Оценят ли в Майами лодки от братьев Шигабутдиновых?
Структура, близкая к сыновьям гендиректора ТАИФа, приобрела Velvette Marine — производителя «игрушек» ценой до 18 млн рублей.
Татарстанский производитель катеров Velvette Marine намерен покорить рынки Америки и Азии. Столь амбициозные планы родились с появлением у компании нового партнера — Фонда прямых инвестиций Тимура и Руслана Шигабутдиновых. Между тем приобретение совпало с активизацией ТАИФа в плане создания собственного яхт-клуба. Эксперты «БИЗНЕС Online» высоко оценивают перспективы нового экспортного продукта Татарстана. Главное преимущество — низкая для лодок такого класса цена.
«Чтобы выходить на зарубежные рынки, деньги, в общем-то, и не нужны»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», партнером компании Velvette Marine — завода по производству катеров, созданного бизнесменами Михаилом Клопоухом и Константином Ивановым, — стало ООО «Фонд прямых инвестиций» (ФПИ). Клопоух, известный как совладелец (вместе с Ивановым) татарстанской ресторанной группы OFS, уточнил газете, что ФПИ «влился для осуществления дальнейших планов и этапов развития компании». По его словам, переговоры шли с конца 2016 года, а плотное взаимодействие началось в конце весны этого года. Согласно базе данных «Контур.Фокус», в середине июня 2017-го владельцем 100% доли в ООО «Вельветте Марин» стало ООО «Амк». Соучредители последнего — Сергей Данилов и Руслан Халилов. Халилов, в свою очередь, известен как генеральный директор и владелец 25% доли в ФПИ, основные собственники которого — сыновья гендиректора ТАИФа АльбертаШигабутдинова: Тимур Шигабутдинов (24%) и Руслан Шигабутдинов (51%).
Сделку «БИЗНЕС Online» прокомментировал сам Халилов. «Мы уже давно сотрудничали по разным проектам и давно размышляли об объединении усилий, выводе Velvette на экспортные рынки. У нас очень большая компания, которая включает в себя промышленную группу, поэтому у нас появляется много синергетических эффектов. Мы будем очень полезны для Velvette, а Velvette мы сейчас нужны, — рассказал он. — Производство там же и останется (в Верхнеуслонском районе на площади 3,5 тыс. кв. м — прим. ред.). Мы не то чтобы деньги вкладываем. У нас очень хорошая управляющая компания, которая включает в себя большое количество современных менеджеров в области правильного финансового управления, юридического сопровождения, безопасности, кадров. У нас очень хороший коммерческий блок. Мы как управляющая компания будем теперь управлять этим предприятием».
По его словам, сейчас компания ставит перед собой цель выйти на зарубежные рынки: «Яхты, катера должны ехать и в Германию, и в Америку, и в Эмираты». На вопрос, как конкретно финансово фонд будет поддерживать завод и каковы будут инвестиции, Халилов не ответил. «Мы сами не финансируем. Мы как фонд организуем финансирование. И Velvette Marine будет получать кредит в банке, а мы в этом будем помогать, — сказал собеседник. — Чтобы выходить на зарубежные рынки, деньги, в общем-то, и не нужны. Нужен человеческий ресурс, нужно организовать сам процесс».
«Это премиум-сегмент, а мы их продаем по цене массового»
Подробности амбициозных планов нашей газете рассказал Клопоух. Идею выйти на зарубежные рынки он всецело разделяет, объясняя это тем, что бренд получил признание и пора двигаться дальше. Правда, он считает, что «немного денег проинвестировать в оборудование и технологии» все-таки надо, хотя «речь не о миллиарде». При этом штат из 60 человек в связи с приходом ФПИ расширять не планируется.
В России рынок, по словам Клопоуха, с 2014 года стагнирует, расти особо некуда, хотя Velvette Marine это и удается в последние четыре года. В прошлом году было продано около 100 лодок. Согласно данным «Контур.Фокус», по итогам 2015 года выручка составила почти 126 млн рублей, а чистая прибыль — почти 2 млн рублей.
«Ранее мы уже продавали лодки за рубеж — через дилеров. Это были единичные сделки, связанные в основном с нашими соотечественниками, живущими за рубежом. А поставок на дистрибьюцию в прошлом году, кроме Украины, у нас не было — туда продали несколько лодок, — рассказал ресторатор. — В России мало кто строит яхты. В основном строят недорогие лодки до 6 метров. А мы производим до шести метров только три модели. В нашем сегменте в России практически никто ничего не строит, наши конкуренты — только иномарки».
Основные надежды Клопоуха — на Америку и Азию. Начать покорение этих континентов он рассчитывает в январе 2018 года с выставки в Дюссельдорфе (это центральная в Европе площадка на 220 тыс. кв. м), а в феврале татарстанцы едут в Майами на другой смотр яхт и катеров — центральный в Америке.
«Мы четко запланировали начать с этих двух мероприятий, — говорит бизнесмен. — Возможно, еще будет выставка в Дубае. Мы хотим найти там достойных партнеров. За рубежом нам нужны не просто точки реализации, а дилеры, продвигающие бренд».
Всего сейчас завод выпускает 9 моделей, из которых иностранному покупателю казанцы предложат две. 10-метровый катер Cruiser Velvette 33 Intelligent стоит от 10 млн рублей в базовой комплектации (максимально лодку можно подготовить на 17–18 млн рублей, добавив разных опций). «Это уникальнейшая лодка сегмента luxury с сильным, ярко выраженным авторским дизайном стиля милитари. Законодатель этой моды — итальянец Лука Бассани. Он делает яхты, которые стоят миллионы евро. В этом стиле работают лишь несколько производителей. И эти яхты во всем мире ни с чем не спутать», — восхищается Клопоух.
Второе судно — NGT 27 длиной 8 м — стоит порядка 5 млн рублей. «Спортивная NGT 27 — это скоростная, динамичная лодка. Она заряженная, ее скорость — более 100 километров в час, но в то же время есть и матрас для загара, и кухня, и туалет. Ну и визуально эту лодку не спутаешь ни с какой другой», — описывает Клопоух продукцию.
Клопоух признает, что конкуренция за пределами страны огромная, но преимуществом называет цену. «Если и производят, то это очень небольшой перечень, ценник на их продукцию существенно выше. Это все-таки премиум-сегмент, а мы их продаем по цене массового сегмента, потому что мы пока еще относительно молодая компания», — объяснил бизнесмен.
На вопрос о возможной роли в проекте ТАИФа Клопоух говорит: «Ее там нет, и какой-то связи с нами искать не надо». «Мы работаем с Фондом прямых инвестиций, не ТАИФом», — отметил он.
Между тем в последнее время холдинг во главе с Шигабутдиновым активизировал создание в районе пляжа «Локомотив» яхт-клуба. 12 июня стало известно, что «Казаньоргсинтез» без торгов получил для этой цели два земельных участка площадью 10,3 тыс. кв. метров. Ранее, в апреле, состоялись публичные слушания, на которых рассматривалось использование этой земли под вертолетную площадку и лодочную станцию. То, что структуры, близкие к руководству ТАИФа, в это же время приобрели компанию по выпуску VIP-катеров, вряд ли можно назвать чистым совпадением. Любовь к скоростям и водным путешествиям проявляется во всем…
Предыдущий союз развалился
Интересно, что у Клопоуха уже был опыт привлечения партнеров, причем не самый удачный. Напомним, осенью 2013 года в Арбитражном суде РТ рассматривалось дело по его иску к собственному ООО «Вельветте Марин», бывшему директору компании по торговле спортивными авто- и мототехникой «Пан-Авто» Денису Ковлеру и Алине Михеевой — супруге известного фармацевтического трейдера Альмира Михеева. Исковые требования Клопоуха заключались в признании недействительным соглашения, которое было заключено 30 июля 2012 года между ООО «Вельветте Марин» и физлицами Ковлером и Михеевой.
Руководствуясь желанием расширить ассортиментную линейку, учредители «Вельветте Марин» решили привлечь в партнеры Ковлера и Михееву. Но чуть позже последние решили выйти из бизнеса и вернуть инвестированные средства. В суде они рассказали, что компания «Вельветте Марин» не выполнила своих обязательств по инвестиционному договору. В ответ Клопоух подал встречный иск. Тогда Арбитражный суд РТ вынес решение в пользу бизнесмена, признав соглашение недействительным. Что ж, остается пожелать, чтобы нынешний союз оказался долговечнее.
«Продажи за рубежом пойдут при сохранении цены»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить перспективы казанского игрока за рубежом, возможные подводные камни и его положение на российском рынке.
Юрий Бродниковский — председатель федерации парусного спорта РТ:
— Мне нравится компания Velvette Marine, потому что я и лично знаком с ребятами, у меня и их лодка была. Учитывая курс доллара, вполне возможно, что компания выйдет на зарубежный рынок. Мы говорили с ними об этом, и фирма вполне может быть успешной на зарубежных рынках.
В мире рынок катеров растет и показывает неплохие результаты в последние два-три года. Это у нас все падает. Яхтенный мир очень большой, а у нас он практически не представлен. Кредиты у нас неконкурентоспособные, поэтому такая ситуация.
Если сравнивать продукцию Velvette Marine с зарубежными аналогами, конечно, есть различия — качество пластика и прочее, но это все вопрос цены. А конкурировать смогут вполне. Могу только пожелать компании удачи. Очень тяжело создать имидж в Европе, ведь там достаточно плотный рынок.
Никита Горчаков — основатель и CEO портала itBoat:
— У Velvette Marine практически нет конкурентов в России по объему производства и широте модельного ряда, по соотношению цены и качества. Это хороший продукт, который известен в РФ. И если им удастся сохранить эту цену для внешних рынков, то они будут хорошо продавать и по Европе, и по всему миру. В России это известный бренд, в Европе он, естественно, неизвестен, но фактор цены будет очень сильно влиять. Если будут хорошие представители, дилеры, то компания сможет продавать лодки.
Что касается выходов на разные рынки, мне кажется, все-таки надо есть слона по частям — выбрать самые перспективные рынки. Сейчас это Азия и Америка, рынок Европы в настоящее время немного стагнирует. Отличный рынок — Латинская Америка, которая хорошо растет. Но, например, в Северной Америке есть свои нюансы, потому что там очень сложная и дорогая система, связанная с различной юридической ответственностью. Было много кейсов, когда потребители подавали в суды на верфи за причинение какого-либо ущерба и отсуживали миллионы, потому с этого рынка ушло несколько крупных верфей. Любой неамериканский производитель, который заходит на данный рынок, должен это учитывать. Но опять же должно быть хорошее ценовое предложение: есть примеры, когда европейские недорогие бренды заходили туда, причем очень успешно.
Выйти за рубеж — не какие-то космические деньги. Это измеряется сотнями тысяч долларов, причем не в верхних пределах, а в нижних, потому что глобальных выставок для участия в мире не так много, а участвовать нужно прежде всего в них. Реклама тоже сейчас стоит недорого, особенно интернет-реклама. А ключевым параметром является наличие местного представителя, дистрибьютора или дилера, который будет продвигать продукт и имеет опыт работы с клиентами в местных реалиях.
«Когда счет идет на сотни лодок в год — таких немного»
Андрей Ковалев — директор по продажам МВЦ «Крокус Экспо», организатор Moscow Boat Show:
— На сегодняшний день в России насчитывается порядка 10–15 крупных производителей моторных катеров и яхт, в основном они расположены в Санкт-Петербурге, Казани, Рыбинске, Самаре, Нижнем Новгороде. Компания Velvette Marine уверенно зарекомендовала себя на рынке с момента запуска производства и выхода на внутренний рынок. На сегодняшний день можно говорить о том, что Velvette Marine является одним из самых перспективных и амбициозных производителей моторных катеров в России. Компания активно позиционирует себя на рынке, участвует в тематических выставках. Линейка катеров позволяет удовлетворить потребности любителей спокойного отдыха на воде, отдыха в комфортных каютах, любителей рыбалки, а также ценителей скорости и спортивного характера лодки.
Компания Velvette Marine является постоянным участником нашей выставки и 7–11 марта 2018 годуf представит на выставке Moscow Boat Show новинки своей линейки и уже зарекомендовавшие себя модели.
Антон Черкасов-Нисман — главный редактор журнала Motor Boat&Yachting Russia:
— Velvette Marine входит в тройку самых известных производств катеров в России. По объему есть аналоги в Санкт-Петербурге. Когда счет идет на сотни в год — таких игроков немного. Все покупатели, которые интересуются моделями такого плана, как у Velvette Marine, знают об этой марке. А учитывая текущую экономическую ситуацию, продажа 100 лодок в год — это нормально.
В мире большая конкуренция, но за счет разницы в курсах валют можно что-то придумывать. Скорее основная преграда не в том, чтобы найти покупателя за рубежом, а в том, чтобы найти его в нескольких других пунктах. Во-первых, нужно, чтобы российский производитель был готов сертифицировать лодки под европейский или американский рынок — это несложная процедура. Во-вторых, и это главное, европейский покупатель не будет приобретать даже относительно дешевый катер, если в его стране, недалеко от его дома, не будет возможности обратиться по гарантии. Поэтому российские фирмы должны найти партнеров в тех странах, в которых они хотят продавать свои катера, и договориться с ними о дилерских услугах или услугах сервиса и гарантии. Если человек, живущий в Мюнхене, хочет купить катер и его все устраивает, но ближайший дилер, к которому можно обратиться по гарантии, находится в Берлине, он не купит лодку. Купит дороже, но с обслуживанием поближе к себе.
Последние два года после падения курса рубля дела с продажами яхт в России шли неважно. Сейчас ситуация более-менее выровнялась, но все равно это несравнимо даже с тем, что было после кризиса 2008 года. Отсутствие инфраструктуры — это тоже замкнутый круг.
Эльвира Вильданова
Источник: “Бизнес Online”