Как мать мальчика-инвалида доказала, что внешность — не главное
Рустаму пять лет. Он родился без правой ноги и с огромной дырой на том месте, где должны были быть нос и рот. На мальчика было страшно смотреть — даже он сам испугался, когда впервые увидел своё отражение. Это случилось в детдоме, куда его отдала родная мать.
Когда Рустам там жил, ему сделали операцию, так что лицо стало похоже на лицо. А приёмные родители купили ребёнку протез, научили ходить (а также танцевать и кататься на горных лыжах), говорить (до четырёх лет его речь была совсем невнятной), приодели и заплели дреды, которые ему очень идут.
Теперь Рустам герой соцсетей — его история вдохновляет тысячи людей (в “Инстаграме” на его страничке 97 тысяч подписчиков) и показывает, что сдаваться нельзя.
Как Рустам выглядел раньше
Приёмная мама Рустама Ника Злобина много пишет о жизни мальчика на его страничке. Вот что Нике сказали воспитатели детдома в городе Череповце (Вологодская область):
— Рустамчик из больниц не вылезал поначалу. Исправляли подарки мамины — вместо лица была дыра… И вот однажды малыш подтянулся в кроватке и в стеклянном предмете увидел своё отражение, — здесь воспитатель грустно посмотрела в сторону. — Потом ещё долго накрывал себя простынкой, одеялком, подушкой — прятался… Врачи сделали невозможное, и у Рустама появилось лицо.
Сотрудники детдома о Рустаме заботились как могли. До двух лет его приходилось кормить через трубочку, а потом ему сделали операцию.
“Возили они его в Москву на операцию (своим ходом! На поезде и по Москве мотались на метро). За это, конечно, огромное им спасибо!” — пишет Ника.
Но воспитатель в детдоме всё же не мама — надо смотреть за всеми детьми сразу и много времени на каждого нет. Мальчик до четырёх лет передвигался ползком, потому что его никто не учил ходить на костылях. Разговаривал он так невнятно, что понимали только воспитатели, привыкшие к его речи, а посторонние люди — нет.
Как Рустам попал в семью
Ника и Юра — супруги-ровесники, им по 36 лет. У каждого из них есть дети от первого брака. Например, у Ники — 13-летняя дочь Ия. Решение взять в семью Рустама было не спонтанным. Ника долго готовилась к этому и три года назад прошла школу приёмных родителей.
— С самого детства я знала, что возьму ребёнка из детского дома, — рассказала Лайфу Ника Злобина. — Позже поняла, что хочу взять в семью ребёнка с особенностью, которого нужно реабилитировать и помочь выйти в жизнь.
Ника прочитала историю Рустама на одном из сайтов для усыновителей. Мальчику тогда было четыре года. И вот супруги поехали из подмосковных Мытищ в Череповец.
— Врач пошла за Русей, мы остались ждать в кабинете. У меня от волнения было предобморочное состояние, — вспоминает Ника. — Сердце стучало где-то в горле. Казалось, что прошла вечность.
Ника с Юрой привезли с собой кучу игрушек, чтобы наладить первый контакт с малышом. И, как оказалось, не зря. Рустам, когда увидел незнакомых людей, тоже стал нервничать. Сначала он отпихивал от себя игрушки, по щекам градом лились слезы.
— В кабинете было слышно, как дети танцуют и поют, Руся стал проситься обратно в актовый зал, в привычную обстановку, — рассказывает Ника. — Главный врач пригласил нас посмотреть репетицию.
Но, когда мальчика отвели в зал, он не смог сосредоточиться на представлении и всё время пристально наблюдал за незнакомцами — Никой и Юрой. Они решили ещё раз попробовать наладить контакт с мальчиком.
— Из всех подарков разрядить обстановку помог только привезённый нами игрушечный заяц, — говорит Ника. — Сунули Русе в руки этого зайца и нажали на кнопку, заяц заржал на весь кабинет. Не думала, что такое может кому-то понравиться, но Руся был в восторге, нажимал и смеялся вместе с ним.
Мальчик разыгрался, разговорился. Родители ещё плохо понимали его речь, но уже знали, что он будет с ними. Ника и Юра подписали согласие на усыновление.
— Русик быстро привык к нам и новой обстановке, — вспоминает Ника. — Было такое чувство, что он всегда был с нами, просто вернулся откуда-то из летнего лагеря.
Единственное, чего боялся мальчик, — это животных. Возможно, он просто раньше никогда не встречал кошек.
— Когда Русик увидел кошку, то кричал пару недель при новых встречах, — рассказывает мама мальчика. — Но кошка у нас старая и умная. Она постоянно где-то пряталась и не попадалась ребёнку на глаза. Выбиралась только по ночам поесть.
Как Рустам живёт сейчас
Сначала родители научили Рустама ходить на костылях. В первое время мальчик не мог удержаться стоя и нескольких секунд. Его ножка была слабенькой, потому что нагрузки для неё раньше почти не было — Рустам только ползал. Но постепенно мальчик окреп.
Для полноценной ходьбы ребёнку нужен был протез. Врачи говорили, что у Рустама есть особенности строения тела, из-за которых прикрепить протез невозможно — есть риск сломать бедро. Но семья всё преодолела — протез поставили, и Русик уже научился на нём ходить и даже кататься на горных лыжах.
В его расписании есть ещё иппотерапия (занятия с лошадьми) и плавание с дельфинами. Мальчик занимается с логопедом, и его речь стала более понятной.
С января Рустам пошёл в детский сад. Сначала он сторонился других детей — тихо сидел за столиком и возился с машинкой. Постепенно ребёнок привык, у него появились друзья.
Недавно у Рустама появился игрушечный синтезатор, теперь он сочиняет мелодии. Особенно ему любит подпевать бабушка, которая балует малыша так, что даже Нике это кажется немного слишком.
Ещё Рустам снимается в социальной рекламе.
— Мы пробуем всё, ребёнку это нравится. Съёмками мы поднимаем самооценку Руса, — говорит мама Ника. — Раньше он был закрытым, сейчас очень раскрепостился. Мы всегда чем-то заняты, но стараемся находить время и для отдыха.
Реакция окружающих
— Зашли вчера в магазин за соком, ходим выбираем, Ру на руках сидит, созерцает, — рассказывает Ника. — Проходим мимо бабульки, она мне в спину шикнула: “Ещё и на улицу такого ребёнка вывела!”
За год семья немного привыкла к тому, как люди реагируют на внешность Рустама. Но каждый раз такие слова — настоящее испытание на прочность для приёмных родителей.
На детской площадке первое время дети часто дразнили Рустама. Ребята громко обсуждали между собой внешность мальчика, обзывали его Карликом Носом. Но постепенно они приняли Русика.
Однажды Ника пошла с Рустамом в центр госуслуг и там отвела малыша в детскую комнату, где было несколько детей и их родители. На необычного мальчика тут же посыпался град детских насмешек: “У него палка вместо ноги”, “Я не буду с ним сидеть вместе”. Родители никак не отреагировали на слова своих детей.
Ника описала всё это в своём посте в “Инстаграме” и запустила флешмоб #яучусьвидетьдушу. Пост набрал более 25 тысяч отметок “нравится” и более трёх тысяч репостов.
— Я запустила флешмоб о том, что нельзя судить людей по внешности. Тогда в МФЦ от родителей не было никакой реакции и меня это поразило, — вспоминает Ника. — К тому, как незнакомые дети относятся к внешности Русика, за год уже привыкли. Но реакция взрослых меня поразила. Я не нашла этому объяснения и захотела обратить внимание общества на такие ситуации.
По мнению Ники, повлиять на общество возможно.
— Конечно, такие изменения произойдут не сразу, — говорит Ника. — Но важно, чтобы люди стали добрее друг к другу и научились с пониманием относиться к необычности другого человека.
По материалам: “Life.ru”