Как Путин посетовал на то, что вокруг мусорного бизнеса крутится криминал, а для решения отраслевых вопросов приходится поднимать силовиков
Сегодня в России десятки тысяч несанкционированных мусорных свалок, которые занимают 4 млн. га земли, а противодействующие этому законы приняты в спешке, пестрят недостатками и не работают. О том, как решить проблемы внедрения в стране «мусорной» реформы и как она отразится на кошельках обывателей, накануне спорили эксперты парламентских слушаний в Госдуме. За ними наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online»
«Богатые люди, поднаторевшие в мусорном бизнесе, могут так организовать общественное мнение, что решение не будет принято никогда»
Что делать с заполонившими Россию мусорными свалками и полигонами? Как утилизировать и сортировать отходы? Вырастут тарифы ЖКХ для граждан в связи с затеянной в стране «мусорной» реформой? Эти вопросы вчера почти три часа обсуждались в Госдуме на больших парламентских слушаниях комитета по экологии. О серьезности мусорных проблем говорили и депутаты, и приглашенные эксперты, и даже Владимир Путин, который открыл дискуссию.
В зале его, конечно, не было. Президент присутствовал только на экране. Организаторы поставили видеозапись выступления главы государства по данному вопросу на апрельском форуме ОНФ, который оказался в тени из-за случившегося в тот же день теракта в питерском метро. А здесь речь президента прозвучала. Путин напомнил, что оплата утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) будет выделена в отдельную строчку в тарифах, и сообщил, что в стране 7 тыс. свалок, 1,5 тыс. мусорных полигонов и 20 тыс. незаконных свалок. Все они создают невозможные условия для жизни многих граждан. При этом противодействовать проблеме очень сложно. «Мне приходилось лично заниматься этими вопросами, — заверил президент. — Никак с мертвой точки не сдвинуться. Криминал вокруг крутится. Пока по моей личной команде не вставали сотрудники внутренних войск, теперь нацгвардии, даже местные власти ничего не могли сделать. Это очень сложная для регулирования вещь». Он также отметил, что по 458-му федеральному закону («Об отходах производства и потребления») в нынешнем году все регионы должны были определиться с местами, где можно создавать новые полигоны и выбрать организации, которые будут заниматься сбором и утилизацией отходов. Но правительство отодвинуло введение этих новшеств на 1 января 2019 года, так как многие субъекты не смогли определиться, куда перемещать существующие мусорные полигоны. Путин также подчеркнул важность общественных обсуждений, но добавил, что дискуссия не должна длиться вечно, иначе этим воспользуются богатые люди, поднаторевшие в мусорном бизнесе. «Они могут так организовать общественное мнение, что решение не будет принято никогда», — предупредил президент.
Понятно, что ситуация просто аховая. Очень мало отходов перерабатывается. Под мусорными горами сегодня, как сообщил вице-спикер Госдумы Петр Толстой, находится 4 млн. га российской земли. И эти завалы придется разгребать еще и будущим поколениям. С другой стороны, обывателей очень волнует размер будущего тарифа на вывоз и утилизацию мусора, так как это касается их кошелька. А принятый в конце 2014 года «мусорный» закон так и не заработал, поскольку не все регионы оказались к нему готовы. Для исполнения этого документа субъекты должны были разработать территориальные схемы обращения с отходами (ТСО) и выбрать единственного регионального оператора — компанию, которая будет отвечать за вывоз, переработку, утилизацию мусора и устанавливать на свои услуги свои тарифы. В итоге ТСО разработали и утвердили в 81 регионе, это обошлось в 585 млн. рублей, но в этих схемах, как оказалось, очень много недостатков.
«Исполнение «мусорной» реформы тормозит тот факт, что у нее нет единого координационного центра»
Председатель комитета по экологии Ольга Тимофеева рассказала, что была проведена большая инвентаризация закона и выяснилось, что многие аспекты не были учтены и забыты из-за спешки. Тормозит исполнение «мусорной» реформы и тот факт, что у нее нет единого координационного центра. Сегодня этим вопросом занимаются три министерства: минпромторг, минстрой и минприроды. А потому велик риск внесения с их стороны противоречащих друг другу предложений. «Минстрой предлагает до 2020 года перевести все территориальные схемы в электронный вид и сделать обязательную плату за вывоз мусора в частном секторе. Минпромтог настаивает на том, чтобы все схемы в обязательном порядке были согласованы с их ведомством на предмет технологического содержания. При этом у них нет территориальных органов и механизмов для реализации этого пожелания, — возмущалась Тимофеева. — Мы согласны, что реформа требует корректировок. Но если правительство в ближайшее время не будет вносить своих поправок, мы вместе с регионами будем вносить их сами».
Депутат также отметила, что в некоторых регионах не хотят проводить общественные обсуждения, — дескать, они затягивают процесс принятия ТСО. Народ не хочет видеть свалку или мусоросжигательный завод вблизи своего дома. В то же время даже самые лучшие схемы не отвечают необходимым требованиям. А все потому, что территориям не дали четких правил игры. И получились абсолютно разные схемы. «Где-то это несколько листов, а где-то тщательно проработанные документы. Стоимость тоже разная. От 1 до 80 миллионов рублей», — добавила депутат. При этом схемы должны упорядочить все мусорные потоки в регионах, навести порядок, прекратить образование несанкционированных свалок и стать главным двигателем реформы.
Владимир Панов, зампредседателя комитета по экологии, в свою очередь сказал, что закон, говоря простым человеческим языком, — это Конституция по обращению с отходами, это крепкий фундамент. Если он не будет создан, получится, по словам депутата, «башня, которую мы все с вами помним», а на экране тем временем появился слайд с изображением Пизанской башни. Он также отметил, что субъектам, на которые ложатся основные затраты, не хватает ресурсов. Еще одна «подножка» регионам — подзаконные акты. «Самая главная задача — вторичная переработка, — отметил депутат. — На сегодня нет никаких правил — то ли будет происходить захоронение отходов, то ли их переработка. Иными словами, порядок, который определен, может цементировать состояние с обращением отходов. Но пока мы боремся с отходами с помощью квадратных метров нашей страны. Регионы сами себе должны устанавливать показатели и сами себя должны контролировать. Но это должно происходить на федеральном уровне. Отсутствует элементарный расчет тарифов на размещение отходов. Он также отметил, что собственники полигонов будут всегда стремиться направить на них максимальное количество отходов и разместить свои полигоны рядом с отходообразователями. «Конечно, крупные игроки пытаются заработать, есть механизмы компенсации. Но на деле происходит так. Например, в одном регионе есть два полигона. На одном тариф 133 рубля за кубический метр, на другом — почти 300. В техсхеме закрепляется населенный пункт за дорогим полигоном. Жители искренне недоумевают, в чем логика. Удаленность от населенного пункта — 150 километров, это должны оплачивать граждане, и тариф может вырасти в пять раз. У нас должна наступить красивая эра, как в цивилизационных странах, но пока не получается. Как будут рассчитываться тарифы — непонятно».
«Мы столкнемся с недовольством жителей»
Александр Вырыпаев, директор МУП «Благоустройство» из города Павлово Нижегородской области, напомнил, что федеральная концепция по сбору и утилизации мусора была разработана 16 лет назад. Но сегодня ни один полигон не может похвастаться исполнением этой концепции. «Обрабатывающая компания должна быть заинтересована, чтобы больше мусора было превращено во вторсырье. Но многие рассуждают так, что, если сортировать отходы, то одно *** превратится в два. Малым городам федеральная концепция разрешает использовать упрощенную технологию обработки отходов. Мы так и делаем. Сейчас разработали технологию, суть которой заключается в том, что мы используем переработанные отходы для удобрения сельхозкультур технического назначения», — сообщил представитель Нижегородской области. Он также рассказал участникам слушаний, что в свое время организовывал поездки губернаторов в Париж для обмена опытом, а теперь предложил организовать поездку в Финляндию, где он «покажет, как все делается у них». «Вот мне сейчас 60 лет. А когда мне было 20, у нас в стране была такая практика, когда стояли контейнеры для сбора меди, алюминия, бронзы. Один трактор приходил, забирал и — до свидания. Мы сейчас идем тем же путем, — признался специалист по утилизации мусора и сорвал аплодисменты. — Безумие полное начинать серьезную работу по стране без сортировки мусора». По его словам, сегодня надо устанавливать отдельные контейнеры для пищевых отходов, которые будет собирать одна машина, и отдельные контейнеры для полиэтилена, бумаги и стекла, за которыми будет приезжать другая машина.
По залу прокатились одобрительные возгласы. Депутат от РТ Фатих Сибагатуллин не удержался, встал и заявил, что он еще 16 лет назад, будучи главой администрации района в Татарстане, организовал такую сортировку в 14 населенных пунктах. «Эта схема прекрасно работает, ничего нового здесь нет», — сказал депутат.
Со знанием дела выступил Денис Немцев, заместитель генерального директора ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» из Иваново, поскольку он один из тех, кто уже выиграл конкурс на обработку мусора. По его словам, одна из серьезных проблем, которая влияет непосредственно на ценообразование и не отражена в территориальной схеме, — это определение твердых коммунальных отходов. Возникает необходимость выделить их из общего массива отходов. «Например, является сомнительным отнесение к ТКО мусора от уборки автомобильных дорог и территорий кладбищ. С другой стороны, некоторые отходы можно отнести к ТКО, а они не относятся», — посетовал предприниматель. Он также сообщил, что на строительство сортировочного завода, который только открывается, было инвестировано более 300 млн. рублей. А стоимость объектов, которые должны быть построены на территории Ивановской области в ближайшие годы, оценивается еще в 1,5 млрд. рублей. «Мы столкнемся с недовольством жителей, так как стоимость услуг возрастет. Сейчас оператор будет платить за негативное воздействие на окружающую среду. Население за это не платит. А это довольно серьезные деньги. План по сбору составляет 150 млн. в год. Если перекладывать эту плату на граждан, то тариф вырастет на 15 – 30 процентов. А это дополнительное налогообложение. Плюс налог на добавленную стоимость, который раньше не платил оператор. Это еще плюс 18 процентов к действующим затратам. Итого получается рост тарифа для населения на 30 – 35 процентов», — подсчитал Немцев.
«Допущены фундаментальные ошибки»
Алексей Агибалов, зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии, буквально в пух и прах разнес территориальные схемы разных регионов. По его словам, их нельзя назвать документами стратегического планирования. Если они будут реализованы, станет хуже. При этом профильные институты ничего не разрабатывали. Этим занимались никому не известные фирмы без лицензий на соответствующую деятельность.
Рассказал он и о других странностях: «Например, сейчас СМИ хвалят Кострому. Там на 200 тысяч населения три мусоросортировочных завода. Один мощностью на 125 тысяч тонн, другой — на 200 и третий — на 75. Сколько из них работают, как вы считаете? Ни один. А все потому, что тариф. К «светлому будущему» нас зовет 458-й федеральный закон. Но вот еще пример — город Улан-Удэ. В 2011 году Федерация дала 250 миллионов на мусоросортировочный завод. А теперь руководство Бурятии просит направить еще 300 миллионов на реконструкцию сортировки, потому что она не работает. Город Севастополь — там образуется 204 тысяч тонн ТКО и 448 тысяч тонн ТБО в год. У них пять полигонов внутри Севастополя и один за Бахчисарайским районом. Мусоросортировка мощностью 250 тысяч тонн. Все должно быть хорошо. Но, по данным прошлого года, принято менее одного процента ТТО. Почему? Экономически нецелесообразно. Но это же глупость».
По его мнению, при разработке 458-го федерального закона были допущены фундаментальные ошибки. А введение региональных операторов приведет к иерархической системе. Уже через год многие компании будут обанкрочены и поглощены, так как им придется платить еще и экологический сбор. «Бенефициары этого закона писали его под себя, и он не предусматривает защиту прав простых операторов. Начнется беспредел с войнами и со стрельбой. Я вам это гарантирую. Региональные операторы — муравьи. А наши ожидания, что все будет хорошо, напрасны», — закончил под дружные аплодисменты Агибалов.
Ольга Вандышева
Источник: “БИЗНЕС Оnline”