В условиях санкций и нарушения устоявшихся логистических связей российский рынок автомобильных запчастей заполонили подделки
Об огромном количестве фальсификата заявляют в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК), в Национальном автомобильном союзе называют ситуацию катастрофической. В автомастерских не видят острого дефицита расходных материалов, но качество автозапчастей оставляет желать лучшего.
Количество подделок на рынке автомобильных запасных частей значительно увеличилось, но оценить масштаб проблемы невозможно, говорит «Октагону» глава АДАК Алексей Пёвхенен. По его словам, в первую очередь подделывают оригинальную продукцию производителей. Это объясняется ростом цен на запасные части из-за санкций:
– Подделки оказываются куда более конкурентоспособными, они могут стоить дешевле оригинала в 5–10 раз, – говорит он.
Контрафакт от соседей
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, впервые о проблеме подделок на рынке запчастей заговорили на самом высоком уровне несколько лет назад.
– Минэкономразвития и Минпромторг признали огромное количество подделок на нашем рынке. Проценты разнятся: некоторые говорят, что из всего объёма реализуемых компонентов около 50 процентов приходится на контрафакт, другие дают чуть более оптимистичные оценки. Но всем понятно: объём контрафакта оценивается в миллиарды долларов, – рассказывает эксперт.
Ключевая причина происходящего кроется в несовершенстве системы допуска на рынок, говорит Шапарин.
На протяжении многих лет сертификат, необходимый для того, чтобы поставить запчасти, можно было просто купить.
– Сертификаты продавали в промышленных масштабах, вписывали в документы всё возможное – от презервативов до тормозных колодок. И никто не оценивал качество этих документов. После этого государство начало бороться с липовыми сертификатами. Пока с переменным успехом, но главный результат – российские лаборатории и органы сертификации начали соблюдать хотя бы минимум процедур, которые необходимы для контроля за качеством, – поясняет представитель автомобильного союза.
Всё это привело к повышению цен на сертификаты: если раньше на нелегальном рынке они стоили 30–50 тыс. рублей, то сейчас речь идёт о миллионах. Параллельно казахские, киргизские и армянские лаборатории обнаружили, что способны выдавать сертификаты, которые будут действительны, и начинали активно осваивать рынок.
– В итоге львиная доля поддельных запчастей начинает ехать через казахские, киргизские и армянские сертификаты. Например, китайские шины ввозились в Россию по документам, выданным в странах ЕАЭС. Потому что там купить их дешевле, не требуется проводить никаких испытаний, – заключает Шапарин.
Ввозимые в РФ запасные части можно поделить на несколько категорий. Первая – контрабандные детали, которые ввезли без уплаты таможенных пошлин. Вторая – контрафактная продукция, третья – некачественные запчасти, которые не прошли никакого контроля и завозятся под различными марками. Многие «палёные» комплектующие и расходные жидкости производятся на территории России.
Владелец автомобильного сервиса Михаил Агапов в беседе с «Октагоном» подтверждает, что на рынке присутствуют огромные объёмы контрафактных деталей:
– Подделки существовали и раньше, но они были более высокого качества. Нынешние подделки порой вызывают ужас, мы с ними регулярно сталкиваемся в своей работе. Некоторые комплектующие разваливаются в руках мастера прямо в момент установки.
Агапов признаёт, что спрос на подделки среди российских автолюбителей велик, многие осознанно покупают деталь, произведённую в подпольном гараже:
– Если перед потребителем компонент, который стоит довольно дешёво, то с большой долей вероятности он столкнулся именно с подделкой. Некоторые размышляют так: куплю контрафакт, пусть хотя бы год прослужит. Но, во-первых, далеко не все контрафактные запчасти прослужат даже год, во-вторых, это не та история, когда стоит рисковать.
Подделки на миллиард
В числе лидеров по подделкам сегодня – моторные масла известных брендов.
– В России насчитывается порядка 60 миллионов автомобилей. В среднем каждому из них предписана замена моторного масла каждые 7–10 тысяч километров. Неудивительно, что этот бизнес находится под серьёзным прикрытием – слишком большие деньги там вращаются, – рассказывает «Октагону» автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин.
В 2022 году доля поддельных автомобильных деталей на российском рынке выросла в два раза, достигнув рекордных 28 процентов.
О том, что каждая четвёртая автозапчасть оказалась фальшивой, говорится в исследовании аналитического агентства Gruzdev Analyze. Наибольшая доля контрафакта (18 процентов) зафиксирована как раз в сегменте моторных масел и технических жидкостей. Премиальный бренд моторных масел подделать довольно просто: подменяется оригинальная канистра на контрафакт, а внутрь заливают дешёвую базовую основу, которую автолюбитель визуально не отличит от оригинального продукта. По информации аналитического агентства BrandMonitor, из-за наличия контрафактных запчастей в автомобиле ежегодно получают травмы 1,5 миллиона человек, а 36 тысяч человек погибают.
Пока производители поддельных запчастей делают вид, что завозят продукцию в Россию по схеме параллельного импорта. Для перелома ситуации, говорят участники рынка, требуется радикальный пересмотр системы сертификации со стороны государства. Однако пойдёт ли оно на это в нынешних социально-экономических и политических условиях, большой вопрос.
Фото: pixabay
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”