Россияне финансируют повседневные траты сбережениями и начали делать продовольственные запасы, свидетельствуют данные аналитиков.
Средний российский потребитель не ждет, что рубль укрепится в ближайшем будущем: дальнейшее обесценение национальной валюты ожидают свыше половины россиян, свидетельствуют данные исследования «Сбербанк CIB». Лишь 9% респондентов ожидают стабильного курса, 20% — ждут укрепления рубля. Оценки аналитиков инвестбанка основаны на опросе 2300 россиян 18-65 лет из 164 городов с населением более 100 000 человек. Погрешность оценок, соответствующих методологии ежеквартальных опросов Росстата и оценкам потребительской уверенности в ЕС, ниже 2%.
Пессимистичные настроения среднего потребителя (аналитики «Сбербанк CIB» обобщенно называют их «ивановы») уже повлияли на российскую торговлю в 2014 г. Для крупной розницы, однако, это шанс укрепиться на рынке, говорится в исследовании: в среднем «ивановы» оценили продовольственную инфляцию в IV квартале в 14,9%, тогда как рост цен в крупных сетях составил 8,9-9,6%. По этому показателю последние выглядят привлекательнее, так как дают «возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления». В результате такие магазины могут рассчитывать на прирост трафика, и это уже видно по данным лидера рынка — «Магнита». Его декабрьские продажи выросли на 37,3% до 87,36 млрд руб., а сопоставимая выручка (like-for-like) сети в октябре — декабре 2014 г. ускорила рост до 17,28% благодаря инфляции.
«Наша модель бизнеса стала более привлекательной для потребителя в кризисной ситуации», — подтверждает тенденцию представитель российского «Ашана» Мария Курносова. Всплеск активности покупателей в сети, по ее словам, начался еще в декабре 2014 г., в том числе за счет роста продаж непродовольственных товаров и техники. «В январе также хорошие продажи, нет спада по сравнению с прошлым годом», — отмечает Курносова.
К началу 2015 г. доля «ивановых» без сбережений выросла до 42% с 37% в середине года. К тому же они стали меньше откладывать на черный день: 8,3% от своего ежемесячного дохода в IV квартале 2014 г. против 8,9% в III квартале того же года. Скорее всего, россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений, полагают аналитики «Сбербанк CIB».
Около 20% потребителей начали делать продовольственные запасы в октябре — декабре прошлого года, отмечают аналитики, хотя значительная доля таких покупок про запас была сделана не в магазинах крупной розницы. Это «может привести к снижению спроса в первом полугодии 2015 г.», говорится в исследовании.
В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») «ничего кардинального, говорящего о том, что покупатели делали или делают запасы», не заметили, говорит представитель сети Владимир Русанов. Во-первых, в IV квартале свою роль сыграл «гречневый эффект», а во-вторых — традиционный высокий сезон с его предпраздничными закупками и приготовлениями, рассуждает он. «Мы не отмечаем сейчас в структуре спроса каких-то показателей массовой закупки нескоропортящихся продуктов или ажиотажный спрос», — сказал он.
По информации: www.vedomosti.ru