Выплаты земским учителям увеличат в полтора раза
Минпросвещения опубликовало проект постановления правительства, согласно которому единовременные выплаты по программе «Земский учитель» увеличиваются в полтора раза — до 3 млн рублей для регионов Дальнего Востока и новых территорий и до 1,5 млн рублей в остальных субъектах РФ. Кроме того, действие программы собираются расширить на города с населением до 100 тыс. человек. Насколько эффективен «Земский учитель» для решения кадрового вопроса в небольших школах, разбирались «Известия».
Как изменится программа «Земский учитель»
Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До 8 апреля идет общественное обсуждение проекта постановления. Минпросвещения собирается увеличить с 2 млн до 3 млн рублей выплаты учителям, которые трудоустроились в школах в сельской местности или небольших городах в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областях и регионах Дальневосточного федерального округа. Для остальных субъектов России выплату предлагается увеличить с 1 млн до 1,5 млн рублей.
Еще одно важное изменение: ранее выплаты распространялись только на населенные пункты, в которых жили не более 50 тыс. человек, но теперь ее предлагают расширить на города с населением до 100 тыс. человек. Такие города относятся уже к категории «средних», и среди них, например, Лобня и Наро-Фоминск (Московская область), Елец (Липецкая область), Азов (Ростовская область), Ейск (Краснодарский край), Елабуга (Татарстан), Феодосия (Крым), Жигулевск (Самарская область) и еще около 150 населенных пунктов по всей России.
Остальные условия программы сохраняются: участником может стать учитель с высшим или средним профессиональным образованием, готовый к переезду. Обязательным условием является работа в населенном пункте в течение пяти лет. Как правило, регионы ограничивают возраст соискателя программы 55 годами на дату подачи документов.
Какова ситуация в сельских школах
Согласно данным статистического сборника «Индикаторы образования» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по состоянию на конец прошлого учебного года в сельской местности было 21 958 школ (более 55% от общего числа общеобразовательных учреждений).
— Несколько лет назад была четко определена политика, что мы больше не сокращаем сельские школы. Этап так называемой реструктуризации сельских школ, который часто приводил просто к их закрытию, всё-таки преодолен, — сказала «Известиям» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Однако проблемы сельских школ и учителей в них остаются крайне актуальными.
Действительно, с 2000 года количество сельских школ сократилось более чем вдвое, а в последние годы эта цифра более стабильна. Тем не менее сокращение, пусть не такое стремительное, продолжается — каждый год становится примерно на 350 сельских школ меньше.
Директор проекта «Сельские школы РФ» Николай Махнев заявил «Известиям», что пока ситуация с кадрами в сельских школах в большинстве регионов ухудшается. С этой оценкой согласен и директор общеобразовательной школы в селе Цмур (Республика Дагестан), которую поддерживает фонд «Село», Сергей Ежов.
— Ситуация с учителями в школах — и мы говорим не только про сельские, но и школы в целом — за последние пару лет не стала лучше, — сказал он «Известиям». — В сельских школах самый высокий запрос — учителя естественных наук. Не хватает учителей математики, физики, биологии, информатики. Моя опора сегодня — это педагоги, которым более 60–70 лет. Мы можем не всегда состыковываться в образовательном плане, но найти квалифицированных педагогов в отдаленных местностях просто невозможно.
Сергей Ежов говорит, что профессия учителя пока не стала престижной: для этого нужны «иные выплаты, иная мотивация и в том числе механизмы внутри образовательной системы, которые бы защищали учителя внутри школы».
Точной цифры, в скольких учителях нуждаются российские школы, нет: отсутсвует единая методика расчета, так как многие педагоги перерабатывают, закрывая несколько ставок. Осенью прошлого года вице-премьер РФ Татьяна Голикова говорила о нехватке 11 тыс. учителей, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков со ссылкой на данные Минпросвещения называл цифру в 22 тыс. школьных преподавателей, а в самом министерстве в ответ на запросы ранее, не называя конкретных цифр, утверждали, что процесс комплектования школ педагогическими кадрами «стабилен и не имеет негативной динамики».
Что касается сельских школ, то, возможно, наиболее объективной цифрой выглядит как раз число мест, куда могли бы устроиться педагоги по программе «Земский учитель». Сейчас в банке вакансий 4976 мест. Однако и здесь подразумевается очень разная нагрузка на учителей: где-то предлагается работать на одну стандартную ставку в 18 часов, где-то она выше двух ставок. Например, учителю химии и биологии в Пушкиногорской средней школе им. А.С. Пушкина в Псковской области предлагают работать 43 часа в неделю, а абсолютными лидерами являются вакансии учителя русского языка и литературы в средней школе № 25 в Тахтамукайском районе Республики Адыгея и учителя начальных классов в начальной школе №1 в Губахинском городском округе Пермского края, которых зовут работать 72 часа в неделю — получается, на четыре ставки.
Помогает ли программа «Земский учитель»
Зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская считает, что программа «Земский учитель», которая работает в России с 2020 года, стала «по-настоящему народной» и «успешно решает задачу нехватки педагогических кадров в сельских поселениях».
— По данным министра просвещения России Сергея Кравцова, с 2020 года в рамках проекта в сельские школы переехали более 4 тыс. учителей, а в 2023 году конкурс по стране в среднем составил 15 человек на место, что говорит о ее высокой популярности, — заявила она «Известиям». — Уверена, что возможное увеличение суммы единовременной выплаты, а также другие меры социальной поддержки для «земских учителей» позволят в скором времени говорить об улучшении кадровой ситуации в сельских школах.
Ирина Абанкина также соглашается с тем, что программа «Земский учитель» достаточно эффективна, а особенно важна она для ряда регионов — например, Якутии, Карелии и тех субъектов РФ, которые сталкиваются с проблемами расселения людей малыми группами на огромных территориях.
— Сейчас в педвузах готовят учителей сельских школ по разным предметам, и это нацелено как раз на «земского учителя». Для маленькой сельской школы вряд ли доступна возможность нанимать педагога по конкретному предмету, а не по циклам — гуманитарному, естественно-научному и т.д., — сказала она. — Для земского учителя очень важны и другие компетенции: например, знание основ психологии, потому что приходится работать и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и с детьми из неблагополучных семей.
Николай Махнев говорит, что сам вектор появления такой программы «безусловно правильный и нужный», но у него есть вопросы к ней как к инструменту решения проблем.
— Вызывает очень много вопросов история с «километрами», которые обязательно должен преодолеть учитель, чтобы стать «земским учителем», — заметил она. — По сути, по этой программе выпускники школ не могут вернуться в свои школы, что существенно снижает ее потенциал и эффективность.
Он добавляет, что участвующие в программе педагоги жалуются и на ограниченность бюджета. Увеличение выплат в полтора раза всё равно не позволит приобрести комфортное жилье в большинстве регионов страны, поэтому сумму в 1,5 млн рублей нужно существенно дополнять, уверен Николай Махнев.
Тем не менее региональные власти считают программу эффективной. Так, губернатор Новгородской области, руководитель комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» Андрей Никитин рассказал, что с 2020 года удалось привлечь 37 педагогов — это 100% квот Минпросвещения для региона за данный период.
— В школы области приехали на работу представители разных регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Камчатский край, Сахалин, южные части нашей страны, — рассказал он «Известиям».
Сейчас Новгородской области нужны педагоги во всех муниципальных районах и округах региона — это около 200 вакансий. В 2024 году в рамках проекта «Земский учитель» планируется трудоустроить в школы 30 учителей.
— Конечно, считаю, что сумму единовременной выплаты необходимо увеличивать — это обусловлено, прежде всего, ростом стоимости жилья, — сказал глава региона.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения об эффективности программы.
Как еще привлекать учителей в сельские школы
Андрей Никитин рассказал, что для решения кадровых проблем в сельских школах власти Новгородской области стараются использовать возможности целевого набора в университеты — в 2023 году по этой программе 70 будущих учителей поступили в Новгородский госуниверситет.
— По итогам прошлого года 17 целевиков пришли работать в область, в 2024 году это 12 человек. Ребята получают областные и муниципальные стипендии, — рассказал губернатор Новгородской области.
Николай Махнев уверен, что для решения проблемы нехватки учителей в сельских школах необходимо участие бизнеса.
— Например, оживить социальную поддержку учительства помогло бы создание различных образцов учительских домов с разной площадью, а финансирование компаний, которые займутся строительством этих домов, позволило бы поддержать и бизнес, — сказал директор проекта «Сельские школы РФ». — Надо посмотреть предыдущий опыт поддержки учительства. Например, в Нижегородской области учителям строили новый дом и давали машину, примерно в 2008–2012 годах. Такая поддержка, думаю, заинтересовала бы большее количество молодых семей.
Один из современных примеров поддержки школ в малых населенных пунктах — работа фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова, который помогает учителям в двух небольших городах в Свердловской области.
— С 2020 года каждый учитель Верхней и Нижней Салды, где совокупно проживают почти 57 тыс. человек, получает ежемесячную выплату от фонда в размере 15 тыс. рублей, — рассказали в пресс-службе фонда. — Благодаря этой программе удалось закрыть годами пустующие вакансии — привлечь молодых педагогов и удержать опытных специалистов. За три года в 16 школах двух городов стало на 12% больше учителей — устроились 67 человек.
В 2023 году фонд также запустил конкурсную программу «Лучшие учителя Верхней и Нижней Салды», которая позволяет 100 педагогам удвоить сумму выплат до 30 тыс.
Ирина Абанкина отмечает, что почти безальтернативной мерой поддержки для сельских школ является повышение зарплаты — особенно с учетом функционала, который возлагается на земского учителя.
Сергей Гурьянов
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”