На что собирают деньги в российских школах
«Медиазона» изучила сведения о поборах в российских школах, поступившие на «горячую линию» «Зоны права» за первые пять дней ее работы: деньги требуют везде и на все — от картошки до турникетов.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает, что все расходы российских школ ложатся на бюджет. Тем не менее, на практике заведения среднего образования часто требуют с родителей учеников деньги на те или иные нужды. Такой вывод можно сделать, изучив обращения, поступившие на федеральную «горячую линию» «Зоны права» по школьным поборам за первые пять дней ее работы.
Всего правозащитникам поступило 45 жалоб из 20 регионов — Московской, Омской, Ростовской, Самарской, Волгоградской, Архангельской, Воронежской, Челябинской, Новосибирской и Владимирской областей, Краснодарского и Забайкальского краев, Марий Эл, Коми, Бурятии, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Адыгеи и Калмыкии.
Чаще всего с родителей требуют деньги на охрану. Как следует из материалов «Зоны права», родители учеников школ №99 Омска, №28 кубанского поселка Мостовской, №71 Уфы, №54, 165, 69 и 70 Казани, №90 Воронежа, №3 Волгограда, №19 Элисты, №9 и 29 Йошкар-Олы, №37 Владимира и №59 Магнитогорска вынуждены платить в среднем по 500 рублей в год.
«Некоторые из родителей принципиально не платят. Членам родительского комитета приходится выслушивать мягко говоря “не очень хорошие” комментарии в свой адрес. В итоге регулярно сдается полная сумма (за всех учащихся) — независимо от того, сколько человек сдали деньги. Так как сумма за учебный год набегает небольшая, многие родители сдают деньги только для того, чтобы не тратить свои нервы на возможные претензии со стороны школы. Каким образом сданные деньги попадают на счета ЧОП, никому не известно, — сетует один из родителей ученика казанской школы №70. — В прошлом учебном году во дворе школы произошло избиение одного из учеников. Сделано это было на территории видимости видеокамер. Вся информация по видеонаблюдению попадает на мониторы охранника, который почему-то ничего не предпринял в тот момент. Появляется вопрос — зачем вобще нужна охрана, и должны ли родители за нее платить?».
Другая статья расходов — рабочие тетради и учебники. В омской школе № 99 их не выдают, но задают по ним задания. В школе №7 татарстанского Зеленодольска есть лишь шесть учебников английского. В казанской школе № 69 нет учебников обязательного для изучения в республике татарского языка. В школе № 21 Элисты — алгебры и русского языка. В магнитогорской школе № 59 ученикам 11 класса выдают учебники лишь по двум предметам. В калмыцком Прудовске на весь четвертый класс выдали один комплект учебников — он достался внуку классной руководительницы. В единственной школе Забайкальского села Акша учебники выдают, но за их использование взимают плату: за старый учебник — пять рублей в месяц, за новый — 10 рублей.
Помимо этого, многие школы требуют деньги на ремонт и в неформальный «фонд класса», существование которого не фиксируется никакой отчетностью. «Директор школы №17 города Майкопа Виктория Тугушева собрала представителей родительских комитетов после начала 2017-2018 учебного года и объявила, что всем классам нужно собрать на нужды школы не менее 5 000 рублей с класса . На какие нужды — объяснений не было, при этом в мае этого года с каждого класса уже собирали по 3 000 на нужды и дополнительно по 500 рублей с каждого ученика на побелку школы. Школа находится в плачевном состоянии, никакой побелки не было, ступеньки разваливаются, крыша в аварийном состоянии», — рассказывает родитель одного из учеников.
В школе №56 Набережных Челнов просят по 4 500 рублей на покраску стен и пластиковые окна, в школе №14 башкирского Нефтекамска — по 2 500 рублей на новые парты, в школе №20 в Ухте классный руководитель собирает 100 тысяч рублей на пластиковые окна с 28 учеников, в школе №6 архангельской Коряжмы — по три тысячи рублей на шкафчики для вещей.
Директор школы №24 Ростова-на-Дону пошел дальше — он намерен купить турникет за 475 тысяч рублей, поэтому родители, по их словам, будут обязаны сдавать по 300 рублей в течение шести лет. Школе №4 татарстанского Кукмора денег не хватает на еду — там родителей попросили привезти по 16 кг картошки либо отдать эквивалентную ее стоимости сумму.
«Горячая линия» открыта до 15 сентября. Полученные сведения в обобщенном виде будут направлены в Генпрокуратуру для проведения проверки в образовательных учреждениях. Обращения принимаются по телефону 8–917–897–60–55 по будням с 11 до 17 часов по московскому времени. Родители учеников могут заполнить анкету, которая размещена на сайте «Зоны права», и отправить ее на электронный ящик netpoboram@mail.ru.
Никита Сологуб
Источник: “Медиазона”