Чем не устраивает власти иных городов самый экологичный и надежный транспорт?
Сегодня троллейбусная тема все тревожнее звучит во многих городах страны, включая столицу. Старые и надежные трудяги бороздят городские дороги под спудом нависшей над ними угрозы оказаться на свалке. А их все активнее вытесняют микроавтобусы и «газели», прозванные в народе «маршрутками». Да, с их появлением исчезли длинные очереди на остановках общественного транспорта. Но вышло так, что одно другому сильно помешало.
Вердикт: «вчерашний день»
В некоторых городах регионов, где троллейбусы — единственный вид государственного транспорта, власти стараются его охранить. В других же, как, к примеру, в Петрозаводске, Иваново, Чебоксарах людям дают почувствовать, что век «рогатых» закончился. С нового года без троллейбусов остались Липецк и Пенза… Там и не только там муниципальные троллейбусные предприятия попросту обанкротили.
Такая же перспектива, похоже, ждет Петрозаводск: МУП «Городской транспорт» в столице Карелии — на грани банкротства. Почему?
Проще всего, сослаться на то, что город лишился своих главных наполнителей казны — градообразующих промышленных гигантов. Однако столица Карелии стоит, строится, гордится своим статусом. А на дорогах по-прежнему бардак.
Как у бывшего главы региона, так и у нынешнего губернатора и городской власти, судя по всему, позиция одна: троллейбусы свое отжили. Даже не в нынешнем их плачевном виде, а в принципе.
Прежний мэр города Галина Ширшина так не думала. Она пыталась разрядить конфликт между частными и государственными перевозчиками и сохранить для города его троллейбусы и щадящую плату за проезд в них. Довести до ума этот и другие полезные проекты не успела. Просто не дали, сместив с должности.
Теперь настойчиво продвигается удобное мнение, что троллейбусы давно не вписываются в сегодняшние экономические реалии. Словом, безнадежно устарели, «вчерашний день». И выходит все проще некуда: за то, что «не вписывается» в теперешние реалии, не стоит и держаться? Дорогу — новациям! Отжившее — на свалку, все, без разбору: и даже то, что надежно служило и еще послужит. Не слишком ли много у нас таких свалок образовалось?
А у людей спросили?
Судьба муниципального общественного транспорта волнует не только его пассажиров. Но и градоначальников из числа ответственных и здравомыслящих. Волнует эта тема, к примеру, и бывшего мэра Петрозаводска Галину Ширшину. Сошлюсь на ее интервью популярному карельскому интернет-изданию:
— Кто-то задумывался, что будет, если город останется без троллейбусов, с одними «маршрутками», куда не войти с детскими колясками или людям с ограниченными возможностями? Может быть, вместо них, пустили по улицам большие автобусы? Нет. А самое главное — все это должно обсуждаться с горожанами. Этот вопрос касается каждого жителя города. Даже если этот житель, как я, к примеру, и другие владельцы личных авто на остановках не мерзнем. Но у меня и у других есть пожилая мама, есть друзья и знакомые, которым троллейбус необходим, — убеждена Галина Игоревна.
Скорее жив, чем мертв
И что касается банкротства, которое дамокловым мечом висит не только над петрозаводским МУП. Сегодня даже старшекласснику понятно, что государственное предприятие — в неравных условиях с частными перевозчиками. Взять хотя бы налоговые платежи.
— Когда я работала мэром, — вспоминает Галина Ширшина, — то видела, сколько денег поступает в бюджет в виде налогов от частных перевозчиков и от МУП «Городской транспорт». Почему не боялась выделять предприятию большие субсидии? Да потому, что оно за три месяца вернуло половину этих средств. Понимала, что это абсолютно «белое», с точки зрения налогообложения, предприятие. Что касается частных перевозчиков, не уверена в том, что там все так же прозрачно. К тому же, муниципальное предприятие обеспечивает рабочими местами сотни горожан. Да, мы закрывали долги предприятия за предыдущие годы. Но делали так, прекрасно понимая, что деньги эти все равно вернутся в бюджет, ведь сэкономленные горожанами средства (более низкая, чем в «маршрутках» оплата за проезд) пойдут в магазины, в коммунальную сферу, в театры и музеи… То есть, деньги будут потрачены в пределах города.
Галина Ширшина напомнила и о том, что, еще в 2015-м году, перед ее уходом с поста градоначальника, действовала федеральная программа по обновлению троллейбусного парка. Но воспользоваться ею не удалось по той причине, что прежнее правительство Карелии отказалось от софинансирования. Сам же факт существования такой программы как раз и говорит о том, что на уровне государства те же троллейбусы не признаны каким-то отжившим видом. Это подтверждает и мировая практика: троллейбусы традиционно используются в городах Франции, Великобритании, Северной Америки … И в нашей стране есть такой опыт.
Повезет — не повезет
…Часто стою на остановках в надежде поскорее попасть туда, куда надо. Привыкла, как и многие, думать, что «маршруткой» быстрее. Оказывается, не всегда, а только, если повезет на водителя. А если не повезет, то небольшой частный автобус может долго простаивать то на одной, то на другой остановке, поджидая новых пассажиров. И ничего не скажешь водителю: хозяин — барин, и пассажир ему не указ. Так пару раз по этой причине и из-за дорожных «пробок» едва успела к поезду, хотя вышла из дома с запасом времени.
Троллейбус же, как известно, везет, может, и не прытко, но четко, по графику.
Чтобы еще раз в этом убедиться, выбрала на днях самый протяженный городской троллейбусный маршрут № 1. Отправилась не только пассажиром, но и дотошным наблюдателем. В «синий троллейбус» пересела из «маршрутки», где ехала, стоя в тесноте и духоте. Водитель так накурил на конечной остановке, что в автобусе хоть топор вешай. И еще он заметно нервничал с южным своим темпераментом из-за ссоры с водителем другого автобуса. Стоявших в битком набитом «салоне» людей мотало из стороны в сторону. Не по их, конечно же, вине.
Словом, пересев из этого маленького «ада» в просторный троллейбус, с облегчением вздохнула.
Рогатый, но добрый
И сразу, как говорится, почувствовала разницу. Тишина, покой. Вежливая кондуктор оторвала билет, аккуратно отсчитала сдачу, пожелав приятной поездки. С какой-то детской радостью я не отрывала глаз от светового табло над кабиной водителя. Бегущая строка указывала маршрут, время, температуру в салоне. На остановках, как водится, одни выходили, другие входили. Студенты и школьники предъявляли кондуктору проездные билеты, пенсионеры-льготники — удостоверения. Супружеская пара туристов укладывала на задней площадке свои огромные рюкзаки… Происходило привычное, установленное правилами «действо». То, чего невозможно себе представить в частной «маршрутке».
Вдруг наш троллейбус затормозил и встал перед огромной фурой, занявшей почти половину узкой в этом месте дороги. Водитель быстро, без суеты и чертыханий, вышел из кабины к фуре. Вернувшись через минуту, вполголоса сообщил кондуктору и пассажирам, что все в порядке, ситуацию «разрулил», водитель фуры сейчас отъедет в сторону, и двинемся дальше. Все так и получилось. Признаюсь, что после этой мирно разрешенной водителем заминки чувство, что троллейбус в надежных руках, укрепилось.
Не мытьем, так катаньем
На конечной остановке (улице Кемской) подошла к водителю, показала редакционное удостоверение. В моем распоряжении было совсем не много времени для вопросов и ответов: у водителя — график. Договорились, что будем беседовать во время остановок.
Владимир Михайлович Васильчук — ветеран предприятия, за рулем — почти 30 лет. Он — не только водитель, но и инструктор по вождению. У его экипажа (у каждого троллейбуса три водителя-сменщика) — самый длинный городской маршрут: занимает ровно один час пять минут в одну сторону. Столько же — в обратную.
Владимир Васильчук охотнее вспоминал лучшие времена, когда в их троллейбусном управлении принимали новые машины с Ленинградского завода имени Урицкого, когда их управление было в почете, а для того, чтобы не потерять работу, требовалось только одно: безупречно ее выполнять. Троллейбусы были нужны городу больше полувека. Теперь же такое впечатление, заметил, Владимир Михайлович, что предприятие медленно, но верно ведется городскими властями к банкротству. Не мытьем, так катаньем.
Не случайно же все троллейбусы, а их на ходу около 80, пущены по двум главным проспектам Петрозаводска, потому и ходят полупустые. И все мосты в городе под предлогом грядущего ремонта (хотя неизвестно, когда он «грянет») для троллейбусов закрыты, дескать, тяжелы весом. В то же время по этим же мостам бодро мчатся перегруженные частные «маршрутки» и большегрузные машины… Опять же, с нового года повышена плата за проезд, теперь она такая же, как и в частных автобусах — 25 рублей.
По третьему кругу
Не удержалась, чтобы не поделиться с земляком свежими впечатлениями: как здорово, лучше любых машин, севастопольские троллейбусы преодолевают крутые спуски и подъемы на трассах города. Аж дух захватывает! На что Владимир Васильчук заметил, что это преимущество любого троллейбуса, как и его ресурс долгожителя, рассчитанный в среднем на 15 лет. Петрозаводские же троллейбусы проживают этот ресурс «уже по третьему кругу», благодаря золотым рукам слесарей-ремонтников и умелой эксплуатации машин экипажами. Конечно, в парке давно ждут пополнения машин, хотя бы из «бэушных», но еще надежных, так сказать с «барского плеча» питерцев или москвичей. Но когда это произойдет, неизвестно.
К чести моего собеседника, он не любитель жаловаться, старается не держать унылую ноту и даже шутит, припомнил понравившиеся ему слова героя старого доброго фильма: «Пассажиры входят и выходят, а водитель остается!». Да, такие, как Владимир Васильчук, не подводят, остаются до последнего.
Нас троллейбус новый ждет. Вот!
Между тем, в Ростове-на-Дону, к примеру, дело обстоит иначе, чем в Петрозаводске и других городах. Иначе даже, чем в Москве, где тоже троллейбусы не в чести. Ростовская администрация не впервые готовится приобрести партию новых низкопольных троллейбусов с кондиционерами и приспособлениями для «маломобильных» пассажиров. Они изготовлены в Твери и носят гордое название «Адмирал».
О том, что ростовчане могут позволить себе покупать усовершенствованную технику, свидетельствуют и три десятка новеньких трамваев «City Star» на улицах города — ближайших родственников московских «Витязей-M». Так что угрозы притеснения или исчезновения разных видов муниципального транспорта на Дону, похоже, нет и не предвидится.
Валентина Акуленко
“Новый вторник”