Дипломатическая война: око за око?

Куда приведет спираль “дела Солсбери”

Глава отдела европейской безопасности Института Европы РАН — о развитии дипломатического конфликта РФ и Запада.

За последнее время дипломатический накал обострился необыкновенно. Порядка 30 стран выслали российских дипломатов, несколько — отозвали своих послов для консультаций. Это не считая уколов типа скандального досмотра самолета «Аэрофлота», который произошел на минувшей неделе. Россия всем обещала дать адекватный ответ.

Чем закончится гонка обид и попыток уколоть побольнее? И можно ли остановить эту гонку? Обсуждаем с зав. отделом европейской безопасности Института Европы РАН профессором Дмитрием Даниловым.

— Получается, что кризис будет только нарастать и решения у него нет. Это фактически дипломатический бойкот России? Я насчитала порядка 29 стран, выславших российских дипломатов…

— Нет, до бойкота очень далеко. Вы насчитали 29 стран… И речь идет в данном случае не только о так называемом традиционном Западе, но и о тех государствах, которые условно можно назвать «ассоциированными партнерами» Запада. Очень важно понимать, что конфронтационное кольцо вокруг России расширяется (по количеству участников). Россия теряет возможности не только на направлении контактов со своими евроатлантическими партнерами-оппонентами, но и с теми странами, которые рассматриваются Россией как важное направление внешней и экономической политики. Конечно, для многих из этих стран конфронтационные решения вынужденные: они должны следовать за лидером. В данном случае лидер — США. Именно Америка формулирует правила игры.

— Если не преддверие бойкота, то что это тогда?

— Это следствие политического кризиса в отношениях между Россией и Западом. И сейчас появился еще один повод. Реакция подтверждает, что отношения вошли в спираль раскручивающегося кризиса.

Высылка российских дипломатов закрывает многие каналы взаимодействия и, по существу, хоронит надежды, которые возлагались на возобновление диалога и некоего сближения между Россией и Западом.

— Даже в глухие годы холодной войны немыслимо было представить, что высылают дипломатов «в знак солидарности». Выходит, вся Европа верит, что в покушении на Скрипаля действительно замешана Россия?

— Запредельно. Но тезис другой: мы высылаем не дипломатов, а — шпионов. Это очень важный акцент.

Но даже если это так, то они высылают не шпионов, они высылают часть совершенно легально работавших сотрудников разведсообщества, которые в тех же Штатах, например, взаимодействовали со своими американскими коллегами по вопросам борьбы с терроризмом. Это не нелегалы.

— А имели ли право США высылать российских сотрудников ООН?

— Конечно нет. Они имеют право высылать тех дипсотрудников, которых подозревают в шпионаже против США. Но для этого должны быть веские основания и доказательства.

В любом случае это должна быть не просто высылка, а замена одних дипсотрудников другими, поскольку речь идет об обязательствах США как принимающей стороны ООН. Вопросов к Америке очень много. США действуют против правил и неадекватно.

— Причина в столь раздутом скандале с делом Скрипаля — что санкции не срабатывают (хотя последняя порция санкций буквально обрушила московский фондовый рынок и рубль)? Или есть более глубинные резоны?

— Мотивов очень много. И я бы не называл это «делом Скрипаля» (мне больше нравится название «дело Солсбери»), потому что речь не идет вовсе не о Скрипале.

Британцы ведь не кричат, что отравлен гражданин Британии и что они всеми силами будут его защищать. Они говорят: Россия использовала химическое оружие на территории Великобритании. И ставят этот вопрос в ООН. (Сейчас этот тезис встал особенно остро, так как к нему добавилась тема химической атаки в Думе, в которой западные страны не сомневаются и подозревают сирийские войска при попустительстве России. — Прим. ред.)

Смотрите, Великобритания не продвинулась в расследовании случившегося, но при этом обвинила Россию. Ясно, что это повод. А мотивов — сколько угодно. И у Великобритании, и у других стран. И, конечно, все они никоим образом не связаны с отравлением британского гражданина.

— Есть ли выход из этой ситуации?

— На мой взгляд, сейчас позиция России совершенно правильная. Она спокойная, не истеричная. В дипломатическом отношении мы предпринимаем зеркальные меры. На гуманитарном пространстве мы пытаемся предвидеть развитие ситуации и защитить интересы российских граждан за рубежом, включая бизнес-интересы. Мы обращаемся к Британии — чтобы нам дали доступ к расследованию и предоставили соответствующие материалы. Говорим о том, что Юлия Скрипаль — гражданка России, и требуем доступа к ней консульских работников… Эта реакция вполне продуманная, взвешенная и далека от желания наказать британцев за, мягко скажем, неправду.

Кто — кого?

Британия выслала 23 российских дипломата. В знак солидарности США высылают 48, плюс (почему-то) 12 наших представителей при ООН, закрывают консульство в Сиэтле. Украина высылает 13 дипломатов, Франция, Германия, Польша, Канада — по 4, Чехия, Литва — по три, Голландия, Дания, Албания, Испания, Италия, Нидерланды — по два. Румыния, Финляндия, Хорватия, Норвегия, Швеция, Эстония, Венгрия, Ирландия, Македония, Грузия, Латвия — по одному. Только Черногория отзывает разрешение на почетного консула, а Латвия еще почему-то высылает еще и представителя «Аэрофлота». НАТО высылает семь российских представителей.

Болгария, Португалия, Люксембург, Словения, Словакия, Мальта — никого не высылают, а только отозвали послов для консультаций. Исландия отказалась посылать официальных лиц на ЧМ-2018.

Греция раздумывает. Турция четко заявила: никаких мер принимать не будет. Так же и Кипр. Япония уклоняется от ответа, Израиль не комментирует. Южная Корея также молчит. Австрия и Швейцария выдерживают нейтралитет.

Скворцова Елена

По материалам: “Собеседник.Ру”

Ранее

Китайский путь: сначала экономика, потом могущество

Далее

Актив «Ростеха» потерял 650 миллионов на контракте с РЖД

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru