Гвардейцев проверят на кумовство и трудолюбие.
Как стало известно Лайфу, директор Федеральной службы войск национальной гвардии генерал армии Виктор Золотов потребовал от кадровых служб проверить весь личный состав на конфликт интересов. Сейчас составляются списки гвардейцев, у которых есть родственники в других силовых, надзорных и контролирующих ведомствах. Кроме того, в дальнейшем брать на работу людей с родственниками служащих в МВД, ФСБ, прокуратуре или СКР будут только по личному распоряжению Золотова. Такое распоряжение уже доведено до всего личного состава нацгвардии.
Офицеры уже бывшей бригады Внутренних войск МВД в Хабаровске — войсковой части 6882 на Красной речке — проводят вечера в генеалогических хлопотах: поднимают семейные архивы и вспоминают всех родственников до седьмого колена. Они надеются поступить в нацгвардию. У всех ещё свежи воспоминания о бывшем командире, который теперь вряд ли попадёт в гвардейцы. 20 апреля в штаб бригады нагрянул отряд военных контрразведчиков, который и скрутил полковника в его служебном кабинете. Офицера отвезли к военным следователям, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий. Для всех это стало полной неожиданностью, потому что комбриг считался неприкасаемым: в части гибли солдаты, происходили инциденты, но он всегда выходил сухим из воды. Ходили слухи, что комбрига крышевали высокопоставленные родственники в спецслужбах.
Случаи, когда родственники работают в смежных структурах, не редки. И конечно, такие родственные связи напрямую влияют на конкретные дела, которые ведут различные ведомства.
— Один майор МВД избил сослуживца. Начали служебное расследование, а потом прикрыли. Родственник драчуна оказался тоже силовиком, да ещё в генеральском звании. Таких случаев сотни, если не тысячи. Рука руку моет, особенно если она родственная, — говорит один из следователей СКР.
Но национальная гвардия будет исключением из правил. Неприкасаемым путь в нацгвардию заказан — о родственниках в надзорных, прокурорских и следственных подразделениях нужно будет заявить. Этот круг широкий: родители свои и супругов, дети, братья и сёстры, в том числе и обоих супругов.
— Кадровикам приказано в кратчайшие сроки выяснить, у кого из военнослужащих есть родственники, проходящие службу в органах МВД, ФСБ, прокуратуры и самой нацгвардии, — говорит собеседник Лайфа, знакомый с ситуацией. — Виктор Золотов таким образом хочет провести чистку рядов новой силовой структуры, чтоб её сотрудники не были связаны семейными узами с представителями других силовых структур.
По информации Лайфа, кадровым службам нацгвардии предстоит просеять сотни тысяч человек. В первую очередь среди них будут искать “блатных” и потенциальных “кротов”.
Согласно президентскому Указу от 5 апреля 2016 года “О создании Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ, в её состав новой структуры войдут подразделения внутренних войск (ВВ) МВД, СОБРа и ОМОНа, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, вневедомственная охрана, в частности Центр спецназначения вневедомственной охраны МВД, и подразделения МВД, которые занимаются контролем над соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и сфере частной охранной деятельности.
— Это же огромная масса в 400 тыс. человек: 170 тыс. — внутренние войска, 200 тыс. — вневедомственная охрана МВД, ещё около 30 тыс. — бойцы спецназа МВД, — рассказывает Лайфу один из офицеров нацгавардии.
По его словам, в гвардии президента не должны служить стукачи.
— Генерал Виктор Золотов хочет доверять каждому солдату, сержанту, офицеру, как самому себе. Он же профессионал и хочет опираться на тех, в ком уверен, что они с ним, на одном “берегу”, — рассказывает он. — Среди бойцов “стражников государева” не должно оказаться предателей. Поэтому все, кто решит быть в одной команде с генералом, должны с пониманием отнестись к работе кадровиков.
С ним согласен и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— Мероприятия в нацгвардии обусловлены ещё и Указом президента Владимира Путина от 1 апреля 2016 года № 147 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы”, — считает он. — Ведь именно коррупция определяет конфликт интересов. Любая личная заинтересованность — прямая или косвенная — влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение госслужащим своих служебных обязанностей.
Он напоминает, что под личной заинтересованностью обычно понимают варианты получения разных благ и выгод. По закону, госслужащие обязаны сообщать о такой заинтересованности.
— В нацгвардии собираются положить конец кумовству, когда оказывается, что родственники служат в одном подразделении, подчиняются друг другу, — утверждает председатель НАК.
Кабанов не исключил, что кадровикам нацгвардии будут помогать сотрудники Управления президента по вопросам противодействия коррупции АП, которое возглавляет Олег Плохих. Они курируют исполнение Указа президента “О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы”.
Один из высокопоставленных сотрудников МВД также считает, что нацгвардия взяла курс на жёсткую кадровую политику, чтобы в её рядах не оказалось людей хоть с малейшим пятном на репутации.
— В национальной гвардии поступили очень разумно и грамотно, не как, например, в МВД. Сначала они тщательно отрисовали структуру, согласовали её с правительствами и бюджетом, а теперь она уже готова под Указ президента, — рассказал он. — Параллельно идёт отбор и проверка людей под новую структуру.
Формально национальная гвардия создаётся с нуля, поэтому отбор в неё будут вести в том числе и с учётом репутации и родственных связей претендентов.
— Это абсолютно правильная идея, чтобы бороться с нерадивыми сотрудниками, кумовством и коррупцией. В некоторых силовых ведомствах нечто подобное было, но обычно носило только рекомендательный характер, — рассказывает офицер. — Отделы кадров и служба собственной безопасности по возможности отслеживали родственные связи претендентов: спрашивали, кто мама, кто дядя, где братья-сёстры. Если родственник, например, может напрямую влиять на деятельность сотрудника или подразделения, то для претендента это место могли и закрыть.
Если человек с роднёй в следствии или контрразведке попадет на службу, то это чревато серьёзными проблемами. Например, можно покрывать криминал в подразделении, плести интриги, устраивать провокации, собирать конфиденциальную информацию.
— Через родственника всегда удобно делать свои дела, поэтому шантажи и интриги встречаются часто. Например, на руководство подразделений выходят люди из надзорных структур и угрожают: мол, мы не даём ход выявленным нарушениям, а вы двигаете по карьерной лестнице моего родственника или не вмешиваетесь в определённую ситуацию, — объясняет он. — Либо по просьбе родственника из смежных структур человек принимает незаконное решение по какому-то вопросу.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что столь тщательный кадровый отбор будет иметь исключительно позитивные последствия.
— Не всегда подобные методы приводят к результатам. Ситуация, когда руководитель лично согласовывает каждого сотрудника, имеющего родственников в других силовых структурах — не характерна для наших ведомств. Для чего это делается? С одной стороны — нужна борьба с коррупцией, а с другой — где гарантия, что это не приведёт к созданию “личной гвардии” руководителя ведомства, — отмечают специалисты из числа силовиков.
Что касается данных о трудопотерях претендента на его прошлой работе за последние два года, то кадровиков национальной гвардии это тоже интересует неспроста.
— Если человек много времени провёл на больничном, то это о многом говорит, — рассказывает источник. — Это может быть и слабое здоровье, а такие люди никому не нужны, а может быть нарушитель или конфликтный человек. На “больняки” обычно уходят после какого-то косяка на службе или конфликта с начальством: человек долго и нудно болеет, потому что в это время его нельзя уволить или наказать.
Скорее всего, если претендент устроит национальную гвардию, но у него были трудопотери, тогда кадровики будут дополнительно наводить о нём справки в его бывшем подразделении.
Депутат Госдумы, бывший зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков, также считает, что таким образом нацгвадия заботится о качестве своих сотрудников.
— Перед нацгвардией могут поставить разные задачи, поэтому и сотрудники должны быть особыми. Если, например, президент поставит задачу бороться с коррупцией в правоохранительных органах, то как гвардеец сможет это сделать, если у него будут родственники в других силовых ведомствах, — рассказал Лайфу Юрий Синельщиков.
По его словам, подобных мер у российских силовиков ещё не было.
Фото: news.mail.ru
ПО информации: crimerussia.com