Бывший президент «Транснефти» стал лениногорским олигархом
Пул татарстанских строителей нефтепроводов с оборотом в 24 млрд теперь официально принадлежит видному единороссу Дмитрию Савельеву.
Как выяснил «БИЗНЕС Online», крупные подрядчики «Транснефти» из Татарстана сменили хозяина. Им стал тульский сенатор Дмитрий Савельев, путевку которому в большой бизнес и политику когда-то дали Сергей Кириенко и Борис Немцов. Что и зачем купил в Татарстане любитель роскошных авто и домов в Англии, разбирался «БИЗНЕС Online».
Крупнейшая строительная империя Татарстана меняет владельца
С «подрядной бригадой» Марса Арсланова мы столкнулись при составлении рейтинга самых оборотистых строителей республики. Речь идет о неформальной группе, объединенной общим владельцем и сферой деятельности, — эти структуры активно участвуют в тендерах «Транснефти» и с завидной регулярностью их выигрывают. Ядром группы являются две компании — ООО «Спецстройсервис» (ССС) и «УралСтройНефть», сумарный оборот которых в 2017 году составил почти 23 млрд рублей. Для сравнения: выручка ПСО «Казань» Равиля Зиганшина за то же время составила 15,3 млрд рублей.
«Спецстройсервис» — завод металлоконструкций в Лениногорске. «Наши цеха обладают современным оборудованием, позволяющим выполнять все этапы работ по производству и монтажу металлоконструкций», — говорится на официальном сайте ССС. На отсутствие заказов компания не жалуется: ее выручка в 2017 году выросла в 1,8 раза до 15,6 млрд рублей. Как обнаружили аналитики «БИЗНЕС Online», 26 октября 2017 года доля АО «ХК «Капитал» Арсланова в капитале «Спецстройсервиса» сократилась со 100% до 30%. Сегодня 70% компании оформлено на московское ООО «Риалти центр», 76% которого через ООО «Офис-центр» владеет Дмитрий Владимирович Савельев. Его пакет передан в доверительное управление, как часто поступают депутаты Госдумы и члены Совета Федерации (конкретно долей Савельева управляет Ирина Александровна Кудряшова). Напомним, законодательство РФ не запрещает депутатам и сенаторам владеть долями и акциями, нельзя только участвовать в оперативном управлении и регистрировать новые компании.
Добавим, что 24% «Риалти центра» записано на ЗАО «Производственный комплекс», окончательным владельцем которого через юридическое агентство «КБ Эгида» в базе данных «Контур.Фокус» значится некий Алексей Коновалов. А вот генеральным директором и «Производственного комплекса», и «Риалти центра» является все то же доверенное лицо Савельева — Ирина Кудряшова. И это наводит на мысль, что реальные рычаги управления здесь также находятся в руках Дмитрия Владимировича.
«Спецстройсервисом» лениногорский шопинг Савельева не ограничился. 11 января 2018 года подконтрольный ему «Риалти центр» получил 70% в капитале «УралСтройНефти», оставшуюся долю уже привычно оставили арслановской ХК «Капитал». ООО «УралСтройНефть» было образовано в 2013 году, а сегодня заявляет о себе как об одной из крупнейших генподрядных строительных организаций РТ, хотя выручка компании (8,2 млрд рублей) вдвое меньше, чем показывает ССС. Сфера деятельности — строительство и ремонт объектов нефтяной, газовой промышленности и объектов гражданского строительства. Лишь совсем недавно, 6 сентября, компания сменила лениногорскую прописку на московскую.
Who is mr. Савельев?
Самое интересное в этой истории — личность 50-летнего Савельева и то, почему он начал скупать компании, зарабатывающие на подрядах «Транснефти». Родившийся в 1968 году в Нижнем Новгороде Дмитрий Владимирович уже в 26 лет стал гендиректором АООТ «Лукойл-Уфа». Впрочем, там он просидел всего год, переместившись на аналогичную позицию в Нижнем. Затем были два года в ОАО «Норси-Ойл», базировавшемся в Кстово Нижегородской области, сначала на позиции вице-президента, а в 1997 году — главы. Как писала газета The Moscow Post, компания появилась в сентябре 1995 года и стала «результатом лоббистской деятельности Бориса Немцова», который на тот момент возглавлял регион. В ноябре 1996 года по рекомендации правительства РФ и нижегородского губернатора президентом «Норси-Ойл» избрали банкира Сергея Кириенко, отмечало издание. Как известно, вскоре Кириенко — опять же по протекции своего друга Немцова — перебрался в Москву (где с позиции первого замминистра топлива и энергетики быстро перебрался в кресло министра, а оттуда напрямую на должность главы правительства). Именно в это время президентом компании «Норси-Ойл» стал Савельев.
Впрочем, уже в 1998 году он оказался на вершине «Транснефти», судя по всему, по протекции все того же Кириенко. Тут следует вспомнить, что писал о Савельеве «Московский комсомолец» в номере от 11 ноября 1999 года (на сайте МК оригинал не удалось найти, но можно обнаружить большой фрагмент текста, процитированный в статье «ЧП окружного масштаба» от 29 марта 2001 года). «Этот молодой (ему 31 год) бизнесмен появился на вершине нефтяной пирамиды в 1998 году в качестве ставленника тогдашнего премьера РФ Сергея Кириенко. <…> Молодой-молодой, а сколько удалось сделать! Давайте глянем, что же удалось свершить Савельеву за довольно, казалось бы, короткий срок? Пусть звучат только цифры. За время правления Савельева долларовый оборот „Транснефти“ сократился как минимум втрое. Дивиденды государству за 1998 год не выплачены, хотя чистая прибыль компании составила почти 3 миллиарда рублей. Провалены все без исключения инвестиционные проекты», — писал МК. Далее авторы указывали, что президент «Транснефти» за 14 месяцев получил зарплату в 24 млн 711 тыс. 326 рублей, по курсу тех лет это более миллиона долларов. «Но одной зарплаты г-ну Савельеву не хватало. Чтобы дотянуть до получки, ему приходилось постоянно выписывать себе премии. Так, в апреле, например, он начислил себе вознаграждение в 1 миллион 571 тысячу 42 рубля (65 тысяч долларов), а на закате своего пребывания на посту президента получил премию в 19 миллионов 700 тысяч рублей! Но и это еще не все. В августе 1999-го „Транснефть” переводит на счет Савельева сумму, эквивалентную 770 тысячам долларов США, — на „улучшение жилищных условий”. Еще 1 миллион 400 тысяч долларов тратится на улучшение таких же, видимо, невыносимых условий проживания некоторых членов правления компании», — говорится в статье. При этом авторы отмечали, что на просьбу Салтыковского детского дома о помощи Савельев перевел 25 тыс. рублей, ссылаясь на «стесненное материальное положение», а Алексию II, просившему деньги на восстановление храма, и вовсе отказал.
Однако и в «Транснефти» Савельев надолго не задержался. Уже в сентябре 1999 года его сместили в результате вооруженного переворота. Как писал «Коммерсантъ», по инициативе в то время главы минтопэнерго Сергея Генералова в октябре 1998 года в устав «Транснефти» были внесены изменения, согласно которым президента монополии могли уволить только общим собранием акционеров. Так что Савельев спокойно отработал почти год. Но в 1999 году в правительстве уже не было Кириенко, а профильное министерство возглавлял Виктор Калюжный. По его инициативе первый вице-премьер Николай Аксененко предписал за три дня снять Савельева и поставить во главу «Транснефти» вице-президента «Лукойла» Семена Вайнштока. Так в компании появилась коллегия госпредставителей, которая могла напрямую командовать советом директоров. Сам Калюжный возглавил эту коллегию, провел собрание акционеров, на котором сам председательствовал и голосовал. Естественно, решение собрания было предсказуемым — Савельева уволили. Дмитрий Владимирович еще пытался как-то протестовать, созывал журналистов и подавал иски в генпрокуратуру. Он даже пытался заблокировать Вайнштоку доступ в офис «Транснефти», но тот приехал вместе с ОМОНом, который болгарками вырезал дверь. Высказывалось несколько предположений, за что поплатился Савельев. Например, Аксененко утверждал, что Дмитрий Владимирович «не до конца компетентен». По другой версии, Савельева сняли за то, что он не желал пускать «налево» выручку компании. Но самая популярная версия увольнения гласила, что назначение Вайнштока пролоббировал «Лукойл», в котором в самом начале карьеры и работал Савельев, но, судя по всему, ушел оттуда из-за конфликта. В итоге в отношении Савельева и других руководителей «Транснефти» после аудиторской проверки было заведено уголовное дело за нецелевое расходование средств, но впоследствии его закрыли.
«Хороший человек! Очень! Работоспособный»
После столь бесславного руководства «Транснефтью» Дмитрий Владимирович подался в политику. Его друзья Немцов и Кириенко в тот момент вместе с Ириной Хакамадой создавали «Союз правых сил». Под знаменами СПС Савельев попал в Госдуму третьего созыва. А в 2001 году даже заявлялся как кандидат на выборах губернатора Нижегородской области. Как писал тогда «Коммерсант», якобы это могло бы помочь Кириенко, на тот момент уже ставшему полпредом в ПФО, усилить свое влияние на предвыборную кампанию в регионе. Однако в первом туре Савельев стал лишь четвертым, получив 12,5% голосов. К выборам в Госдуму в 2003 году Дмитрий Владимирович успел «переобуться»: он выдвигался уже от блока «Родина», причем значился первым в списке региональной группы «Южный Урал» (Челябинская и Оренбургская области). Однако в итоге в Думу Савельев прошел не от родной Нижегородской области и даже не от Урала, а по Новомосковскому округу Тульской области. При этом еще до раскола «Родины» в 2005 году Дмитрий Владимирович успел из нее выйти и записаться в ряды «Единой России».
Следующие два созыва Савельев успешно проходил в Госдуму от Тульской области, причем в 2011 году избирался уже в составе федерального списка кандидатов от «Единой России». Более того, он стал замруководителя фракции единороссов, а также был членом комитета по жилищной политике и ЖКХ. Замглавы этого комитета Александр Сидякин помнит Савельева. «Хороший человек, я его уважаю. Я его знаю, это понятный мне человек. Дело даже не в комитете! Он был руководителем внутрифракционной группы, в которой я состоял. Фракция у нас большая, всех в одном месте сложно собирать много раз, а внутрифракционная группа — это возможность общаться, доводить решения. Хороший человек! Очень! Работоспособный», – рассказал Сидякин корреспонденту «БИЗНЕС Online». О возможной связи Савельева с Татарстаном ему ничего не известно, однако он предположил, что бывшему депутату могли помочь его связи еще по «Транснефти». «Он бывший руководитель «Транснефти», он много кого знает. В этой части может быть много всяких контактов», – добавил Сидякин.
Наконец, в октябре 2016 года губернатор Тульской области Алексей Дюмин отправил Савельева представлять регион в Совете Федерации, где тот вошел в комитет по бюджету и финансовым рынкам. Также Дмитрий Владимирович входит в президиум регионального политсовета «Единой России».
Доходы Савельева за 2017 года составили 167 млн 156 тыс. рублей, а супруги — 10 млн. 129 тыс. рублей. Согласно декларации, у сенатора есть два земельных участка в России, два жилых дома (1321,5 кв.м и 258,7 кв.м), гараж, сторожка, баня. Кроме того, есть две квартиры и два машиноместа, оформленные на его несовершеннолетних детей. На себя Дмитрий Владимирович записал к тому же две котельные, два нежилых здания, обозначенных как «первый пусковой комплекс», еще два нежилых помещения (39 тыс. кв.м и 125 тыс кв.м). Среди объектов в пользовании у Савельева значатся четыре земельных участка (один из них записан на супругу), еще два под ИЖС (оформлены на детей и супругу). Вся семья парламентария имеет в пользовании дом в Англии площадью 489,3 кв.м. Наконец, Дмитрий Владимирович обожает роскошные автомобили. В его собственности Maybach 57 и Mersedes-benz S500 4matic, супруга гоняет на Porsche Cayenne S и Harley-Davidson FLSTC.
Также, по данным базы «Контур-Фокус», Савельеву подконтрольны такие компании, как ООО «Торговый центр Бусиново» (41 млн выручки), специализирующееся на недвижимости ООО «Бобров Хауз» (2,9 млн), занятое в аренде и лизинге транспортных средств ООО «Бипмашин» и ООО «Инвестиционная компания «Нижний» (52 млн). Но все эти бизнесы на порядки мельче, чем лениногорские.
«Он не медийный человек»
Что если, вопреки бритве Оккама, мы ошибаемся и речь идет лишь об однофамильце сенатора Савельева? Однако эту вероятность опровергает еще один факт. Помните Ирину Кудряшову, которой он передал в доверительное управление свою долю в «Спецстройсервисе»? Так вот, в апреле 2013 года Тверской суд Москвы удовлетворил иск тогда еще депутата ГД Савельева к лидеру партии «Яблоко» Сергею Митрохину (поводом для разбирательства послужила распространенная Митрохиным информация о том, что Савельев занимается бизнесом, управляя 12 компаниями, за что его следует лишить мандата). И на сайте думской фракции ЕР решение суда прокомментировала представитель депутата, которым оказалась… та самая Ирина Кудряшова.
Получить комментарий самого Савельева нам не удалось. В его приемной в Совете Федерации, даже не узнав суть вопроса, нам прямо заявили, что сенатор комментировать вряд ли что-то будет. «Он не медийный человек. Но вы отправьте нам вопросы на почту, он посмотрит, может, пресс-секретарь ответит», – пояснили по телефону в приемной, уточнив, что сейчас Савельев недоступен, а доступен будет «когда-то». Мы отправили запрос на почту, но к моменту публикации ответа не поступило.
Без ответа остались и письменные запросы «БИЗНЕС Online» в пресс-службу «Единой России» и в компанию «Спецстройсервис». Все попытки дозвониться в ССС также ни к чему не привели. Из указанных на сайте «Спецстройсервиса» телефонных номеров первые два оказались недоступны, а по третьему никто не отвечал.
«Нефтерубли» для «Спецстройсервиса»
Что представляет собой самый лакомый татарстанский актив, перешедший под контроль Савельева? В учредителях «Спецстройсервиса» в 2011 году числилось шесть человек: Айрат Мифтахутдинов, Роберт Девяткин, Дмитрий Одинцов и Виктор Синкевич внесли в капитал по 200 рублей, Марс Арсланов – 500, а Наиль Муртазин – 1200 рублей. Полная консолидация капитала ССС произошла в марте 2012 года, когда пакет был аккумулирован под эгидой ХК «Капитал», оформленной на Арсланова.
С того момента и пошел поток заказов от «Транснефти»: 2014-й год – 8,6 млрд; 2015 – 14,4 млрд; 2016 – 26,4 млрд; 2017 – 19,3 млрд, за 9 месяцев 2018 года – 6,9 млрд рублей. Все подряды «Спецстройсервиса» были получены исключительно от транспортной монополии – через ее многочисленные дочерние и внучатые структуры. Можно предположить, что такой режим наибольшего благоприятствования обеспечил кто-то из людей, связанных с руководством «Транснефти» – иначе такое у нас вряд ли возможно. Кандидатура Савельева в этом смысле выглядит вполне подходящей. Говорить о том, что он и ранее являлся основным бенефициаром ССС, а Арсланов выполнял роль зиц-председателя, у нас, впрочем, прямых оснований нет.
В 2015 году основным заказчиком «Спецстройсервиса» (4,8 млрд) стала татарстанская «дочка» монополии – АО «Транснефть-Прикамье» (бывшая СЗМН). В частности, ССС получил подряд на реконструкцию участка магистрального нефтепровода «Сургут-Полоцк», где стартовая цена составляла 380 млн, а итоговая потянула на 573 млн рублей – на 51% дороже. Далее, подряд на участки нефтепроводов «Сургут-Полоцк» и «Холмогоры-Клин» с начальной ценой 421 млн стоил заказчику в 438 млн рублей. А еще одна закупка, связанная с МНПП «Альметьевск-Нижний Новгород» при стартовой цене 310 млн обошелся «Транснефти» в 425 млн – на 37% дороже.
Видимо, сумев понравиться заказчику, лениногорские строители начали получать подряды на объекты по всей стране. Так, в 2016 году первое место по объему контрактов, выигранных «Спецстройсервисом», заняло ООО «Транснефть-Дальний Восток» – 8,7 млрд рублей. За эти деньги дальневосточная дочка монополии заказала Марсу Арсланову два отвода ВСТО к Комсомольскому НПЗ. Еще 6,7 млрд рублей в копилку ССС отправило АО «Транснефть-Верхняя Волга». Строительство ГПС «Шипилово-3» обошлось ему в 5,4 млрд – на 16% дороже стартовой цены.
В прошлом году лидером среди заказчиков «Спецстройсервиса» вновь стала «Транснефть-Дальний Восток», но сумма контрактов выросла до 11,6 млрд рублей. При этом отметим, что дальневосточникам, как и годом ранее, удавалось снизить цену практически каждого подряда, но чисто символически, на сумму до 2 млн рублей при общей стоимости в 3-4 миллиарда.
Второе место в «рейтинге заказчиков» ССС в прошлом году досталось «Транснефть-Верхняя Волга» – 4,1 млрд рублей. И здесь, как и в случае с соседями из «Транснефть-Прикамье», стоимость подряда то и дело стремилась превысить начальную. Так, комплексная реконструкция НС «Нагорная» обошлась в 1,36 млрд – на 160 млн дороже стартовой цены. А подряд на работы на участках нефтепровода возле Рязани вытянул 754 млн – на 21 млн дороже начального ценника.
Главным заказчиком последних кварталов вновь стала «Транснефть-Дальний Восток». Компания готова направить 4,2 млрд рублей на отвод ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ. Еще почти миллиард рублей «Спецстройсервис» получит от «Транснефть-Урал», заказавшего, в частности, строительство новых нефтехранилищ.
При чем тут «Контакт-С»?
Наконец, обратим внимание на другого постоянного подрядчика «Транснефти» – компании «Контакт-С», выручка которого в прошлом году выросла на 4% до 3,6 млрд рублей. Связь этой фирмы со «Спецстройсервисом» очевидна, хоть и не закреплена юридически. Начнем с того, что изначально очень похожее название, «Контакт С» без дефиса, носила (не путать с «Контакт-С») не раз упомянутая выше «УралСтройНефть». Напомним также, что если с мая 2008 года директором компании являлся ее основатель Сирин Бадрутдинов, то с июля 2012 года у штурвала встал Наиль Муртазин, которого мы помним как одного из учредителей ССС. А 27 ноября 2017 года – месяц спустя после переоформления 70% капитала «Спецстройсервиса» на сенатора Савельева – руководить «Контактом С» был назначен Виктор Синкевич, еще один соучредитель ССС.
Для справки: Синкевич владеет 26%, а Муртазин – 27% в ООО «СтройИнтеграл», где 47% контролирует Арсланов. Тот же Синкевич владеет 5%-ми в ООО «РусНефтеГазСтрой», где по 30% контролируют Бадрутдинов и Арсланов.
Если же говорить о бенефициарах «Контакт-С», то владельцы 51% его капитала скрыты за кипрской «ГОУ Энерджи Лимитед». Доля 25% закольцована на само ООО. Наконец, 4 апреля текущего года оставшиеся 24% были оформлены на ООО «Газспецстройинжиниринг» некого Никиты Козлова, однако 1 августа было принято решение об исключении компании Козлова из списка действующих юрлиц.
Как видим, реальные владельцы компании на данный момент просто неизвестны. А, с учетом офшорной составляющей, ее переход в другие руки (о подготовке которого могут говорить перемены в руководстве и составе учредителей) может пройти незаметно для стороннего наблюдателя. Во главе «Контакт-С» пока остается человек тандема Арсланова-Бадрутдинова, но, может быть, на самом деле все эти люди из чьей-то более крупной обоймы?
Что ж, наивно было бы предполагать, что простые строители из Лениногорска смогут освоивать многомиллиардные контракты госмонополии, ни с кем не делясь, и оставаясь независимыми. И можно только порадоваться, что теперь такие люди, как Савельев, не скрывают своего лица – по крайней мере, мы знаем, что полку миллиардеров, имеющих бизнес-интересы на территории Татарстана, прибыло.
Виктор Османов, Елена Колебакина-Усманова, Игорь Ким
По материалам: “Бизнес Online”