В годы Великой Отечественной войны путь соединял Горскую, Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм
Жители Петербурга отдают дань памяти тем, кто пережил блокаду. Ленинград попал в блокадное кольцо 81 год назад. Его жители на 872 дня оказались без поставок топлива и пищи, но не сдались. Один из памятников стойкости ленинградцев – «Малая дорога жизни». По ней в годы Великой Отечественной войны эвакуировали жителей, а также в 1943 году были переброшены войска 2-й ударной армии, впоследствии разгромившей захватчиков.
В бывшем Ленинграде в честь 81-й годовщины начала блокады объявили общегородскую минуту молчания. Во время нее по громкоговорителям транслировали памятную речь о мужестве и героизме ленинградцев. Также в этот день для петербуржцев и гостей города прошла мемориальная акция «872 в кольце». Посетителям Мультимедийного пространства демонстрировали ролик из 12 эпизодов с аудио-выдержками из блокадных дневников.
Кроме того, в Кронштадте зажглась художественная подсветка памятного знака «Малая дорога жизни». Сейчас от пути остался только небольшой участок грунтовки, которому присвоили название аллеи Мужества. Однако в годы блокады дорога спасала жизни тысяч мирных жителей и служила каналом переброски войск.
В начале блокады на Ораниенбаумском плацдарме, а также на островах Сескар, Малый и Большой Тютерсы, Мощный и Ханко оказалось около 100 тыс. военных и гражданских. По «Малой дорогой жизни» переправляли продовольствие, топливо, вооружение и даже танки, а также эвакуировали детей. Грузы для фронта доставлялись по железной дороге до Лисьего Носа и далее до причала в Горской. Отсюда по ледовой трассе колонны машин отправлялись в Кронштадт и далее в Ораниенбаум.
Сегодня об этом напоминает знак «Малая дорога жизни» у здания бывшей пятой Северной оборонительной казармы. Железную дорогу давно разобрали. Сейчас эта часть города интересует девелоперов, они пытаются застроить Лисий Нос коттеджами и таунхаусами. Здесь хорошая экология и живописные виды, однако, по отзывам застройщиков, мешают ближайшие промзоны.
Так в Горской, недалеко от места, где сейчас пролегает аллея Мужества, в 80-е годы появилась строительная площадка Комплекса защитных сооружений от наводнений. После завершения строительства Дамбы она оказалась заброшенной, участки быстро заняли мусором. Особое беспокойство доставляет огромный склад автопокрышек. Там уже фиксировали пожар, ставший причиной выброса в воздух огромного числа токсичных веществ.
Три года назад площадка из федеральной собственности перешла в городскую. В Смольном объявили о том, что Горскую рекультивируют и займут инновационным центром для отечественных IT-разработок, а также промышленным комплексом, туристической инфраструктурой и общественными пространствами. В прошлом году Смольный заключил соглашение с ООО «Мегалайн» на реализацию данного проекта. Инвестор оценил работы в 60 млрд рублей, провел комплекс изысканий и конкурс на лучшее архитектурное решение будущих кластеров.
По подсчетам специалистов Петербург получил бы уникальную площадку для тысяч квалифицированных специалистов, а также миллиарды дохода в бюджет. Однако уже через год город передумал и отдал предпочтение другому инвестору, который намерен строить в Горской яхт-клуб. Специалисты не видят перспектив у такого объекта в местности, где строится жилье, но не развита социальная инфраструктура. К тому же в текущем году значительно выросла актуальность IT-деревни как для города, так и для всей страны. В то время как развлекательных проектов в городе и так реализуется немало, в том числе в Кронштадте.
Тем не менее, за счет богатой истории у территории близ Горской есть некоторый туристический потенциал. Кроме памятного знака в Кронштадте можно увидеть памятный монумент «Дорога мужества» в Лисьем Носу. Его установили в 2015 году при поддержке инвестора. Также поселок известен памятниками деревянного зодчества, но многие сейчас в запущенном состоянии.