены врачами самых разных специальностей, которые входят в персонал, то есть они, эти здравницы и санатории, являются клиническими. Физиотерапия, тяжелые болезни, реабилитация в совокупности с санаторно-курортным комплексом блестяще себя показали в ситуации с ковидом. Ни в одной стране мира не было таких пост-ковидных программ, как у нас. Появилась интересная тенденция: санаторно-курортное лечение начали выбирать молодые и состоятельные. Плюс в том, что наши санатории расположены не только в Минводах, Анапе и в Крыму. Санаторно-курортные комплексы разбросаны по всей территории страны, в том числе они есть в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге», – рассказал «НИ» почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

География санаторно-курортного комплекса России действительно богатая. Она простирается до Приморья и Камчатки, включая Магадан и Белакуриху в Сибири. Это также Урал, Усть -Качка и санатории на побережье Балтийского и Черного морей. Они есть в любом субъекте федерации. В группу лидеров входят также Краснодарский край, Москва и область, Крым, Башкирия, Алтайский край. По данным туроператоров, средний чек санаторно-курортного отдыха в России сегодня приближается к 60 тыс. рублей на человека.

«Нам нужны новые курорты!»

Казалось бы, фактически в отсутствии конкуренции со стороны выездного туризма наш внутренний туризм должен праздновать победу. Но это, к сожалению, не так. И уже сейчас представители туристической отрасли говорят об очевидных проблемах.

«Нужно увеличить отельную ёмкость в два раза. Нужно создавать новые курорты, в первую очередь — морские. Нужны абсолютно новые современные курорты, которые отвечают требованиям современного туриста. В среднем эта задача займёт от 10 лет, на Каспии и юге страны. В приоритете у нас, конечно, семейный отдых», – считаетруководитель Ростуризма Зарина Догузова.

Помимо неразвитой инфраструктуры, в стране не хватает кадров для работы в туристической сфере, об этом заявил представитель комитета по туризму Госдумы РФ Сангаджи Тарбаев: «Мы много денег тратим на то, чтобы строить гостиницы и дороги, но там кто-то должен работать! Сервис в туризме сегодня — половина туристического продукта. А у нас подготовка кадров не успевает! Сегодня мы готовим около 11 тыс. кадров, но нам понадобится 250 тыс. Нам важно создать кадры».

«Не хватает, качественного номерного фонда, комплексного развития территорий, есть проблемы с логистикой, требует совершенствования система подготовки кадров. Но серьезный прогресс налицо. В том числе благодаря беспрецедентным мерам господдержки в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на период до 2030-го года. Тут и софинансирование инвестиционных проектов, и субсидирование процентной ставки по кредитам, дотирование воздушной перевозки в рамках чартерных программ, тот же кэшбек, грантовая поддержка проектов малого бизнеса, строительства кемпингов, глэмпингов и модульных отелей. Отдельно по линии Минтранса осуществляется программа субсидирования регулярной воздушной и железнодорожной пассажирской перевозки. В общем, времена непростые, но дело с развитием внутреннего туризма движется», – считает почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Стоит добавить, что с 1 июля будет действовать нулевой НДС для гостиниц. В туристической отрасли это решение считают революционным. Вместе с дешевыми кредитами для инвесторов, которые будут строить гостиницы, это делает туризм, пожалуй, самым перспективным и прибыльным бизнесом в России. Но вот насколько он будет соответствовать ожиданиям и возможностям туристов – вопрос открытый.

Фото: pixabay.com

Ирина Мишина

По материалам: “Новые Известия”

Ранее

1 млрд долларов: столько криптовалюты украли хакеры из Северной Кореи в 2022 году

Далее

Акции «Газпрома» обрушились на 30% из-за отказа выплачивать дивиденды

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru