Проехать пост ДПС “Кущевский” – и остаться на свободе: репортаж

Туристов, едущих к морю на собственных машинах, давно пугают обысками и вымоганием взяток на краснодарском посту ДПС «Кущевский». А в этом году – особенно

В связи с открытием Крымского моста и проведением ЧМ-2018 трафик по М4-«Дон» только увеличился. В результате в «объятия» кубанских дэпээсников угодили даже правозащитники и деятели культуры. «Собеседник» тоже там побывал.

Только без протокола

«Крещусь перед тем, как проехать через этот пост», – пишут на форумах автовладельцы. Их можно понять. «Кущевский» вырастает на горизонте за несколько километров и нависает над всеми четырьмя полосами трассы М4 гигантским шлагбаумом. Народное прозвище «Цукерова Балка» ему к лицу, но это всего лишь название ближнего хутора.

Попутно замечаю, что в землю утоплены железные столбы – при желании дорогу на Кавказ можно закрыть простым нажатием кнопки. Кажется, что ты не просто въезжаешь на Кубань, а пересекаешь границу другого государства.

– Снимать нельзя. Это военный объект, у вас же нет разрешения, – заметив видеорегистратор, предупреждают местные дэпээсники. «Балка» – первый и самый популярный дорожный пост особого контроля в районе Кавказа.

Иногда здесь можно увидеть припаркованные машины, из которых все вещи вынесены на улицу.

– Этот пост работает в усиленном режиме, его цель – не допустить провоз в регион наркотиков и оружия, – объясняли в УВД Краснодарского края еще в конце нулевых.

Однако очень часто нарушителями являются здесь сами сотрудники ДПС.

– Нас остановил молодой инспектор, искал что-то только в кошельках, косметичках, средствах гигиены и наших карманах. Сложилось впечатление, что он ищет не столько что-то запрещенное, сколько повод что-нибудь вбросить. Всё без понятых и протокола, как это положено по закону. Мы его снимали на телефон. Минут через сорок наше внимание его утомило и он отстал, – рассказал мне режиссер Александр Саварский, который ехал в Севастополь представлять анимационный фильм с участием Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой. – У меня сложилось впечатление, что на этом посту целенаправленно ищут «упитанных», интеллигентных, напуганных «клиентов» из Москвы.

Досмотр в трусах

Попали этим летом под пристрастный досмотр и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, а также бесчисленное множество простых автомобилистов.

– На этом посту всегда шмонали по-страшному, – рассказывает строитель Игорь Денисов. – Я уже три года объезжаю его стороной. Досмотры кошмарные и унизительные. Обязательно опубликуйте в газете карту объезда, чтобы никто не попадал.

Из судебных актов, размещенных на сайте Кущевского районного суда, следует, что главный тайник у выявленных доблестными дэпээсниками нарушителей находится… в нижнем белье в чемоданах. Именно там главным образом они почему-то обнаруживали небольшие пакетики с наркотиками. Идентичность тайников наводит на разные мысли…

К слову, если дело все же дошло до приговора, белье как вещественное доказательство уничтожается вместе с наркотиками. Сколько народу сохранили трусы и свободу, но при этом получили букет неприятных ощущений, – неизвестно. Зато сотрудники зловещего поста – чуть ли не передовики по статистике.

Согласно базе данных Кущевского суда, из 2885 дел, которые он рассмотрел с 2009 года, половина – 1476 – связана со ст. 228 УК (хранение и перевозка наркотиков). При этом в 9 из 10 дел нарушитель попадается именно на посту ДПС «Кущевский». Кстати, за всю историю поста тут было только два дела по перевозке в особо крупных размерах. В основном же речь идет о маленьких пакетах с несколькими граммами.

А вот нарушителей ПДД, если верить статистике поста, мимо дэпээсников проезжает значительно меньше, чем потенциальных наркоманов, – всего лишь 379. А по оружию, на котором, как указывает местное УВД, также специализируется пост, статистика и вовсе смешная – 84 уголовных дела.

Нарушителей – в видеокамеру

Сегодня о системных нарушениях сотрудников поста ДПС «Кущевский» можно говорить как о доказанном факте. В ответ на запрос депутата Госдумы Ярослава Нилова (ЛДПР) Главное управление собственной безопасности МВД провело проверку. Которая подтвердила, что на посту грубо нарушаются правила досмотра машин и личных вещей пассажиров.

А вот «информации о подбросе средств в материалах дел не содержится». Еще бы она там была! Как бы то ни было, результатом проверки стало появление четырех дополнительных камер на территории поста.

– Существуют и другие, более эффективные способы поймать взяточника за руку, – уверяет криминалист, подполковник милиции в отставке Михаил Игнатов. – Если есть достаточно информации, сотрудники службы собственной безопасности обычно готовят оперативный эксперимент и задерживают взяточников с поличным. Всем известно, как это делается. Но, наверное, в случае с «Кущевским» для изменения ситуации просто нет политической воли. От камеры ведь всегда можно отвернуться, выйти за пределы ее действия. Так что гарантий того, что опустошение карманов прекратится не только в прямом, но и в переносном смысле, мы так и не получили.

Самозащита

Памятка от координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова: 

1. Не выходить из автомобиля, заблокировать все двери.

2. В случае проведения досмотра требовать понятых.

3. Вести видеозапись происходящего.

4. Самые уязвимые места для подбрасывания – ниша в двери и бардачок.

5. Если вам все же подкинули наркотики, цена за «решение» вопроса, судя по рассказам, варьируется от 300 тыс. руб. до 1 млн.

Основное нарушение дэпээсников, по словам задержанных, – размывание границ между понятиями осмотра и досмотра. В чем же разница?

Осмотр. Визуальное обследование. Инспектор ДПС может проводить его без протокола и двух понятых, но не имеет права прикасаться к машине и вещам руками. Этот запрет введен специально, чтобы исключить вероятность подброса. То есть инспектор может осмотреть салон автомобиля, подкапотное пространство и багажник. При этом поднимать капот и открывать багажник должен водитель. Если в багажнике лежат какие-то вещи, инспектор обязан попросить водителя отодвинуть их, а не делать это самостоятельно. При осмотре он не имеет права копаться в вещах, иначе это уже досмотр.

Досмотр. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых и при условии ведения протокола досмотра. Если почитать протоколы Кущевского суда, выяснится, что все досмотры на печально знаменитом посту проходили, как положено. Но многочисленные видеоролики говорят об обратном. По крайней мере, «Собеседнику» не удалось найти ни одного, на котором бы инспектор проводил досмотр в присутствии понятых.

Обыск. Проводится на основании постановления следователя в рамках возбужденного уголовного дела. При обыске может нарушаться конструктивная целостность автомобиля (например может быть вскрыта обшивка дверей автомобиля). Обыск не может проводиться сотрудником ДПС.

Соколов Дмитрий

По материалам: “Собеседник.ру”

Ранее

Уголовное дело и обыски: кровавая развязка в духе Тарантино

Далее

«Я перегнала рак в другое место»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru