“Водителей автобусов в Москве всегда не хватало, не хватает их и сейчас”
С сентября Госдума РФ рассмотрит законопроект, конкретизирующий требования, предъявляемые к водителям автобусов. По замыслу законотворцев, получить права категории «Д» станет сложнее, чем сейчас. Авторы документа считают, что это позволит снизить число дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. Главное новшество заключается в ужесточении требований к иностранцам. Эксперты опасаются роста нехватки водителей, особенно за пределами столичного региона.
Работа мечты?
Самые высокие зарплаты в России получают водители столичных автобусов. Как говорится на сайте Московского транспорта, их зарплата составляет от 80 до 130 тыс. рублей. Для сравнения, по данным проекта «Мигранту Рус», в Ингушетии средний заработок водителя автобуса – около 10 тыс. рублей.
Сесть за руль московского автобуса может человек любого пола старше 21 года с образованием не ниже основного общего, прошедший медкомиссию и имеющий права категории «Д». Если таких прав нет, их можно получить, пройдя обучение в автопарке в течение 4,5 месяца. Если же имеются права категории «В» или «С», обучение займёт и того меньше – всего 2,5 месяца. На протяжении всего этого срока будет выплачиваться стипендия в размере 40 тыс. рублей. Соцпакет включает также бесплатный проезд в общественном транспорте, включая электрички. Принимаются на работу и иногородние, и иностранные граждане.
Как заявили «Октагону» в Едином центре подбора персонала Московского транспорта, никакой дискриминации по полу и национальной принадлежности в «Мосгортрансе» нет.
Иностранным гражданам предлагается общежитие, а во время обучения выплачивается компенсация на оплату жилья. Гражданам Белоруссии и Киргизии разрешено пользоваться правами, выданными на родине. Всего, по данным «Мигранту Рус», около 40 процентов водителей в столице – иностранцы.
Что предлагается изменить
Поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (законопроект № 140646-8) призваны в первую очередь навести порядок в системе допуска водителей к управлению. «На протяжении последних лет на фоне общего устойчивого снижения показателей дорожно-транспортного травматизма отмечаются негативные тенденции в части аварийности по вине водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, водителей, управляющих транспортными средствами на основании иностранных национальных водительских удостоверений», – отмечается в пояснительной записке к документу. Авторы приводят статистику, согласно которой в 2021 году из-за нарушений правил дорожного движения водителями автобусов было совершено 3464 ДТП, в которых погибли 166 и ранены 5325 человек (число погибших увеличилось на 3,1 процента). Одновременно приводятся данные о том, что по вине водителей – иностранных граждан – в 2021-м произошло 5062 ДТП (+5,7 процента), в которых погиб 431 человек и были ранены 6709 (+5,7 процента) граждан.
Уточнить в Комитете Госдумы по транспорту, какой процент ДТП, произошедших непосредственно с участием водителей автобусов, имеющих зарубежные водительские права, не удалось. Однако именно в этом сегменте авторы законопроекта хотят навести порядок. Поправки устанавливают норму «о признании недействительными иностранных водительских удостоверений по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем вида на жительство или паспорта гражданина Российской Федерации». Также оговаривается, что теперь к обучению в автопарке будут допущены только те, кто уже имеет стаж вождения (владеет правами категории «В» или «С») не менее одного года.
За правами в Киргизию
Эксперты отмечают, что даже после принятия закона требования, предъявляемые к водителям автобусов, будут значительно мягче, чем это было в СССР. В Советском Союзе необходимый стаж вождения до поступления на работу водителем автобуса составлял три года. Неготовность вводить более жёсткие меры связывают с нехваткой водителей.
«Водителей автобусов в Москве всегда не хватало, не хватает их и сейчас. Так называемые лимитчики появились в городе именно из-за этого. Работа очень тяжёлая, несмотря на высокую зарплату, мало кто её выдерживает». – Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза.
Вакансий у «Мосгортранса» действительно предостаточно, только на сайте HeadHunter представлено 25 предложений для водителей автобусов. В то же время, как заявили «Октагону» в Едином центре подбора персонала Московского транспорта, «на данный момент все группы на обучение (водителей автобусов) укомплектованы на несколько месяцев вперёд».
– Это не означает, что недобора нет. Не хватает сотен водителей. Другой вопрос, что предпочитают брать уже с правами необходимой категории, – поделился с «Октагоном» источник, знакомый с ситуацией. В результате, по его словам, сегодня стало довольно популярно ездить в Киргизию и покупать там права. Вероятно, после введения новых правил эта «лазейка» закроется. – Не исключено, что именно в этом и кроется реальный смысл законопроекта, – говорит источник. – В том, что новые правила резко снизят число ДТП, я сомневаюсь. Впрочем, и сегодня смертность в ДТП по вине водителей автобусов не так велика по сравнению с общим числом жертв на дорогах и общим числом перевозимых пассажиров – около 14 миллиардов человек ежегодно.
Дефицит может усугубиться
В результате нововведений дефицит водителей автобусов может стать более ощутимым, особенно в регионах, где условия далеко не так привлекательны, как в Москве. Это касается даже второго по численности населения города в России – Санкт-Петербурга. На государственном автобусном предприятии «Пассажиравтотранс» не скрывают острой нехватки сотрудников.
После того, как в результате транспортной реформы Петербург избавили от маршруток, администрация города заключила контракты с частными перевозчиками. Зарплаты там гораздо выше, чем в «Пассажиравтотрансе»: если в госкомпании со всеми надбавками и премиями можно заработать 60–70 тыс. рублей, то в частных компаниях зарплата доходит до 100 тыс. рублей.
– В штат «Пассажиравтотранса» требуются сотрудники разных категорий (около 2 тысяч человек), прежде всего водители. Недокомплект составляет около 350 человек, – сообщил «Октагону» городской государственный перевозчик.
Несправедливость заключается ещё и в том, что бывшие водители маршруток сразу перешли в частные компании, а это в большинстве своём – мигранты. В «Пассажиравтотранс» же граждан других государств не принимают. Поэтому сложилась ситуация, когда петербуржцы зарабатывают меньше мигрантов.
В самой компании называют другие причины недобора. Там считают, что профессия водителя не привлекает молодых людей, они выбирают более высокооплачиваемую работу. Поэтому средний возраст водителя в Петербурге сейчас – 46 лет. Впрочем, проблема дефицита кадров и «старения» водителей автобусов актуальна не только для России. По данным Международного союза автомобильного транспорта, в европейском секторе пассажирских перевозок в 2021 году оставались вакантными семь процентов рабочих мест для водителей автобуса, а средний возраст водителя составил 50 лет.
Фото: pixabay
Анна Таволга, Анастасия Ермакова
По материалам: “Октагон”