На бывшее руководство «ВЭБ-лизинга» заведено уголовное дело по подозрению в обмане при заключении контрактов с одним из таксопарков Москвы. В самом «ВЭБ-лизинге» действия бывших топ-менеджеров расценили как мошенничество
Под неустановленным руководством
Следователи московской полиции возбудили в отношении бывшего руководства компании «ВЭБ-лизинг» уголовное дело по ч. 2 ст. 165 (причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное группой лиц в особо крупном размере), сообщил РБК источник в ГУ МВД по Москве и подтвердил собеседник, знакомый с ходом расследования.
По версии следствия, «неустановленные лица из числа руководителей и сотрудников» АО «ВЭБ-лизинг», ООО «АСАП Транспортная компания», ООО «Сигма», ООО «Дельта» и ООО «Гамма», «имея умысел на причинение имущественного ущерба», в 2013 и 2014 годах заключили 1200 лизинговых договоров, платежи по которым в «дочку» ВЭБа в полном объеме не поступили.
Компания «ВЭБ-лизинг» обязалась предоставить по договору транспортные средства коммерческим компаниям «Сигма», «Дельта» и «Гамма», рассказал источник в полиции. «Компании должны были осуществлять лизинговые платежи в установленные сроки, — рассказывает собеседник РБК. — Их руководство получило автомобили в рамках договоров с акционерным обществом, после чего перестало делать платежи».
«Свой» таксопарк
Дело было возбуждено после обращения самой лизинговой компании. В июне 2018 года «ВЭБ-лизинг» попросил отдел по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции УВД по Центральному административному округу Москвы проверить экс-директора компании Вячеслава Соловьева, его зама Алексея Сичинаву и трех других бывших сотрудников на причастность к махинациям с лизинговыми средствами в размере 298 млн руб., сообщал РБК со ссылкой на источник в правоохранительных органах и на источник, знакомый с материалами дела.
Заявление о необходимости проверки было направлено в полицию после того, как председателем ВЭБа стал бывший первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, сменивший на посту главы госкорпорации Сергея Горькова. В документе говорилось, что в период с 11 июля 2013 года по 28 июля 2014 года между АО «ВЭБ-лизинг» и ООО «Дельта», ООО «Сигма» и ООО «Гамма» были заключены трехсторонние договоры лизинга на 298 млн руб. в качестве оплаты за 120 автомобилей от компании ООО «АСАП ТК». Но после выплаты 55 млн руб. участники сделки перестали платить по договору, следует из документа.
В заявлении также утверждалось: внутренний аудит показал, что соглашения были заключены с завышением более чем в два раза стоимости транспортных средств; при этом «Дельта», «Сигма», «Гамма» и АСАП ТК оказались аффилированны и, «возможно, подконтрольны бывшим руководителям «ВЭБ-лизинга», в частности Старикову А.В., Соловьеву B.C., Понамареву А.Щ., Калмыкову А.В., Сичинаве А.Ш.».
Руководивший с 2008 года «ВЭБ-лизингом» Вячеслав Соловьев уехал накануне своей отставки в 2016 году на лечение в Швейцарию. В декабре 2017 года Transparency International сообщала, что полный тезка экс-директора «ВЭБ-лизинга» получил мальтийское гражданство.
РБК направил запрос в МВД и «ВЭБ-лизинг» с просьбой прокомментировать ход расследования. Представитель компании «ВЭБ-лизинг» Юрий Леньшин, который подписал заявление в полицию, не был доступен для комментариев. При этом в своем обращении он просил полицейских проверить действия бывших топ-менеджеров «ВЭБ-лизинга» на предмет мошенничества — по более тяжкой ч. 4 ст. 159 УК РФ (до десяти лет лишения свободы), но следственным управлением УВД по ЦАО было принято решение возбудить дело по ст. 165 УК (до пяти лет лишения свободы), которая не относится к тяжким.
В мае этого года МВД возбудило уголовное дело в отношении пяти сотрудников службы безопасности таксомоторной компании АСАП ТК по ст. 238 УК России (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), ранее сообщал РБК.
Крупнейший в прошлом таксопарк
В феврале 2016 года РБК со ссылкой на данные департамента транспорта Москвы сообщал, что АСАП ТК владеет крупнейшим таксопарком в столице — он насчитывал 2806 автомобилей. Часть машин работала под брендами Nexi и Grandee, другая была в аренде у частных водителей, подключенных к агрегаторам такси.
По данным СПАРК, АСАП принадлежит офшорной компании «Авендэйл Ресорсиз Инк», которая зарегистрирована на Сейшельских островах. Выручка АСАП в 2016 году составляла 1,3 млрд руб.
В мае 2018 года в департаменте транспорта Москвы РБК заявили, что АСАП ТК больше не является крупнейшим в Москве оператором такси, потому что большая часть ее разрешений на таксомоторные перевозки была аннулирована в 2017 году. По данным мэрии, в настоящее время структуры АСАП прекратили заниматься перевозками.
Дмитрий Серков, Максим Солопов
По материалам: “РБК”