О неудачном пуске ракеты на морском параде в Севастополе
В воскресенье в Севастополе был большой и красивый парад в честь дня ВМФ. Все прошло замечательно, однако нашлась и капля дегтя. Сторожевик «Ладный» произвел пуск противокорабельной ракеты. А она развалилась, едва выйдя из пусковой шахты.
Ни в коем случае не взорвалась. Так как боевой части не было. Просто развалилась. Как бывший военпред по крылатым ракетам морского базирования могу сказать, то тут причина в отказе системы управления или что-то с двигателем.
«Ладный» – это сторожевой корабль проекта 1135 (одиннадцать-тридцать пять). Водоизмещение – 3200 тонны. Длина – 123 м, ширина – 14,2 м, осадка – 4,28 м. Максимальная скорость хода: 32,2 узла. Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах. Экипаж: 197 чел.
Главное оружие «Ладного» – противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-5 “Раструб”. Он состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85РУ с боевой частью – самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.
Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера, которые наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами.
Боевая часть ракеты – самонаводящаяся торпеда УМГТ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения подводной лодки противника или надводного корабля отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем уходит на глубину, находит и поражает цель. Торпеда погружается очень глубоко – на 400 м и может пройти под водой в поиске противника до 8 километров.
В сентябре 2013 года Главкомат ВМФ принял решение модернизировать противолодочные ракеты производства начала 1960-х годов сразу нескольких ракетных комплексов. Такое решение было принято в связи с нехваткой современных образцов ракет и продлением срока службы старых боевых кораблей. Предполагалось заменить электронную начинку ракет, отвечающую за целеуказание. В первую очередь должны были модернизироваться 39 ракет 85РУ ракетного комплекса «Раструб-Б». Работы по обновлению ракет закончились в конце августа 2014 года.
Не исключено, что замена старой советской электроники на новую и стала причиной неудачного пуска ракеты. С большим подозрением отношусь ко всем подобным обновлениям. Что за электроника? Кто ее производитель? Импортная или отечественная?
Если учесть, что в это самое время министром обороны был товарищ Сердюков, то мои сомнения в адекватности проведенной модернизации противокорабельных ракет не лишены оснований.
Известный военный эксперт полковник Виктор Мураховский также видит причину неудачного пуска в ракете, а не корабле:
«В Севастополе была ракета-торпеда, которая уже выслужила не только гарантийные сроки, но и так называемые назначенные сроки службы. Для ракет обычно гарантийный срок – это порядка 10-12 лет, назначенный срок службы – порядка 20 лет. Сейчас подавляющее большинство боеприпасов, в том числе у Военно-морского флота, уже превысило назначенные сроки службы».
Откровенно говоря, не исключена и диверсия. Такую возможность надо проверить, и, конечно же, это будет сделано.
В любом случае непорядок с боеприпасами для нашего флота очевиден. Ситуацию надо исправлять, и не затягивая.
Несколько утешает, что у наших стратегических оппонентов, американцев, дела обстоят не намного лучше. 18 июля этого года во время практических стрельб у Атлантического побережья США на американском эскадренном миноносце DDG 68 The Sullivans произошел взрыв зенитной управляемой ракеты Raytheon Standard SM-2MR Block IIIA. После выхода из вертикальной пусковой установки Mk 41 двигатель ракеты взорвался, когда ракета была на высоте нескольких метров. ЗУР была оснащена инертной боевой частью. Эсминец получил повреждения от обломков ракеты, никто из экипажа не пострадал.
Хотелось бы обратить внимание на еще один вероятный фактор неудачного пуска – возможную технологическую несовместимость новых и старых систем управления. Модернизация – штука непростая, механическая замена ламп на транзисторы, а транзисторов на чипы (надеюсь, не таиландские!) не достаточна. При грамотном подходе надо учитывать и многое другое, советских инженеров этому учили. А каков уровень инженерных знаний у тех, что пришли им на смену, мы узнаем во время морского парада в Севастополе в следующем году.
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Фото: k-z.com.ua
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com