В Мосгорсуде 11 декабря состоится рассмотрение жалобы защиты совладельца ПАО «Тольяттиазот» Владимира Махлая на якобы незаконное ограничение обвиняемого в мошенничестве бизнесмена на ознакомление с материалами уголовного дела
Похоже, таким образом Махлай надеется остаться в роли обвиняемого навеки. Аналогичные жалобы подали и другие обвиняемые, что говорит об осознанной тактике затягивания передачи дела в суд для рассмотрения по существу любой ценой.
Напомним, что в декабре 2012 года СКР возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на ТоАЗе. По версии следствия, завод продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви, который также владеет более 20% акций ТоАЗа. В декабре 2014 года суд заочно арестовал Владимира Махлая, его сына Сергея и трех других обвиняемых в рамках дела.
Владимир Махлай, покинувший Россию в далеком 2005 году после обвинений в мошенничестве и неуплате налогов, сейчас имеет статус политического беженца в Великобритании. Роскошные апартаменты, где, как сообщали СМИ, проживает Махлай находятся в элитном районе Лондона Найтсбридж. Аренда их обходится ежемесячно примерно в 25000 фунтов. Учитывая, что российские правоохранительные органы считают его причастным к хищению 85 млрд рублей на ТоАЗе, он вполне может себе это позволить.
Другая важная статья расходов Махлая – адвокаты и лоббисты. Понимая, что привлечения к уголовной ответственности не избежать, Махлай любой ценой стремится удержать дело в текущей стадии и не допустить передачи в суд. Обычно в таких ситуациях весьма эффективны коррупционные методы, а именно взятки следственным органам и судам. А когда и они не срабатывают в должной мере, в ход идут адвокатские процессуальные уловки.
Именно на них уже погорел адвокат Московский, защищающий Евгения Королева, которому суд отказал в удовлетворении жалобы на ограничение сроков ознакомления с материалами дела. Как выяснилось, Московский не только хорошо знал материалы дела, так как участвует в нем с 2013 года, но и не использовал предоставленное по закону время для ознакомления после завершения расследования под разными предлогами – командировки, занятость, проживание в другом городе и так далее.
Примерно в ту же игру играет и адвокат Махлая Тихомирова. Как было установлено судом, за период с 27 июля по с 16 ноября текущего года адвокат Тихомирова ознакомилась с 1 по 55 том уголовного дела. В томах с 19 по 75 включительно находятся копии журналов Fertilizer Market Bulletin в количестве 200 штук и «Промышленные грузы» в количестве 166 штук за период 2008-2011 гг.
Указанные журналы были использованы экспертами при проведении в рамках настоящего уголовного дела экономико-правовой экспертизы. При этом указанная информация в журналах представлена в виде таблиц, которые занимают всего 1-3 страницы, а необходимость их приобщения в полном объеме была вызвана требованиями УПК РФ, обязывающего выяснять источник информации. Кроме того, вышеуказанные журналы находятся в открытом доступе в Интернете. Как следует из графика ознакомления с материалами дела, Тихомирова знакомилась с томами дела с 19 по 55 на протяжении 43 рабочих дней. То есть, на протяжении полутора месяцев адвокат Махлая фактически просто проводила время за чтением журналов. Также известно, что из 80 рабочих дней, предоставленных ей по закону для ознакомления с материалами, в течение 22 дней она просто не являлась к следователю без объяснения причин. Еще 11 днями Тихомирова пренебрегла, сославшись на занятость по другим делам и другие едва ли уважительные причины. Таким образом, из 80 рабочих дней, положенных по закону, адвокат Тихомирова просто не использовала почти половину, а другую потратила на занимательное чтение подборки журналов.
В других обстоятельствах это могло бы быть названо действиями во вред обвиняемому, но только не здесь – по-видимому, именно за это Тихомирова и получает гонорары.
Не меньшее удивление вызывает и само желание защиты искать справедливости для политического беженца в Мосгорсуде. Ведь когда в Вестминстерском суде Лондона (аналог российского мирового суда) рассматривался вопрос об экстрадиции, к российскому правосудию адвокаты были настроены весьма критично. Ведь в решении магистратского суда, в частности, говорилось, что:
– «Судебное разбирательство [по делу «Тольяттиазота»] будет проводиться Московским городским судом под председательством судьи Егоровой, которая известна тем, что принимает решения в соответствии с желаниями стороны обвинения и заинтересованных политических сторон».
– «Важной особенностью заказного уголовного преследования является «телефонное правосудие», представляющее собой способ влияния представителей исполнительной власти на рассмотрение дела в суде. В 2004 г. даже появилось словосочетание «басманное правосудие», указывающее на процессуальные нарушения, широко распространённые в то время в Басманном районном суде. Нынешний глава Генеральной прокуратуры («ГП»), г-н Чайка, был назначен на эту должность в 2006 г. Против него и его семьи многократно выдвигались обвинения в коррупции».
– «Профессор Боуринг представил доказательства коррумпированности и недостаточной независимости судебных органов, участвующих в деле «ТоАЗ». Этот эксперт также считает, что уголовное преследование было политически мотивировано, поскольку были затронуты финансовые интересы правящей группы в России. Профессор был обеспокоен тем, что дело может рассматриваться в суде судьи Егоровой. Она имеет тесные отношения с Кремлем, судьи указывали на ее вмешательство, она может увольнять или давить на судей, работающих в суде».
Очевидно, обвиняемые по делу о мошенничестве на ТоАЗе готовы делать и говорить что угодно, ведь в Вестминстерском суде, получая статус беженца, они были прекрасно знакомы с материалами уголовного дела. А в России их адвокатов тут же поражает необъяснимая амнезия, занятость и неумение планировать рабочее время. Тем не менее, решение по делу Королева показало, что Мосгорсуд не поддается на процессуальные уловки, и его решение будет законным и справедливым.
Дмитрий Наумов
По материалам: “Век.Ру”