В РЖД разработали план сокращения издержек.
Как стало известно “Ъ”, ОАО РЖД подготовило очередной вариант плана по повышению доходности и сокращению издержек на 2015 год. По нему монополия должна закончить год без убытка, который в 2014 году достиг почти 100 млрд руб. Но предложенные меры выглядят формальными: ОАО РЖД в основном рассчитывает на получение господдержки, погашение долгов прежних лет и законодательные изменения. Эксперты и совет потребителей монополии не видят в документе “здравых” идей.
ОАО РЖД разработало и представило в Минтранс новый план повышения доходности и сокращения издержек, рассказал источник “Ъ”, знакомый с документом. Он подготовлен по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича, который вчера занял кресло главы совета директоров монополии. Это не первый вариант плана, но предыдущие не нравились совету потребителей ОАО РЖД при правительственной комиссии по транспорту (совет может давать лишь рекомендации). Новая версия, по данным “Ъ”, должна быть рассмотрена на ближайшем заседании комиссии, которую также возглавляет господин Дворкович. Дату заседания в аппарате вице-премьера не уточнили.
Правительство пыталось усилить контроль над расходами монополий с 2013 года, поручив всем, в том числе ОАО РЖД, до 2017 года снижать капитальные и операционные затраты не менее чем на 10% в год. Тогда ОАО РЖД ставилось в пример другим, поскольку компания первой представила план сокращения издержек (в 2013 году — на 98,8 млрд руб., в 2014 году — на 80 млрд руб.) и сумела сохранить физический объем инвестпрограммы. Какую сумму позволит сэкономить ОАО РЖД план на 2015 год, в документе не указывается, говорит источник “Ъ”. Но собеседник “Ъ”, близкий к монополии, говорит, что речь идет об обеспечении безубыточности (в 2014 году убыток ОАО РЖД по МСФО составил 99,3 млрд руб.). В ОАО РЖД на запрос “Ъ” не ответили.
Источник “Ъ” говорит, что последняя версия плана ОАО РЖД состоит из 30 пунктов, а основные предложения сводятся к упрощению механизмов применения тарифного коридора (право монополии повышать или понижать грузовой тариф ФСТ), получению господдержки и компенсации задолженности регионов по оплате пригородных перевозок за предыдущие годы в том числе и 10,9 млрд руб. за перевозку льготников. Кроме того, добавляет собеседник “Ъ”, ОАО РЖД выступает за введение адресного обслуживания клиентов, сдерживание тарифов на топливно-энергетические ресурсы на уровне прогнозной инфляции и снижение их потребления за счет энергосбережения. Также монополия планирует ограничить рост цен на закупаемую продукцию и оптимизировать персонал за счет автоматизации ряда направлений, впрочем, в каком количестве — непонятно.
Остальные предложения ОАО РЖД, по словам источника “Ъ”, больше похожи на “напоминание правительству об обязательствах перед монополией”. Это размещение в два транша 100 млрд руб. средств Фонда национального благосостояния через допэмиссию привилегированных акций ОАО РЖД для реконструкции БАМа и Транссиба (50 млрд руб. размещены весной, остальное запланировано на четвертый квартал) и выкуп ВТБ облигаций компании на такую же сумму. Также упоминается о взносе госбюджета в уставный капитал ОАО РЖД, необходимости сократить процентную нагрузку по обслуживанию облигаций с 15% до 10%, компенсировать выпадающие доходы по пассажирским перевозкам (как в дальнем следовании, так и в пригородном). При этом ОАО РЖД рассчитывает, что регионы все же начнут заключать долгосрочные контракты на обслуживание электричек, и надеется на сдерживание роста налога на инфраструктурное имущество (должен увеличиться с 1% в 2015 году до 2,2% в 2019 году), отмечает источник “Ъ”.
В Минтрансе говорят, что план сокращения издержек ОАО РЖД находится “в проработке”, в других профильных министерствах либо не видели его, либо отказались от комментариев. Совет потребителей монополии, по данным “Ъ”, еще не дал заключение по плану, но и там называют предложения “формальными”. Глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров согласен, что в последнее время ОАО РЖД “не вносит здравых предложений по сокращению издержек”. Резервы по повышению эффективности монополии, по мнению эксперта, лежат в двух направлениях — выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами и анализ смет крупнейших проектов. Источник “Ъ” в правительстве между тем уверен, что Аркадий Дворкович не готов перейти к рассмотрению вопроса о выделении субсидий ОАО РЖД на 2016 год до тех пор, пока компания не проработает вопрос с сокращением издержек.
По информации: kommersant.ru