Последние язычники Европы

Что это за «странные» люди, рассказывает наш специальный корреспондент, побывавший у них в гостях

 7

Раннее июньское утро. В Священной роще недалеко от скалы Чумбылат Советского района Кировской области мужчины наливают воду в девять 10-ведерных котлов, разводят костер.

Вскоре приводят лошадь. Распорядитель церемонии, председатель сернурской организации «Марий кумалтыш» из Марий Эл Вячеслав Мамаев произносит молитву о принятии Ош Поро Кугу Юмо (Белым Добрым Великим Богом) жертвы, окропляет водой устланные на круп еловые ветки. Конь вздрагивает и оттряхивает с себя брызги воды. Это считается божественным сигналом с неба. Через мгновение острый нож уссо пронзает сонную артерию…

Сюда, в Священную рощу, меня привез глава сельхозотдела Кикнурского района, председатель Совета марийцев Кировской области Алексей Кудрявцев. «Сань, хочешь увидеть последних язычников Европы?», — подъегоривал он меня после собрания крестьян в одном СПК. «Да откуда им быть, 21-й век?» — отмахивался я.

И вот мы трясемся мимо какого-то карьера. Указателей нет, и мы дважды проскакиваем мимо святого места. К 10 часам роща, скрытая от постороннего глаза в густом лесу, наполняется людьми из Марий Эл, которые придерживаются традиционной религии. Среди них есть и с Кировской области, и с Удмуртии.

Перед моленьем люди помылись в бане, надели чистые национальные наряды. Верховный карт (жрец) республики Александр Таныгин освятил караваи хлеба с воткнутыми в них свечками, блины, которые люди разложили на еловых лапах на столах из жердей. К картам (их свыше 20) подходят люди и рассказывают о своих болячках. Жрецы, выслушав, обращаются к божествам на небесах, которых просят помочь страдающим.

— Священные рощи в сознании верующих марийцев являются посредниками в общении с божествами и Богом, — поясняет мне Кудрявцев. — Древний человек не выделял себя из окружающего мира. Космос представляется ему живым: звезды, река, дерево. Некоторые марийцы и в наши дни верят, что исходящая от языков пламени по ветвям деревьев молитва обязательно достигнет Бога. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Икон марийцы не знали.

Прошу А. Таныгина рассказать о богах.

— Выше всех стоит главный Бог — единый творец вселенной Ош Поро Юмо, — говорит 69-летний жрец. — Есть его девять ипостасей: бог согласия, бог судьбы, бог спаситель…. В нашем представлении все божества, все окружающее в мире и сам человек — часть единого Бога, его образ. Ведь Бог присутствует в каждом из нас. В нашей республике традиционная марийская религия, православие и ислам официально признаны и никак не конфликтуют. Когда марийцы моей деревни Большое Тонаково идут молиться в Священную рощу, то жители соседней русской деревни в трех километрах перестают стучать топорами, не пилят дрова. Кстати говоря, мои дочери замужем за русскими.

Большинство марийцев республики — православные, крещеные, после моления в роще ходят в храм. Но есть и некрещеные, которые придерживаются древнемарийской веры. Они считают, что Христос имеет земное происхождение — его родила женщина, но он является одним из святых. Понятия «рай и «ад», по сути, равнозначны христианским. У марийцев те же заповеди. Но традиционная марийская религия — это религия свободных людей. В ней нет понятия «раб божий». Человека постоянно окружает энергия. Она может быть положительной, если человек творит добро, или отрицательной, если зло. После смерти душа отсоединяется от тела — дух с положительной энергией поднимается кверху, к небу. С отрицательной — устремляется вниз, к центру земли.

По крутому уклону спускаюсь к скале Чумбылат, прижимаюсь ладонями к камню с памятной табличкой. Прошу у святого здоровья себе и близким. В ушах чувствую отдаленный гул, а во всем теле как бы прилив сил. Рядом стоят беременная женщина, мать с больным ребенком. Слышу, как мальчик-инвалид жалобно просит: «Дедушка Чумбылат, помоги мне встать на ноги». В глазах матери — слезы и надежда на исцеление.

Князь Чумбылат — исторический персонаж, живший в 11 веке. Он объединил разрозненные племена, заложив основу марийского этноса и веры. Постепенно в народном сознании Чумбылат из князя превратился в легендарного богатыря, к которому прислушивались боги. Для марийцев Чумбылат — это как для русских Илья Муромец и Ярослав Мудрый в одном лице.

Перед моленьем люди набирают воду из источника, умываются, совершая обряд очищения. Держась за перила-жерди, спускаюсь к источнику, до которого метров 150–200. Спуск крутой, градусов под 45. Удивляюсь, как карабкаются старушки. У источника очередь человек в сто. Лица светлые, с умиротворенными взглядами. Погода чудная!

Возвращаюсь наверх, на поляну. Мясо сварилось. Поднимаю голову: воздух сквозь ветки как бы дрожит от космической энергии, которая вместе с лучами солнца входит в яства. В 15 часов началось общее моление (кино- и фотосъемка категорически запрещены). Около 250 человек опускаются на колени и кланяются после молитв картов В. Мамаева и А. Таныгина (здесь не крестятся). Расстилаю на траве полиэтиленовый пакет и тоже становлюсь на колени. Когда кланяюсь, упираюсь взглядом в кроссовки паренька, слева бабушка в национальном платье, справа, как позже выяснил, бывший капитан третьего ранга. Удивительное явление — при молении в роще ни один комар не пролетел! С трудом верится, что в лесном Поволжье присутствую на языческом действе, которому под тысячу лет.

После молитвы поинтересовался у Мамаева, о чем он молил богов.

— Чтобы был богатый урожай, мы были здравы и скот не болел, не было града, пожара, — отвечает он. — Мы просили всех жизненных благ для нашего народа, чтобы работали все хозяйства. Возвратившись в лоно природы, поклонившись ей, человек как бы духовно очищается, его сердце наполняется добром и любовью.

Жительница села Казанское Людмила Конакова рассказывает:

— Я некрещеная, в храме за всю жизнь ни разу не была, как отец, дед и прадед. Моления помогают. Двоюродный брат в первую чеченскую кампанию пропал. Поехала на гору Чумбылат, попросила о помощи. Через три дня от брата пришло письмо, а под новый год его показали по телевизору в разрушенном Грозном. В 2010 году была страшная засуха. Я вновь ездила молиться на священное место — через день пошел дождь.

После 40-минутного общего моленья — обед. Остатки пищи люди берут с собой или бросают в костер. Земля должна остаться чистой. Уже в конце праздника подошел к председателю Всемарийского Совета, зампредседателя Госсобрания Республики Марий Эл Анатолию Иванову. «Четыре организации, представляющие марийскую традиционную религию, в том числе и Сернурского района, прошли государственную регистрацию, — сказал он. — Нельзя забывать о своих корнях, тем более общины несут селянам высокую нравственность».

Основной закон марийской традиционной религии гласит: «Мир так относится к тебе, как ты относишься к каждой части этого мира». В советское время язычество было запрещено, и люди молились тайно в кругу семьи. Ныне, как отметил Верховный карт, член Совета по делам религии при президенте Республики МЭ Александр Таныгин, марийцы поступают согласно велению души.

Эта вера в основе своей остается религией деревни, родового поселения. Правда, многие ее последователи заявляют, что их религия — религия будущего. Может быть, и так. На Западе, например, все сильнее раздаются призывы: вперед, к природе! Планетяне осознают важность жизни в гармонии с природой, с Космосом.

Александр РЫБАКОВ

cпецкор «НВ»

Кировская область

Ранее

Милая наша родина

Далее

Голос без лица

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru