Суд даст добро

Российскую Фемиду обязали исполнять решения судов иностранных государств.

3Минюст разработал поправки к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) во исполнение международных обязательств РФ. Теперь российские суды будут обязаны исполнять решения судов иностранных государств, если речь идет о конфискации доходов, полученных преступным путем, и если зарубежный приговор не противоречит российским законам.

Проект новой главы разрабатывали в Минюсте с лета 2012 года по итогам международной встречи стран “Группы восьми” в Кэмп-Дэвиде в мае того же года, в ходе которой, в частности, обсуждались условия сотрудничества “по вопросам выявления, замораживания, ареста, конфискации и возврата активов”, полученных преступным путем.

Порядок признания приговоров зарубежных судов и их исполнения будет прописан в новой главе УПК. В ней же перечислят основания, при которых российские судьи вправе отказать иностранным коллегам, пишет «Коммерсантъ».

Запросы иностранных судов вправе рассматривать верховные суды республик, краевые или областные суды, суды городов федерального значения. Российский суд приступает к делу только в том случае, если к решению зарубежного суда приложен ряд документов — в частности, о том, что приговор вступил в законную силу, о том, что гражданин, имущество которого подлежит конфискации, не участвовал в зарубежном судебном разбирательстве, хотя был заранее оповещен.

При этом суд вправе отказать любому иностранному суду в помощи, если российские законы не предусматривают конфискации имущества, которое указано в зарубежном приговоре. Если речь идет о преступлении, за которое за рубежом наказывают конфискацией, а по российским законам не наказывают, то отечественный суд признает приоритет за отечественной нормой. Точно так же российские судьи вправе не помогать иностранным коллегам, если приговор вынесен за такое деяние, которое в России не считается преступлением. И однозначный отказ Фемиды будет гарантирован в случаях, когда конфискация “может нанести ущерб суверенитету, безопасности или иным существенным интересам РФ”, поясняет издание.

Опрошенные юристы заявили «Коммерсанту», что в отличие от дел об экстрадиции практика по иностранным решениям о конфискации в России почти неизвестна. По словам адвоката Вадима Клювганта, такие запросы наиболее вероятны со стороны стран бывшего СССР. Он не исключает возможности, что разработка этой процедуры форсируется в связи с перераспределением собственности на новых российских территориях из-за украинских событий. Кроме того, это может быть связано с вопросом об имуществе заочно обвиняемых Россией крупных украинских собственников. Адвокат также отметил, что предусмотренный проектом Минюста принцип взаимности Россия может использовать в качестве дополнительного аргумента для исполнения за границей решений российских судов в отношении наших бизнесменов.

Как напоминает издание, Украина уже объявила о планах ареста и “спецконфискации” активов российских компаний в стране и за рубежом. Так Киев рассчитывает компенсировать ущерб в $92 млрд от потери Крыма, а Генпрокуратура РФ, ссылаясь на решения судов Москвы, на прошлой неделе обратилась во Францию с требованием арестовать недвижимость находящихся в розыске экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова и бывших руководителей Банка Москвы Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина, оцениваемую в десятки миллионов долларов. Ранее французский суд уже принимал решение об аресте виллы Бориса Березовского. В свою очередь, заочно обвиняемый в России глава днепропетровской администрации Игорь Коломойский предлагает конфисковать активы сторонников федерализации Украины и лиц, их финансирующих, в пользу специального ОАО.

Андрей АРТЕМЬЕВ

Ранее

Американские стриптизерши обвинили полицейских в превышении полномочий

Далее

Россия заявила, что не намерена воевать с Украиной

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru