Или блеск и нищета государева пиара
«Годунов: Государь, Дозволь тебе сказать…
Федор: Нет, не дозволю! Я царь или не царь?
Годунов: Дай объяснить мне… Лишь выслушай…
Федор: И слушать не хочу! Я царь или не царь? Царь или не царь?
Годунов: Ты царь…»
А.К. Толстой. «Царь Федор Иоаннович»
«Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом.
Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли!»
Соломон
Сразу же хочу повиниться перед читателем. В недавней статье про «акул пера и курсора» аз неразумливый посмел усумниться в речениях достославного капитана Влада Шурыгина, предупреждавшего бдительную общественность о том, что ожидаются заказные статейки в пользу уволенного министра обороны Сердюкова и его прелестных приспешниц.
Каюсь – склонился к точке зрения одного авторитетного блогера, что, мол, эти слухи распускают супостаты, взалкавшие уронить престиж государев и веру народную в чистоту его помышлений пошатнуть.
Недолго мне довелось наслаждаться своей пиар-прозорливостью. Статейки-то возьми, да и появись. И не только в прессе печатной, но и на некоторых телеканалах. Тонкие такие намеки о том, что следствие по делу соратницы Сердюкова гражданки Васильевой велось с нарушениями, что самые серьезные обвинения не подтвердились, и что дело разваливается по причине отсутствия состава преступления.
Ну что тут скажешь? Прав Шурыгин, честь ему и хвала. Сердюкова начали отмывать от налипшей было на него, и на его дролю, коррупционной да и просто воровской грязи. Да там и грязи-то масштабной не так уже много. По сравнению, конечно, с масштабами расхитительства в других отраслях нашей реальной жизни. Мелкий человечек Сердюков, на крупные злодейства неспособный, хотя лет на пятнадцать дело бы потянуло, будь на то царская воля…
А вот воли-то царской и нет, чего, в общем-то, и следовало ожидать. Ведь, как говорит пословица, царь без слуг – как без рук. А верный слуга царю завсегда дороже. Вот и неохота царю своего верного слугу в руки мучителей предавать. Сердюков же, без сомнения, слуга верный, хоть и вороватый. Будучи отставлен от должности, ни единого глагола похабного супротив государя не молвил, сносил все наветы безропотно, да и подельницы его молчали аки рыба об лед.
Умом-то сей офицер не горазд был, картину Репина, согласно вражьим изветам, умыкнул из оборонного музея. Да ведь ежели и так, то единственно из любви к искусству живописному, а не корысти ради.
Предоставим, впрочем, сего отставленного чиновника, его судьбе, которая, вестимо, печальной не будет. Дело закроют, должностишку пристойную найдут. Может на мебельной стезе восстановят, абы на науку перебросят. Днесь сие актуально.
Поговорим о царях. Хуже всего для правителя, мнящего стать успешным – недостаток легитимности. Это когда верноподданные сомневаются в том, что их повелитель дан им от Бога, что он не помазанник Божий, а так, мимо проходил.
По нынешним временам, электорат нипочем не верит в божественные полномочия любого руководителя. Верили вот в справедливую «руку рынка», божественную миссию олигархов. А где теперь та вера, тот рынок, и те олигархи? Иных уже нет, а те далече…
Нынешняя российская стабильность, как к ней ни относись, покоится на двух «китах». На легитимности Президента России, выбранного всенародным голосованием, и на легитимности Отца народа, равно благосклонного ко всем своим чадам. И равно сурового ко всем казнокрадам и «ворам» – в старом, изменном смысле этого слова. Причем, второй «кит» понадежней будет. Суверенную-то демократию с административным ресурсом, случись какая замятня, сдует лихим ветром напрочь, на Запад, откуда ее и занесло в российские просторы, а вот если вера народная в справедливого Царя, хоть ты его Президентом, хоть Топ-менеджером назови, если падет, то, не дай Бог, вместе с царской персоной.
Уверенный в себе правитель, желающий стать успешным, не будет ставить на воеводство непрофессионалов, тем более склонных к мелкому воровству.
И если видит необходимость в реформе армии или Академии наук, то доведет это свое вИдение до армии, до Академии, познакомит со своими реформистскими планами свободную прессу, расскажет популярно народу.
И поставит во главе Минобороны заслуженного генерала и даст ему двух оборонных академиков в подмогу.
А с Академией де-сиянс тем более дело нехитрое. Тот же новоизбранный Президентом РАН академик Фортов, ознакомившись с имеющими место быть злоупотреблениями своих коллег, и предупрежденный за последствия невыполнения государевой воли согласно суровым статьям Уголовного Кодекса, перестроил бы свою научную вотчину безо всяких стонов и манифестаций.
Ведь можно реформировать страну без треска ломаемых костей, без чванства вознесенных незаслуженно опричников.
И при такой методе конфликтов не избежать. Но стабильность социальная в стране возрастать будет. И любовь народная к справедливому правителю, даже невзирая на временные трудности, не пошатнется.
Для этого нужно всего лишь одно – любить то, что ты реформируешь.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики (REALPOLITIK)