В Питере просят запретить деятельность Uber, GetTaxi и “Яндекс.Такси”
Петербургские таксисты потребовали от губернатора Георгия Полтавченко запретить работу компаний Uber, GetTaxi и “Яндекс.Такси”. Основные претензии — демпинг и допуск к перевозкам таксистов, не имеющих на это разрешений от властей. С этим солидарны в Межрегиональном транспортном профсоюзе, представители которого ранее направили обращения президенту и правительству РФ с просьбой ограничить деятельность упомянутых компаний.
Вчера глава некоммерческого партнерства “Петербургское такси” (объединяет ведущие таксомоторные компании города) Александр Холодов обратился к Георгию Полтавченко с открытым письмом, в котором просит запретить на территории Петербурга интернет-сервисы, обрабатывающие заказы клиентов,— Uber, “Яндекс.Такси” и GetTaxi. Эти компании, утверждает господин Холодов, прибегают к услугам перевозчиков, не имеющих соответствующих лицензий (их выдает комитет по транспорту Санкт-Петербурга; всего выдано более 31,2 тыс.). Кроме того, интернет-сервисы демпингуют, нарушают антимонопольное законодательство, а прибыль направляют на счета иностранных компаний, не платящих налоги в РФ.
В “Яндексе” “Ъ” заверили, что сервис “Яндекс.Такси” работает только c официальными таксопарками и диспетчерскими (всего к системе подключено 25 тыс. машин), а все водители имеют разрешения комитета по транспорту Петербурга. При этом в Питере, в отличие от Москвы, компания не берет комиссию с таксопарков, уточнили в компании, компенсируя водителям часть стоимости за короткие поездки.
В GetTaxi “Ъ” заявили, что сервис (в России представлен ООО “Геттакси Рус”) не является филиалом иностранной компании, а налоги исправно поступают в бюджет РФ. По словам гендиректора компании Виталия Крылова, компания работает только с лицензированными перевозчиками во всех городах, включая Москву и Петербурге. В компании обратили внимание на то, что водитель получает фиксированные минимальные 350 руб. за поездку, поэтому говорить о каком-либо демпинге некорректно.
“Uber работает только с юридическими лицами и ИП,— заверил, в свою очередь, глава компании в Санкт-Петербурге Михаил Фишер.— Доступные цены на услуги позволяет обеспечить не демпинг, а эффективная модель, которая за счет прямой связи водителя и пассажира позволяет увеличить количество заказов и сократить простои”.
Напомним, в июне 2015 года по Франции прокатились массовые беспорядки, организованные водителями такси, против сервиса UberPOP, который позволяет любому водителю (в том числе не обладающему лицензией) принять заказ от пассажира. Это привело к демпингу, чем оказались недовольны официальные перевозчики. Президент Франции Франсуа Олланд осудил акции протестов таксистов и призвал к ликвидации мобильного сервиса. Полиция начала расследование, в рамках которого в конце июня арестованы два топ-менеджера Uber за организацию незаконных перевозок. Михаил Фишер отметил, что сервис UberPOP (или его аналог) в России не существует.
В феврале 2015 года московские таксисты провели забастовку, длившуюся несколько дней (“Ъ” сообщал об этом 14 февраля). Водителей не устраивало, что значительную часть заработка они тратят на уплату сборов и комиссий таксопаркам, посредникам и тем же интернет-сервисам Uber, GetTaxi и “Яндекс.Такси”. Впрочем, акция протеста ни к чему не привела.
“Настроения в профессиональном сообществе таксистов близки к точке кипения,— поддержал питерского коллегу председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов.— Пока сложно говорить о повторении забастовки в Москве и других городах, но исключить этого нельзя”. Господин Круглов сообщил “Ъ”, что профсоюз, в свою очередь, недавно обратился с письмами к президенту и правительству РФ с просьбой ограничить деятельность Uber, GetTaxi и “Яндекс.Такси”. “Речь идет не о полном закрытии сервисов, а о том, чтобы заставить их работать в определенных рамках и ограничить возможности демпинговать”,— уточнил профсоюзный лидер.
Петербургские власти также переложили решение вопроса на федеральные структуры. Пресс-секретарь господина Полтавченко Андрей Кибитов заявил, что затронутые таксистами проблемы “не относятся к компетенции городских властей, у правительства Петербурга нет полномочий по регулированию сферы интернета”.