Московский хостел объяснил нападки
«Московский хостел отказался заселять граждан Таджикистана и Узбекистана» — статьи с похожими громкими заголовками появились на днях в нескольких СМИ. Оказалось, что заведение не хочет иметь дела с таджиками и узбеками из-за проблем с регистрацией: жильцы хотят заселиться на один день, а нужные бумаги делаются три дня. Такое отношение к трудовым мигрантам попахивает ксенофобией. «МК» выяснил, что дело не в национальности: столичным гостиницам сейчас в принципе сложно заселить к себе иностранного гостя.
Предыстория такова: журналисты одного из интернет-изданий узнали, что столичный хостел в районе Зюзино отказывается заселять граждан Таджикистана и Узбекистана. Такая информация якобы указана на сайте самого заведения. Дело в том, что на любого иностранца, даже заехавшего на сутки, надо оформлять регистрацию. Бумаги готовятся в течение трех дней и придут, когда гость уже съедет. Кроме того, свою лепту внес местный участковый: якобы он рекомендовал не селить узбеков и таджиков.
Подобное отношение поразило многих. Да, неприязненное отношение к мигрантам, увы, есть в нашем обществе. Но чтобы вот так, в открытую…
Мы начали проверять информацию. На сайте хостела никаких «национальных пометок» не было. Однако на одном сайте-посреднике, предоставляющем услуги по бронированию номеров, действительно указано: «Хостел не заселяет граждан Узбекистана и Таджикистана». Почему только их? Отчего в списках нет, например, молдаван или киргизов? Со всеми этими вопросами мы отправились в сам хостел.
В гостинице, расположенной на последнем этаже московской пятиэтажки, многолюдно: не сказать, что у заведения недостаток в клиентах.
— Мы не селим? Узбеков и таджиков? Да вы что, это бред какой-то, — возмутился мужчина, сидящий за стойкой администратора. Он разъяснил ситуацию: хостел подключен к системе ГКУ «Московская безопасность» и имеет электронный ключ для упрощенной регистрации иностранных гостей. Однако сейчас система не работает, и сотрудникам приходится ходить в МФЦ и лично подавать документы на каждого гостя.
— Иногда мы видим, что человек селится на день-два, явно ради регистрации, а документы на него будут делать дня три-четыре. Зачем нам это?
В итоге пока заведение временно отказывает всем, кто заезжает на очень короткий срок, однако заселяет иностранных гостей, к примеру, на десять дней.
— Информация о том, что мы не селим именно таджиков и узбеков, — это просто ложь, мы не делим гостей по национальности, — продолжил наш собеседник. — Возможно, мы расторгнем отношения с порталом, опубликовавшим эту информацию.
Мужчина рассказал, что проблема с электронным ключом должна решиться после Нового года.
— И после праздников вы будете заселять любых иностранцев на любой срок?
— Да.
Информация о выборочной нелюбви именно к этим двум нациям действительно вызывает вопросы: в Москве много трудовых мигрантов из Молдовы, Киргизии, Азербайджана. Чем провинились таджики с узбеками? Объяснение хостела тоже выглядит логично: зачем сотрудникам тратить время и бегать ради гостей, которых через пару дней и след простынет? Только, как оказалось, отказывать гостям (как из-за регистрации, так и по национальному признаку) хостелы в принципе не могут.
— Это нарушение российского законодательства, — считает правозащитник, специалист по миграционному законодательству Рустам Касимов. — Когда заселяется мигрант, гостиницы обязаны уведомлять соответствующие органы в течение суток, на какой бы срок гость ни заехал. Но есть лазейка: если клиент приехал на день, то можно и не подавать документы. Так что в этом случае у хостелов проблем нет. Возможно, им в принципе не хочется иметь дело с миграционными органами, с регистрацией. Срок один, срок другой, там закорючку поставь, тут поставь.
Здесь, скорее всего, правозащитник не прав: сотрудник хостела показал мне их базу гостей, и иностранцами они явно не пренебрегали. До последнего времени. Однако, как рассказала глава Лиги хостелов России Ольга Недорезова, заведение действительно оказалось в непростой ситуации, как и многие другие в Москве.
— Такие отказы действительно незаконны, — считает Недорезова. — Но у большинства хостелов сейчас не работает программа регистрации иностранных граждан, есть какие-то сложности, не все урегулировано. И сотрудникам надо идти самим, лично в УФМС регистрировать гостей. В органах УФМС сейчас ажиотаж и надо отстоять большую очередь, а гостиницы вне очереди не пропускают. В итоге в среднем приходится тратить на регистрацию гостя в УФМС от трех до пяти часов рабочего времени. Возможно, у этого хостела просто нет сотрудника, который может потратить столько времени.
Государственную программу электронной регистрации иностранцев начали ставить гостиницам и хостелам недавно. В итоге поставили не всем, а те, до кого дошел прогресс, благами цивилизации воспользоваться все равно не могут. И хостел понять можно: просиживать рабочие часы в очередях ради гостя, который уедет через сутки, совершенно нелогично. При этом эксперты не подтвердили «МК», что в Москве есть другие хостелы с такой же нацполитикой. В общем, расходимся, господа общественники: обычное бюрократическое разгильдяйство, никакой ксенофобии.
Любовь Кулябко
По материалам: “Московский комсомолец”