Так считает директор Института проблем нефти и газа РАН, академик РАН Анатолий Дмитриевский.
Министерство экономического развития России анонсировало амбициозную программу импортозамещения. Главные её направления приходятся именно на сегменты рынка, в которых доля импортного оборудования достигает 80-90%. Логичные, казалось бы, усилия министерства с большой долей критичности восприняты в экспертном сообществе.
Минэк планирует снизить долю импортной продукции в нефтегазовом машиностроении. Через пять лет, к 2020 году с нынешних 60% эта зависимость «упадет» до 43%. Согласно проведенным исследованиям в области применения современных технологий и зависимости нефтегазовой отрасли от импорта, доля зарубежного оборудования по трудноизвлекаемым залежам сегодня составляет почти 50%. По традиционным месторождениям – это менее 20%, по сжиженному природному газу и шельфу – более 80%. В отдельных видах технологий доля импортозависимости составляет от 80 до 90%. Такие данные представил на состоявшейся в Москве в рамках проведения Недели российского предпринимательства – 2015 конференции по импортозамещению в нефтегазовой отрасли министр энергетики РФ Александр Новак.
Очевидно, что заказы для предприятий нефтегазового машиностроения призваны генерировать эффект промышленного роста. Нефтегазовый комплекс сейчас очень зависим от импортного оборудования и технологий в сравнении с другими секторами экономики. Сегодня ТЭК составляет порядка 30% ВВП, более 50% налоговых поступлений, более 70% поступлений от экспорта. В 2014 году в нефтегазовую отрасль было инвестировано 2,5 трлн руб. А на период до 2020 года общий объем инвестиций может составить еще почти 15 трлн руб.
«Этими ресурсами можно очень качественно воспользоваться и создать механизмы для взаимодействия заказчика, науки, отраслевых вузов и промышленных предприятий», – резюмировал министр. При этом он не уточнил финансовые источники наполнения кредитных портфелей российских нефтяных компаний, необходимые для осуществления таких масштабных инвестиций.
Заказы со стороны ТЭКа по программе импортозамещения, бесспорно, будут крайне полезны для оживления реального сектора российской экономики. Однако выбранные реперные точки развития, путем замены зарубежных аналогов на отечественные, вызывают некоторые сомнения в своей целесообразности. Так, в ближайшие два года наиболее приоритетными направлениями импортозамещения в нефтегазовой отрасли РФ станут технологии наклонно-направленного бурения и гидроразрыва пласта.
Как известно, именно с российской стороны долгие годы звучала достаточно последовательная критика в адрес сланцевой промышленности, в частности, её бурного развития на американском континенте. Поэтому до недавнего времени эти технологии практически не рассматривались в мейнстриме российской нефтегазодобычи. Неслучайно поэтому доля импортного оборудования при использовании технологий наклонно-направленного бурения и гидроразрыва пласта достигает 83% и 90% соответственно. Тем не менее, согласно планам Минэнерго на период до 2020 года ежегодно необходимо будет производить 15 новых флотов ГРП и 90 систем наклононо-направленного бурения.
В целом в министерстве рассчитывают, что в долгосрочной перспективе удастся нарастить объём добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Если в настоящее время из общего объема добычи доля трудноизвлекаемых залежей и шельфа составляет всего 8%, то к 2035 году она может увеличиться до 31%, достигнув 80 млн тонн и 50 млн тонн соответственно.
Очевидно, что идею развития добычи на арктических глубоководных и сланцевых месторождениях подстегнули секторальные санкции против российской нефтегазовой промышленности. Они преимущественно и направлены на развитие технологий в этих сегментах. Однако данные месторождения пока пребывают в стадии глубокого геологического изучения, и существенного влияния на текущие объемы добычи углеводородов практически не имеют. Кроме того, по мнению Анатолия Дмитриевского, директора Института проблем нефти и газа РАН, академика РАН, прежде чем приступать к разработке действительно, гигантских ресурсов нефти и газа в Арктике, необходимо провести обширные и тщательные исследования. «Сегодня мы просто технически не можем извлекать эти запасы. Нам нужна не подводная, а подлёдная система бурения, и опыта создания таких конструкций попросту нет. Если страна начнет их разработку с нуля, мы просто разоримся», – подчеркнул он.
В то же время, в России создан ряд уникальных технологий, позволяющих значительно снизить себестоимость добычи на действующих месторождениях. Как пояснил Анатолий Дмитриевский, речь идет об использовании специализированного реагента. При его закачивании в скважину реакция начинается через полтора-два месяца, но при этом резко увеличивается выход нефти – до 580% прибыли. Эта технология дает самую дешевую нефть в мире, ее стоимость меньше $1,2 за баррель, а производство реагента уже налажено на экспериментальных заводах РАН.
По мнению президента ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Вадим Махов, для масштабного использования новых разработок в нефтегазовой отрасли необходимо наладить последовательность этапов внедрения от НИОКР до испытаний оборудования на опытно-промышленных установках и последующей индустриализации опытных образцов в серийном производстве. Для этого, считает эксперт, нужно создавать специализированные площадки на базе индустриальных парков.
Источник: провэд.рф