Без бумажки человек

Россиянам разрешили сдавать TOEFL удаленно

Американская сторона всё же разрешила россиянам регистрироваться на международный языковой экзамен TOEFL, без которого невозможно поступление во многие западные вузы. TOEFL наряду с IELTS закрыл очные тестирования в России еще в марте этого года. Как это влияет на жизнь абитуриентов, которые готовились поступать в зарубежные учебные заведения, замедляет ли отток кадров из России и что происходит с экзаменами на знание других языков, читайте в материале «Известий».

Отмена тревоги

«Ребята, продолжаем готовиться! После всех развлечений, которые нам предоставили организаторы TOEFL», — устало говорит Лиза, которая ведет в Telegram-канал о своей подготовке к поступлению в американский вуз. Последние пару дней ребята, которые месяцами готовились к сдаче международного экзамена на знание английского языка, испытали «эмоциональные качели», признается девушка.

Во вторник, 2 августа, стало известно, что россиянам закрыли доступ к регистрации на TOEFL. При попытке завести учетную запись на сайте проводящей экзамен компании ETS высвечивалось следующее уведомление: «Ваш доступ к продуктам и услугам TOEFL ограничен для соблюдения требований управления по контролю за иностранными активами (OFAC)».

Проще говоря, это значит, что сдавать TOEFL запретили людям из России из-за санкций. ETS подтвердила информацию о недопуске граждан РФ к тестированию, отметив, что получила уведомление от властей около недели назад.

На организаторов экзамена в Сети обрушился шквал критики. Спустя день ETS заявила, что граждане России и Белоруссии c 4 августа смогут удаленно сдавать отдельные версии TOEFL, которые были разработаны во время массовой самоизоляции на фоне COVID-19. Им разрешили «регистрироваться для сдачи TOEFL iBT Home Edition, TOEFL Essentials и домашней версии GRE, если у них нет каких-либо финансовых препятствий для этого».

Наследие пандемии

Во время пандемии коронавируса TOEFL и другие международные языковые экзамены в тестовых центрах очно не проводились несколько месяцев, из-за чего тысячи людей оставались в подвешенном состоянии, рассказывает Ирина Следьева, СЕО компании «АкадемКонсалт» (AcademConsult). Онлайн-формат экзаменов позволил абитуриентам пройти их. Именно в последние два года этот вариант тестов приобрел распространение и признание учебными заведениями.

— Экзамен в удаленном формате — выход из сложившейся ситуации для многих россиян. Однако эти версии сертификатов принимают отнюдь не все вузы. В первую очередь это касается крупнейших ведущих американских, канадских и британских учебных заведений, — отмечает собеседница «Известий».

Обычно TOEFL сдают в специальных лицензированных центрах. Участие в них платное (в 2022 году порядка $200 — по текущему курсу порядка 12 тыс. рублей) и требует заблаговременной регистрации. С марта в России и Белоруссии перестали проводить очное тестирование. Это касается не только TOEFL, но и другого международного экзамена на знание английского — IELTS.

Справка «Известий»

Подобные тесты определяют уровень владения языком по шкале от A1 до C2. В первую очередь такие сертификаты нужны для поступления в зарубежные учебные заведения, кроме того, их могут потребовать при получении вида на жительство и при трудоустройстве.

Самые распространенные — как раз TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и IELTS (International English Language Testing System), которые признаются порядком 20 тыс. учебных заведений. Тест TOEFL предпочтительнее для США, IELTS — в Великобритании.

IELTS, который объявил о приостановке работы в России, предложил перенаправить потраченные на экзамен средства (в 2022-м это 27 тыс. рублей) на курсы. Электронные экзамены IELTS в Москве проводились до конца апреля. Там обещали в скорейшие сроки возобновить тестирование, однако таблица с информацией о ближайших датах всё также пуста.

Помимо этого, в России прекратилась запись на экзамены для получение кембриджских сертификатов CAE (Certificate in Advanced English), FCE (First Certificate in English) и CPE (Certificate of Proficiency in English).

Упорные не сдаются

По подсчетам Academ Consult, до пандемии COVID-19 ежегодно уезжали учиться за рубеж порядка 70 тыс. россиян, в том числе школьников и молодых специалистов. Для сравнения: в допандемийном 2019 году общее число выпускников 11-х классов оценивалось Минобрнауки в 680 тыс.

В феврале-марте 2022 года наблюдался двукратный рост спроса на обучение за рубежом, и эта тенденция сохраняется до сих пор, отмечает Ирина Следьева. В летние месяцы спрос традиционно падает практически до нуля в соответствии с графиком приемных кампаний западных вузов (они начинают прием документов осенью — Ред.), общая картина станет понятна по итогам года.

С того момента, как сдачу международных сертификационных экзаменов приостановили, россияне пытались найти лазейки: и сдавать тесты в других странах (это разрешено организаторами), и регистрироваться на них через международные школы, говорит карьерный консультант Юлия Белоусова. И у многих это получилось, подчеркивает она и напоминает, что вокруг тех же TOEFL и IELTS давно выстроен огромный бизнес.

Россияне пока что беспрепятственно могут сдать аналог TOEFL и IELTS — Duolingo English Test (стоит $49, то есть почти 3 тыс. рублей, без учета налогов), который проводится онлайн. «Может, он не заменит их при поступлении в такие престижные учебные заведения, как Йельский или Оксфордский университет, однако этот сертификат готовы принимать сотни других вузов по всему миру», — объясняет глава AcademConsult Ирина Следьева.

Родители будущих абитуриентов, с которыми работает Юлия Белоусова в рамках программ профориентации, интересуются возможностями обучения своих детей за рубежом. «Я не могу сказать, что интерес снизился даже на фоне последних событий», — замечает собеседница «Известий». В ее практике те подростки, которые готовились уехать на учебу за границу, добились своего.

— В начале последних событий, например, в чешских вузах нервно относились к российским студентам, однако потом волнения поутихли, — отмечает она. С проблемами в основном столкнулись студенты по обмену.

Гранты российским студентам всё так же предоставляют, если они подтверждают свою квалификацию. Другое дело, что теперь поступление в иностранный вуз требует еще больших капиталовложений и попросту сил, добавляют собеседники.

Что с Европой

С европейскими языками и соответствующими сертификатами, на первый взгляд, всё проще. В России по-прежнему работают Французский институт, Институт Сервантеса и Гёте-Институт, которые занимаются организацией экзаменов по французскому, испанскому и немецкому языкам соответственно — DELF, DELE/SIELE и TestDaF. Дата ближайшего экзамена DELF для подростков — 5 ноября, каких-либо переносов в расписании не значится.

Институт Сервантеса приостановил культурные мероприятия в офлайн, однако обещает проводить учебные мероприятия в обычном режиме. Гёте-Институт сейчас и вовсе предлагает скидки на экзамены, правда, другого типа. TestDaF традиционно проводится только шесть раз в год, попасть на него бывало непросто и задолго до последних событий.

Хотя запрета на эти экзамены нет, у желающих их сдать возникают сложности, признает Ирина Следьева. Ряд европейских культурных организаций, которые занимаются их организацией, были вынуждены после февраля приостановить работу или приняли такое решение по собственному желанию.

Из-за этого сократилось количество возможных дней для проведения экзаменов, где-то их вовсе отложили. Если раньше при удачном раскладе можно было записаться на тестирование за один-два месяца, то сейчас ожидание может растянуться на несколько месяцев, говорит собеседница «Известий».

— Ряд узкопрофильных языковых экзаменов (например, для юристов) и раньше проводились всего дважды в год. Аналогично редко проводятся тесты по испанскому языку или кембриджские языковые тесты. Да и сертификатов по ним обычно приходится ждать месяцы, — добавляет она.

Трудовой вопрос

По мнению опрошенных «Известиями» кадровых специалистов, на рынке труда сложности со сдачей международных языковых экзаменов никак не скажутся. Те, кто хотят уехать работать за рубеж, найдут и лазейки получить TOEFL, и деньги на это. Более того, подчеркивает Юлия Белоусова, этот сертификат не является гарантией чего бы то ни было.

— На внутреннем трудовом рынке он вообще не играет роли. Работодатели чаще всего указывают требуемый уровень английского — cкажем, B2. На собеседовании у соискателя не просят показать сертификат: с ним проще поговорить на английском, чтобы проверить его уровень знания языка, — подчеркивает эксперт.

— Если компания работает на российском рынке, то наличие сертификата совершенно не имеет значения, — соглашается IT-рекрутер Екатерина Солонченко. — Если ребята работают в международной команде, им, конечно, нужно общаться на английском, чтобы понимать друг друга. Здесь уровня B1-B2 более чем достаточно.

По словам Екатерины Солоченко, она ни разу не сталкивалась с тем, чтобы у соискателя потребовали сертификат, подтверждающий знание языка. «Хотя для экономистов, финансистов и, например, менеджеров наличие такого сертификата является хорошим бонусом», — добавляет она.

Что касается айтишников — самого дефицитного сегмента с точки зрения кадров, то здесь и речи не идет об обязательности сертификатов. Поэтому сложности со сдачей соответствующих экзаменов на отток специалистов никак не повлияет.

— Некоторые американские и европейские компании готовы брать на работу российских разработчиков без знания английского вовсе, — признает IT-рекрутер.

Фото: pixabay

Екатерина Кориненко

По материалам: “Известия”

Ранее

Небо в джеточку

Далее

Отошли моды

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru