Доживет ли татарский язык до понедельника?

Конфликт подошел к точке невозврата: директора школ не знают, что ответить прокурорам, а минобрнауки РТ безмолвствует

Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня глава минобрнауки РТ Энгель Фаттахов должен встретиться с федеральным министром Ольгой Васильевой. Это, возможно, последний шанс найти компромисс в конфликте вокруг изучения татарского языка в школах. На этом фоне прокуроры пачками штампуют представления директорам учебных заведений, которые должны что-то ответить к 23 октября. Только в Казани на улице могут оказаться до 1,2 тыс. учителей татарского.

Опубликованный месяц назад в редакционной статье «БИЗНЕС Online» прогноз сбывается. События вокруг изучения татарского языка в школах развиваются по жесткому сценарию, схожему с башкирским.

Накануне замминистра образования и науки РТ Лариса Сулима на пресс-конференции в «Татар-информе» официально подтвердила, что со вторника в Татарстане проводится совместная проверка Рособрнадзора и прокуратуры, которая продлится 10 дней — до 27 октября. «Думаю, как только комиссия завершит свою работу, все изменения — новации, неновации — вам будут обязательно сообщены», — сказала Сулима. Обозначать позицию ведомства по языковому вопросу она не стала.

В пятницу исполнится ровно три месяца с 20 июля — того дня, когда президент РФ Владимир Путин, проводя в Йошкар-Оле заседание совета по межнациональным отношениям, бросил теперь уже историческое: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо». 28 августа на сайте Кремля появился перечень поручений генпрокуратуре и Рособрнадзору по итогам совещания — проверить школы на добровольность изучения родных и государственных языков республик.

Все это власти в Татарстане поначалу не восприняли всерьез. Последовала «отповедь» министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, который заявил, что слова Путина к Татарстану не относятся («нарушений нет», «любой родитель не против, если ребенок в совершенстве владеет и русским, и татарским языками»). В этом же духе на всемирном конгрессе татар выступил первый президент РТ Минтимер Шаймиев, обвинивший СМИ в неправильной интерпретации слов главы государства.

7 сентября минобрнауки РТ выступило с заявлением о том, что призывы по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся. Вместе с тем в документе сообщается о решении довести «объемы изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации».

21 сентября президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с посланием Госсовету РТ, где просил минобрнауки РТ «сделать акцент на обеспечении высокого уровня знания и владения русским языком», но вместе с тем «совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Республики Татарстан».

Все это время прокуратура РТ безмолвствовала и, по некоторым данным, даже направила в Москву ответ, что татарский язык преподается в школах республики на законных основаниях. Однако ситуация резко изменилась 27 сентября, когда республику лично навестил генпрокурор РФ Юрий Чайка. По нашим сведениям, он в предельно жесткой форме потребовал от республиканского надзорного ведомства решительных мер.

В итоге вот уже неделю районные прокуроры кошмарят школы проверками по «языковому вопросу». Социальные сети пестрят представлениями прокуроров директорам учебных заведений о выполнении требований федерального законодательства — исправить учебные планы в сторону увеличения часов русского языка, а татарский изучать только на добровольной основе. По нашей информации, в первую очередь проверяющие направились в те школы, откуда приходили жалобы родителей. К примеру, в Казани в числе проверенных учебных заведений — школы №80, №150, №24, №137, гимназии №19, №8, №5 и т. д. Но столицей дело отнюдь не ограничивается — представления выписаны в каждом районе.

Все представления начинаются с внушительного перечня ссылок на документы, которые должны обосновывать претензии. В документах есть даже отсылка к конвенции о правах ребенка генеральной ассамблеи ООН от 1989 года, согласно которой «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Горькая ирония состоит в том, что значительную часть ссылок составляют нормы, по своему духу направленные на защиту национальных языков. Например, прокуроры ссылаются на Конституцию РФ и федеральный закон о государственных языках. «Россияне имеют право на получение дошкольного и начального образования на родном языке из числа народов РФ, а также право на изучение родного языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования», — говорится в определениях. В соответствии с ч. 3 ст. 44 закона №273-ФЗ родители несовершеннолетних обучающихся вправе выбирать язык и языки образования, указывают прокуроры. При этом тонкая грань между выбором языка обучения и выбором предмета изучения как бы игнорируется. Есть ссылка и на общую норму, не касающуюся напрямую языков, — ч. 3 ст. 30, п. п. 1,7 ч. 3. ст. 44 закона об образовании, где говорится, что при утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя.

Если же отбросить юридическую лирику, то требования прокуроров строятся лишь на одном документе — приказе минобрнауки РФ об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов. Логика такая: в федеральном документе таких предметов, как «Татарский язык» и «Татарская литература», естественно, нет, следовательно, они вне закона. В примерных учебных планах есть только предмет «Родной язык и литература». А это совсем другое дело, указывают прокуроры. «В школе обучаются дети различных национальностей, для которых татарский язык не является родным. Таким образом, для детей других национальностей изучение неродного языка навязывается принудительно, что противоречит федеральному законодательству об образовании», — отчеканено в одном из представлений.

Как указано в документах, при утверждении учебных планов не учтены мнения родителей: «Не разъяснено право заменить татарский язык другим предметом. При этом родители не желают, чтобы их дети изучали татарский язык».

Казалось бы, ничего не попишешь. Однако с юридической точки зрения эта логика отнюдь не безупречна. Дело в том, что есть п. 3 ст. 14 федерального закона об образовании, где говорится, что изучение государственных языков республик Российской Федерации в школах может вводиться — в соответствии с региональным законодательством. При этом оговаривается, что это должно делаться в соответствии с ФГОС и не в ущерб изучению русского языка.

Идем дальше. Во ФГОС есть пункт 18.3.1 о том, что учебные планы обеспечивают «возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации». Там же раньше была ссылка на то, что соответствующий предмет включается в план на основании законодательства об образовании, и сноска, где указывалось, что речь идет в том числе и о региональных законах. Однако в 2015 году эту сноску тихо изъяли. В итоге государственные языки в примерные учебные планы так и не вошли, что и стало для них ахиллесовой пятой.

Наконец, есть татарстанский закон «О государственных языках Республики Татарстан», где в ст. 9 черным по белому написано, что «татарский и русский языки в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования изучаются в равных объемах». Этот пункт прошел горнило Конституционного суда РФ, который в 2004 году не нашел оснований для его отмены.

По идее, прокуратура РТ, прежде чем писать в школы, должна была потребовать отмены этой нормы от Госсовета РТ. Но вместо этого законодательство Татарстана во всех представлениях попросту игнорируется, как будто его и нет вовсе.

Таким образом мы видим, что с юридической точки зрения ситуация как минимум неоднозначная. Если бы нашелся один смелый директор или завуч, он мог бы через суд обжаловать представление прокуратуры. Такой вариант, кстати говоря, нельзя исключать, однако наши собеседники из сферы образования не видят в нем перспективы. «Раз Путин сказал, суды построятся», — сказал «БИЗНЕС Online» один из директоров.

Самое поразительное в этой истории то, что после начала волны прокурорских проверок минобрнауки РТ играет в молчанку. Нет не только публичной позиции, но и неофициальной. Директорам школ, с которыми мы пообщались на условиях анонимности, никто никаких инструкций, как им реагировать, что отвечать, не дал. При этом представления выписаны на их имя, ведь это их подписи стоят под учебными планами.

При этом проигнорировать прокуратуру не получится. Директорам грозит ответственность как минимум по ст. 17.7 КоАП РФ («Неисполнение законных требований прокурора»). А это штрафы или дисквалификация сроком до одного года. Заметим, что прокуратура Башкортостана в точно такой же ситуации грозила ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ («Нарушение прав и свобод обучающихся образовательных организаций»). Там штрафы побольше, а дисквалификация до двух лет. Есть кнут и пожестче — уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ за дискриминацию по национальному признаку. По ней можно и посадить на срок до пяти лет.

При этом умалчивается, что вообще-то школы разрабатывали свои учебные планы не как бог на душу положит, а в соответствии с «Методическими рекомендациями» минобрнауки РТ за подписью Фаттахова. Этот документ есть в распоряжении «БИЗНЕС Online». Мы сопоставили его с «примерными недельными планами» из ФГОС и пришли к интересным выводам. Если сравнивать количество часов в неделю для, например, 6-х классов, то можно увидеть, что русский язык сокращен в два раза (вместо положенных 6 уроков — всего 3). В сумме у 6–9-классников в недельной учебной программе должно быть 15 часов русского языка, а в Татарстане предполагается всего 11.

Что касается татарского языка, то здесь есть маленькая хитрость. В федеральном документе «Родной язык и литература» — это один предмет, а в татарстанской методичке «Татарский язык» и «Татарская литература» — это два самостоятельных предмета. В результате вместо рекомендованных федералами на изучение родного языка и литературы с 6-го по 9-й класс 12 часов видим все 19 у аналогичных классов в Татарстане. Причем число уроков татарского языка, как и требует татарстанский закон, везде паритетно русскому. Но за счет татарской литературы, которая для русскоязычных школьников тот же предмет, получается явный перекос. Именно на это и жалуются родители: 3 часа русского и по факту 5–6 татарского в неделю — разве это равенство?

В этих цифрах — корни нынешнего конфликта. Вместо того чтобы работать над качествомпреподавания татарского языка, которое годами критикуют все, начиная с президента РТ, минобрнауки, видимо, решило взять количеством. В итоге палку перегнули в одну сторону и теперь она с шумом перегибается в другую. Потребовалось совсем немного, чтобы глухое недовольство родителей переросло в открытый протест.

В большинстве прокурорских предписаний срок исправления нарушений не обозначен, лишь в одном из опубликованных сканов указано 23 октября. По нашим сведениям, неофициально требование уложиться именно в этот срок выдвинуто и другим школам. Тайминг задан жестко — к моменту приезда проверки генпрокуратуры в конце октября все должно быть уже шито-крыто, не говоря уже о 30 ноября — дате отчета Чайки и главы Рособрнадзора Сергея Кравцова перед Путиным.

Интересный факт: в Казани есть порядка двух десятков учебных заведений, которые, не дожидаясь указаний сверху, закрепили изучение татарского языка как родного решением совета школы. Сейчас к ним претензий на порядок меньше — есть чем прикрыться. Впрочем, если найдутся недовольные родители, вряд ли этот «оберег» устоит.

В Башкортостане прокуратуру устроил только один вариант — личные подписи каждого родителя. Во многих школах Татарстана их тоже начали собирать — в соцсетях даже появились жалобы на ухищрения, с которыми это делается: якобы приносят на подпись лист, прикрепленный к одному документу (например, устав школы), а потом прикрепляют к другому — о татарском языке. Впрочем, понятно, что возможность манипулировать и давить у директоров ограничена — любая родительская жалоба на такие фокусы кончится плохо.

Самый болезненный вопрос: что должны изучать дети, отказавшиеся от татарского? По логике, русские дети должны учить в качестве родного русский. Но при таком раскладе велик риск, что от татарского откажутся и многие татары — ЕГЭ-то сдавать всем! И именно по русскому языку. Перед родителями (особенно старшеклассников) встанет вопрос: стоит ли изучать родной язык в ущерб будущему ребенка? Есть опыт Башкортостана, где министр образования Гульназ Шафикова доложила, что башкирский в качестве родного выбрали 73% учеников. Но не факт, что такой же результат будет в Татарстане. Еще несколько месяцев назад это было возможно, но сейчас ситуация подходит к точке кипения.

По словам источников «БИЗНЕС Online», родители массово собирают заявления о необходимости изменений в учебных планах — либо ликвидировать уроки татарского, либо серьезно сократить их количество. В странном положении (если не сказать, в шоковом состоянии) оказались учителя татарского языка: дети, особенно старшеклассники, вступают с ними в дискуссии о необходимости изучения предмета. «Все волнуются, боятся, сидим как на иголках», — говорят школьные учителя. При этом никто из собеседников издания, вне зависимости от своих взглядов, уже не сомневается, что обязательное изучение татарского отменят со дня на день.

Отдельный вопрос: куда в этом случае девать учителей? По нашим сведениям, в одной только Казани татарский язык преподают 1,2 тыс. педагогов. Часть из них можно отправить на пенсию, а что с остальными? Или на улицу, или на переобучение.

Молчание минобрнауки РТ, возможно, объясняется тем, что республика все еще не теряет надежды найти с федералами компромисс. По сведениям источников «БИЗНЕС Online», сегодня Фаттахов должен встретиться с министром образования РФ Ольгой Васильевой, чтобы попытаться договориться. Предлагаемая формула неизвестна, но, по всей видимости, речь идет о сокращении количества уроков татарского, но сохранении его в качестве обязательного — государственного. По идее, во власти Васильевой это устроить, ведь, повторим, все представления прокуратуры строятся на ФГОС, то есть, по сути, ведомственной инструкции. Одного росчерка министерского пера достаточно, чтобы тучи развеялись.

Все это было возможно и реализуемо, но до слов Путина. Свое мнение Васильева уже высказала неделю назад, отвечая в Совфеде на вопрос сенатора из Башкортостана. Суть вопроса была в том, достаточно ли в качестве доказательства «добровольности» изучения языка решения совета школы или все-таки нужны подписи. Васильева ответила: «Мы должны строго следовать Конституции, строго следовать поручению президента, которое было дано на совете в Йошкар-Оле». Какие уж тут компромиссы?

Актуальнее другой вопрос: чем грозит превращение татарского языка в факультатив? Вряд ли татары будут выходить на улицы и устраивать массовые протесты, хотя в Башкортостане были и митинги. Скорее, обида — а она есть, это чувствуется! — будет загнана глубоко внутрь. Но пружина рано или поздно разожмется, как это было в начале 90-х.

Как мы уже писали месяц назад, мудрая государственная политика должна строиться на балансе. Если татарский язык ограничивают в школах, значит, надо это чем-то компенсировать. Например, широкомасштабной программой поддержки в других сферах. Пока что единственным шагом в этом направлении выглядит недавнее удвоение объемов программы грантов на сохранение и развитие языков народов республики — вместо двух грантов по 250 тыс. рублей будет пять по 200 тысяч. Итого миллион рублей…

По материалам: “Бизнес-Газета”

Ранее

Награда за особые заслуги

Далее

На всю оставшуюся жизнь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru