Досье «БИЗНЕС Online» о новых «героях» дела ТФБ — финансисте из кантона Швиц, израильском миллиардере и «прачечной» в шаге от Лубянки
Новые подробности уголовного дела экс-предправления Татфондбанка Роберта Мусина, прозвучавшие в среду в Приволжском райсуде Казани, вызвали эффект разорвавшейся бомбы. «БИЗНЕС Online» провел свое мини-расследование, узнав некоторые любопытные детали о тех людях и фирмах, которых засветил в своей речи следователь Мухин. Экс-зампред «АК БАРС» Банка Рустэм Хадиуллин, ныне проживающий в Швейцарии, даже поднял трубку…
Провал «резидента»
Среди допрошенных по делу Роберта Мусина следователь Игорь Мухин упомянул Рустэма Хадиуллина, который в 2000-е годы работал под командованием Мусина в «АК БАРС» Банке и дослужился до высокой должности заместителя председателя правления банка. По словам собеседников «БИЗНЕС Online», в «АК БАРСе» он был «главным казначеем» Мусина и — примечательный момент — отметился в списке соучредителей управляющей компании «Роял Тайм Менеджмент», специализирующейся, напомним, на игорном бизнесе.
Однако в 2011 году Мусин отправил Хадиуллина в Москву на, казалось бы, более скромную должность руководителя московского филиала «АК БАРСа». Но не исключено, что перед Хадиуллиным была поставлена более значимая цель — «внедриться» в европейскую банковскую систему и стать, если можно так сказать, «резидентом» Мусина, курирующим его иностранные активы.
По крайней мере, карьера Хадиуллина и последующие события говорят сами за себя. Уже в 2012 году он возглавил подразделение Private banking в московском представительстве Deutsche Bank, а уже в начале 2014 года получил должность заместителя директора в швейцарском отделении немецкого банка. В январе 2016 года Хадиуллин перешел на аналогичную должность в одном из авторитетнейших швейцарских банков Lombard Odier более чем с 200-летней историей. Журнал Forbes поместил его на 8-е место в рейтинге лучших западных банков для миллионеров из России. Отмечается, что отдельная группа специалистов по нашей стране появилась в банке в 2006 году, а представительство в Москве банк открыл в 2010 году. Старший партнер банка Патрик Одье в одном из интервью сказал, что ему «нравится решать нестандартные задачи клиентов из России и Восточной Европы».
Сейчас Хадиуллин проживает в коммуне Фрайенбах кантона Швиц, который известен как «кантон миллионеров» благодаря некоторым налоговым послаблениям. Если бы татарстанским банкирам полагался персональный рай, то он, наверное, был бы похож на это место. Но крах империи Мусина отозвался и там, в местности окруженной Альпийскими горами, Люцернским и Цюрихским озером.
Как уже рассказывал «БИЗНЕС Online», в конце мая в зеленой зоне одного из московских аэропортов произошла встреча Хадиуллина с одним из самых приближенных к Мусину людей — экс-председателем правления ТФБ Маратом Загидуллиным, который специально прилетел на встречу из Казани. На ней присутствовал и третий участник — швейцарский юрист Одерматт, который, по информации наших источников, занимался правовым сопровождением зарубежных интересов Мусина. Однако встреча была прервана сотрудниками ФСБ, которые «пасли» то ли Загидуллина, то ли Хадиуллина, а может, и сразу обоих.
Гражданин Швейцарии был отпущен, а Загидуллина и Хадиуллина спецрейсом забрал из Москвы высокий чин из следственного управления СК по РТ, которого срочно вызвали в столицу. Загидуллин и Хадиуллин были доставлены в отдел СК, где после продолжительной беседы они были отпущены на свободу.
«БИЗНЕС Online» сумел дозвониться до Хадиуллина по его швейцарскому номеру и предложил ему рассказать свою версию событий. Однако тот категорически отказался разговаривать с журналистами, косвенно подтвердив сам факт допроса следователями. «Кому надо по закону, тому я уже прокомментировал ситуацию. А до общественности свою точку зрения я буду доносить только через адвокатов», — отрезал он. «Мои интересы охраняются законом, и, если вы будете писать разные небылицы, я буду вынужден обратиться [в соответствующие органы], чтобы защитить себя и выяснить, на каком основании вы это делаете», — пригрозил он напоследок. Тем не менее мы выразили готовность в любой момент предоставить Хадиуллину возможность высказаться на страницах «БИЗНЕС Online», если он передумает. По всей видимости, его имя и название уважаемого швейцарского банка будет теперь довольно часто упоминаться в связи с делом Мусина.
Тюменский мостостроитель катал Мусина на самолете?
Еще один упомянутый Мухиным любопытный персонаж — предполагаемый бенефициар зарегистрированного в Лихтенштейне АО «Фоника» 64-летний Александр Абрамович Забарский, имеющий двойное российско-израильское гражданство.
По информации СМИ, одно из главных достоинств профессионального мостостроителя Забарского — его способность дружить с представителями органов власти и топ-менеджерами госструктур — свое состояние он якобы сколотил на строительстве мостов для нужд «Газпрома». Также Забарский замечен в активном использовании офшорных схем. Главным активом группы «Фоника» является тюменская компания «Мостострой-12» с годовым оборотом 15 млрд рублей.
Есть у Забарского свой интерес и в Татарстане — в июне 2013 года в поселке Сюкеево Камско-Устьинского района РТ был открыт завод по производству стройматериалов под торговой маркой «Аксолит» на основе гипса, принадлежащего ООО «Фоника Гипс». Инвестиции в завод составили 5 млрд рублей, а годовая производственная мощность — 120 тыс. т сухих строительных смесей, 15 млн кв. м гипсокартона и 300 тыс. кв. м пазогребневых плит. Президент РТ Рустам Минниханов посещал стройку, а после открытия вручил Забарскому медаль «За доблестный труд».
Осенью 2015 года Забарский сделал дружественный жест и через ООО «СП «Фоника» приобрел 3,904% акций Татфондбанка за 560 млн рублей. Согласно последним опубликованным данным о собственниках банка, владение активом закольцовано: владельцем 99,9997% доли ООО «СП «Фоника» из Нового Уренгоя выступает АО «Фоника» из Лихтенштейна, которое на 100% принадлежит ООО «СП «Фоника». Оставшийся ничтожный пакет принадлежит младшему партнеру Забарского Сергею Полевикову, а сам он с апреля 2017 года выступает в скромной роли ликвидатора общества.
По видимости, сделка с акциями стала проявлением особых отношений, которые установились между Забарским и Мусиным. Напомним, что Мухин заявил об аресте самолета бизнес-класса Bombardier Challenger 850, принадлежащего ООО «СП «Фоника». Следствие считает, что именно на нем Мусин предпочитал передвигаться по планете. Анализ полетов самолета показывает, что тот не менее 15 раз за последние два года летал в аэропорты Греции, Азербайджана, Франции, ОАЭ, Италии, Израиля, Великобритании.
Но не это главное. Следствие обвинило ООО «СП «Фоника» в сомнительных сделках посредством получения ТФБ кредитов от Центробанка под свое поручительство и последующего вывода активов через банкротство компании. В отношении «Фоники» заявлены требования на сумму 1,8 млрд рублей, пояснил Мухин. «Установлено, что хищение средств ТФБ в сумме более 2,9 миллиарда рублей по дополнительным эпизодам преступной деятельности осуществлялось непосредственно с использованием поручительства ООО „Фоника“, которому принадлежит воздушное судно», — рассказал следователь.
Помимо всего прочего, пока без ответа остается вопрос о будущем действующего завода «Фоника Гипс» — войдет ли он в конкурсную массу ТФБ? Словно чуя неладное, компания сменила собственника: с января 2017 года вместо «СП «Фоника» учредителем значится ООО «Гипсодобывающая Компания» Александра Синельникова, который в числе прочего известен как президент фонда социально-экономической поддержки ветеранов Севера. К слову, в начале апреля на базе предприятия прошла целая выездная коллегия минстроя РТ.
Между тем в последнее время стала поступать информация о том, что империя Забарского (какое совпадение!) тоже находится на краю пропасти. В апреле 2017 года Сбербанк — основной кредитор структур тюменского бизнесмена — подал иск о банкротстве ООО СП «Фоника» и «Мостострой-12», заявив требования на миллиарды рублей. При этом Сбербанк открыто обвиняет бенефициаров группы в попытке затянуть суды и выводе активов, а менеджмент — в предоставлении недостоверной отчетности. Параллельно банк обратился в правоохранительные органы с требованием изучить ситуацию.
Но это цветочки по сравнению с главной бедой — и Забарский, и Полевиков упоминались в качестве фигурантов дела о строительстве моста через реки Кама и Буй в Удмуртии. Напомним, именно в связи с его строительством в апреле был арестован 66-летний глава республики Александр Соловьев. Забарский через свои структуры выступал и генподрядчиком, и, по крайней мере по началу, концессионером проекта стоимостью 13,8 млрд рублей. 20 сентября 2016 года открывать мост в Удмуртию, как это загодя планировалось, приехал Владимир Путин, но к этому времени объект оказался не достроен. После этого у всех участников проекта и начались проблемы. Переправа, к слову, не открыта до сих пор — срок установлен на июль.
В поисках «прачечной» Мусина
Третий персонаж, упомянутый Мухиным, — директор швейцарской компании Barg AG Никулин. О нем известно мало, как и о самой фирме. Установлено лишь, что в июле 2013 года швейцарская контора учредила в Казани девелоперскую компанию ООО «Омега КЦ». Юридическим адресом компании указан дом 1/55а на ул. Пушкина. Соучредителем компании стал питерский предприниматель Михаил Заика — согласно сайту раскрытия информации «Контур.Фокус», он является учредителем и руководителем ресторанов «#Всесвои» и «Облепиха», расположенных там же. Однако в марте 2016 года «Омега КЦ» была ликвидирована.
Впрочем, этот скромный бэкграунд, вероятно, лишь верхушка айсберга: следственные органы подозревают швейцарскую Barg AG в отмывании миллиардов Мусина. Причем в связи с этой компанией впервые в поле зрения следствия попали его жена и дочь. «Анализ указанных документов свидетельствует непосредственно о причастности обвиняемого Мусина, его супруги и несовершеннолетней дочери к деятельности по управлению указанными юридическими лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях», — заявил следователь Мухин. По его словам, компетентными органами Швейцарской Конфедерации и прокуратурой кантона Женева приняты обеспечительные меры в отношении денежных средств компании Barg AG в общей сложности на сумму более 48 млн швейцарских франков (чуть более 3 млрд рублей) в связи с наличием подозрений в отношении супруги обвиняемого и его дочери в отмывании денежных средств при осуществлении деятельности двух организаций.
Попытки «БИЗНЕС Online» найти казанский след Barg AG оказались безрезультатными. В здании на ул. Пушкина 1/55 по -прежнему работают вышеупомянутые лаунж-бар «#Все свои», кафе «Облепиха», а также хостел «Пушкин». Четвертый этаж занимает ООО «Хороший знакомый». На пятом этаже за открытой дверью двое мужчин — один представляет администрацию, а другой — бухгалтерию. Назвать собственника или дать его контакты они отказываются. При этом администрация отрицает, что ООО «Омега КЦ» имело к зданию какое-то отношение, хотя имена и названия здесь знакомы. «Это пустая, ликвидированная фирма. Юрий Заика тоже никакого отношения к зданию и собственникам не имеет. Когда-то давно он сам был здесь арендатором», — ответил сотрудник администрации.
Московский квест «найди мусинских партнеров»
Есть у АО «Барг АГ» и российское представительство, зарегистрированное в Москве по адресу Лубянский проспект, 15, стр. 2. По телефону, указанному в выходных данных, ответил молодой человек, которого явно удивила просьба пригласить к телефону Раиса Юсипова — руководителя представительства. «Номер этот, но здесь нет такого человека и компании», — ответил собеседник издания. И, замявшись, отказался отвечать на просьбу уточнить, куда мы дозвонились.
Между тем мы обнаружили, что телефон представительства фигурирует, например, в качестве контактного на сайте (точнее, его черновом варианте) бутика женского белья Enjoy. Бутик предлагает клиентам чисто дамские штучки — например, свадебное или ювелирное белье, купальники в стиле БДСМ. Впрочем, похоже, указанный «Барг АГ» номер телефона откровенно левый. Погуглив, можно выяснить, что некогда им пользовалось, например, агентство делового туризма «Аэромир».
Сам деловой центр с логичным названием «Лубянский» расположился в красивом старинном здании в самом сердце столицы, в Китай-городе. От Старой площади, где расположена администрация президента России, его отделяет только сквер, где с одной стороны воздвигнут памятник героям Плевны, с другой — создателям славянской письменности, святым Кириллу и Мефодию. Как выяснилось, в «Лубянском» квартирует самый разношерстный бизнес — от стейк-хауса и кафе-мороженого до компании по проведению квестов и китайского визового центра. А вот про «Барг АГ» на пункте охраны вспомнили не сразу.
«Может быть, вам нужен „АК БАРС Финанс“?» — неожиданно спросил корреспондента «БИЗНЕС Online» один из охранников, заглянув в список арендаторов. Потом, более внимательно изучив свой листок, он сообщил, что «Барг АГ» у них действительно арендовал офис номер 313. Однако примерно с месяц назад арендаторы съехали, а вместо них помещение заняла фирма «Делак Групп». Пока там идет ремонт, и помещение закрыто, как убедился наш корреспондент. Куда переехала фирма «Барг АГ», охранники не знают — адреса для пересылки корреспонденции бывшие «квартиранты» не оставили. Однако сейчас следы «Барг АГ» окончательно потерялись.
Чтобы закрыть вопрос, мы зашли и в упомянутый «АК БАРС Финанс» — вдруг его сотрудники поддерживали контакты с пусть и относительными, но земляками. Однако там нас заверили, что ничего о своих соседях не знают. Хотя совпадение вряд ли случайно. Инвестиционная компания — на 100% «дочка» «АК БАРСа», — согласно информации на сайте, основана в Москве в 2005 году, то есть в ту пору, когда Мусин еще возглавлял совет директоров банка.
Что ж, судя по всему, по ходу следствия мы узнаем еще немало подобных историй. Копайте дальше, следователь Мухин со товарищи!
Александр Андреев, Игорь Ким, Ангелина Головатая, Ольга Вандышева
Источник: “Бизнес Online”