Выпить пилюлю

За какие лекарства можно остаться без прав

Верховный суд (ВС РФ) признал законным лишение прав автомобилиста, принявшего лекарство, которое содержало психотропные вещества. Юристы поддерживают решение суда, но признают, что в этом вопросе есть неопределенности. Обезопасить водителей от них можно введением яркой маркировки лекарств, после употребления которых нельзя садиться за руль, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Запрещенная таблетка

В июне 2020 года в Санкт-Петербурге сотрудники Госавтоинспекции, остановившие на одной из улиц города автомобилиста, заподозрили его в управлении машиной в состоянии опьянения. Проверка на алкотестере показала, что водитель трезв, однако так называемые вторичные признаки опьянения (в данном случае речь идет о покраснении кожи) дали им основания полагать, что автомобилист находится под воздействием наркотических или психотропных веществ. Медицинское освидетельствование в наркодиспансере подтвердило их подозрения: в организме водителя врачи обнаружили вещество «Пировалерон». Оно входит в состав препаратов для лечения хронической усталости и апатии, а также используется при похудении как средство, подавляющее аппетит.

В результате на водителя составили протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». Мировой суд Санкт-Петербурга признал автомобилиста виновным, назначил ему штраф в размере 30 тыс. рублей и лишил прав на 1,5 года. Водитель не согласился с этим вердиктом и попытался его оспорить в вышестоящих инстанциях. В качестве довода он сослался на постановление Конституционного суда РФ, признавшее примечание к ст. 12.8 КоАП РФ не соответствующим Конституции. Этим же документом суд постановил, что «до внесения в законодательство необходимых изменений управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, не содержащие этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, не может служить основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ». Однако кассационный суд оставил решение нижестоящей инстанции в силе. В итоге автомобилист подал жалобу в Верховный суд.

В списках значатся

Рассмотрев материалы дела, ВС РФ счел доводы нижестоящих судов аргументированными и обоснованными и не удовлетворил жалобу водителя. В своем решении судьи отметили, что постановление Конституционного суда, на которое ссылается автомобилист, касается случаев, когда в организме водителя «обнаруживаются входящие в состав лекарственных препаратов вещества, не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, но могущие ухудшать его внимание и реакцию».

«Выявленное у Иванова (фамилия водителя изменена. — «Известия») в ходе медицинского освидетельствования на состояние опьянения наркотическое вещество «Пировалерон» включено в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681», — говорится в постановлении Верховного суда.

Таким образом, действия водителя образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, отметили в ВС РФ. На основании этого Верховный суд отклонил жалобу автомобилиста и оставил в силе решения нижестоящих судов.

Рецепт не требуется

По мнению юристов, Верховный суд принял адекватное и аргументированное решение. В решении Конституционного суда, на которое ссылается водитель, четко указано, что оно касается только тех случаев, когда тот или иной компонент в составе лекарства не включен в официальный перечень наркотических и психотропных веществ, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. В данном случае выявленное в организме автомобилиста вещество в этот перечь входит, поэтому факт правонарушения налицо, отмечает он.

— Правовая неопределенность, на которую обратил внимание Конституционный суд, касается случаев, когда вещество, оказывающее влияние на внимание и реакцию, обнаружено в организме водителя, но в официальном перечне «запрещенных» средств его нет. Именно для таких ситуаций Конституционный суд и потребовал внести изменения в законодательство. А пока их нет, запретил привлекать к ответственности водителей, у которых после приема лекарств были обнаружены такие вещества, не прописанные в перечне, — заявил «Известиям» юрист.

Как ранее сообщали «Известия», в конце прошлого года депутатами Госдумы были подготовлены поправки в КоАП, освобождающие автомобилистов от ответственности, если в их организме обнаружат вещества, не относящиеся к психотропным или наркотическим, или их следы.

Такие вещества содержатся даже в некоторых обезболивающих, антигистаминных и жаропонижающих препаратах, которые находятся в свободной продаже, отметил врач — нарколог-психиатр Александр Ковтун.

— Их можно купить в любой аптеке без рецепта. Однако содержание в этих лекарствах веществ, влияющих на внимание и реакцию, минимально. При приеме их в терапевтических дозах, указанных в инструкции, опьяняющего действия на человека такие медицинские препараты не оказывают, — пояснил врач.

Не читая инструкций

Запрет на управление транспортными средствами после приема того или иного медицинского препарата обязательно указывается в инструкции к нему, отмечают эксперты. Более того, назначая такое лекарство, врач должен сообщить пациенту, в течение какого времени после его приема нельзя садиться за руль. Однако на практике мало кто внимательно читает инструкции к таблеткам и микстурам, рекомендации врачей тоже запоминают далеко не все, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его мнению, решить вопрос с «запрещенными» препаратами может их обязательная маркировка для водителей.

— Яркая пиктограмма, например, с перечеркнутым автомобилем на упаковке лекарства будет лучше всех инструкций. Человеку не придется сверяться с какими-то списками и изучать аннотации к лекарству: достаточно будет просто взглянуть на коробку с таблетками или флакон с каплями, чтобы понять, что управлять машиной после их приема нельзя, — уверен Шапарин.

Он напомнил, что молочная и табачная продукция, а также вода уже маркируются специальными QR-кодами: как показала практика, особых трудностей с их нанесением на упаковку не возникает. В конце концов, на коробки с лекарствами соответствующие пиктограммы можно просто наклеивать, как это делается с этикетками на русском языке на алкогольных напитках иностранного производства, отмечает вице-президент НАС.

Около года назад с инициативой о специальной маркировке лекарственных препаратов, после приема которых нельзя управлять транспортным средством, выступил глава столичной Госавтоинспекции Александр Быков.

Фото: pixabay

Кирилл Сазонов

По материалам: “Известия”

Ранее

Мир в конце тоннеля

Далее

Займ наших

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru