Мы узнали сценарии спасения москвичей
Представьте ситуацию: субботний вечер, вы дома с семьей. И вдруг — за окном сирена. Громкая, заунывная, как в старых фильмах про войну. Какие ваши мысли? Война? Метеорит несется к Земле? Пока ничего страшного не случилось, мы выяснили, где могут спастись москвичи в экстаординарной ситуации.
А вдруг — что тогда?
Если, не дай Бог, горячие заграничные головы решат ударить по Москве не точечно, а так, чтобы «хана всему и сразу», то советы что делать, не пригодятся.
– Вероятность глобального конфликта с применением ядерного оружия очень низкая, – уверен военный эксперт Алексей Леонков. – Когда мы говорим про нашего наиболее вероятного противника, то все понимают, о ком идет речь. Во все мировые войны США оставались в стороне, и ни один снаряд не упал на их территорию.
США всегда вели боевые действия за счет других — финансировали стороны военного конфликта, а потом выступали на стороне победителя. В конфликтах последних лет они воевали с теми странами, которые, якобы, угрожали им.
Но на самом деле ни правители этих стран, ни их армии даже в мыслях не держали воевать против США. Потому что это было бы не реально. Единственно, кто мог бы нанести такому противнику, как Штаты, непоправимый ущерб – это КНДР, Китай и Россия. Причем, Россия преуспела больше всех, потому что создала комплексы вооружений, которым не страшна система противоракетной обороны. Поэтому избежать ответного удара, если Штаты рискнут по нам ударить, не удастся. И США сто раз подумают, прежде чем затевать с нами глобальный конфликт.
Что касается Москвы, то ее защищает позиционный район противоракетной обороны, который может успешно бороться с межконтинентальными баллистическими ракетами при использовании их в массовом порядке.
Все это, конечно, успокаивает. Но, согласитесь, все равно бывает тревожно. А вдруг!? Что тогда?
– Существует план спасения жителей Москвы, в нем прописаны все реальные, вероятные угрозы, – говорит главный специалист управления гражданской обороны департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (ГО ЧС и ПБ) Москвы Вадим Шепелев. – Это террористическая угроза, угроза локальных военных конфликтов, техногенных аварий, крупных пожаров, стихийных бедствий.
Защита в Москве обеспечивается комбинированным способом – открываются защитные сооружения и при необходимости осуществляется эвакуация в безопасный район города или за его пределы.
Гудки на зданиях
Ситуация, описанная в самом начале — внезапная тревога, а вы понятия не имеете, что случилось – может иметь место. О том, как действовать, немного позже. Но если возникнет угроза военного конфликта, то, вероятно, президент объявит о введении военного положения.
Если понадобится эвакуация жителей, ее организуют власти на местах и различные ведомства — по своим спискам. Например, если это больница или хоспис, то за их эвакуацию отвечает департамент здравоохранения. За эвакуацию стариков, женщин и детей — управа района, где есть списки жителей.
Кормить вас при этом никто не будет. Специалисты департамента ГО ЧС и ПБ советуют заранее собрать «тревожный чемоданчик» (рекомендация, конечно, трудно выполнимая на практике — поленимся же). В него нужно положить документы, лекарства (если вы принимаете их постоянно), запас продуктов на несколько суток, питьевую воду и, если это необходимо, теплую одежду. По-хорошему, чемоданчик рекомендуют иметь дома всегда, и регулярно обновлять.
Подготовка сразу же начнется и в городских защитных сооружениях.
Если будет объявлена тревога, вы это сразу поймете.
– На зданиях в Москве установлены так называемые гудки, – поясняет Вадим Шепелев. – Многие слышали, как они работают – так в войну подавали сигнал воздушной тревоги.
При военном положении понятно, что нужно делать — бежать в убежище.
А вот если тревога прозвучала неожиданно, то необходимо срочно получить дополнительную информацию – немедленно включить телевизор, радио. Могут рассылать СМС. А еще в каждом районе Москвы начнут ездить машины с громкоговорителями, например: «На химическом предприятии произошла авария, жителям таких-то домов необходимо укрыться там-то».
Возможно, вам будет велено просто быстро сменить место нахождения. Допустим, если на вас надвигается химическое облако.
– Тогда, возможно, объявят, что нужно пройти или проехать, например, два километра в северном направлении, – поясняет Шепелев. – А через полчаса-час, когда облако пройдет, концентрация опасных веществ снизится до допустимой, можно вернуться. Об этом тоже объявят.
А может, переждать опасность придется в укрытии. В Москве существует несколько видов защитных сооружений. Это — противорадиационные укрытия (говорят сами за себя), укрытия гражданской обороны, которые защитят от фугасного и осколочного воздействия обычных средств поражения, а также от опасности при возможном обрушении зданий. Самыми надежными из них считаются убежища, в том числе имеются станции метрополитена, приспособленные под защитные сооружения.
Защитные сооружения могут находится в подвалах жилых домов, учреждений, торговых центров, предприятий, а также быть «отдельно стоящими». Расположены они таким образом, чтобы на каждые 500 метров приходилось хотя бы одно — это сейчас правило градостроения.
А вот в зонах возможного затопления (возле шлюзов, например) защитные сооружения в подвалах устраивать не рекомендуется. Спрятать-то людей в них можно, но потом придется эвакуировать их и оттуда, а для этого понадобится специальное оборудование. В случае, если что-то прорвет, лучше уходить наверх.
Адрес убежища дадут … в «Жилищнике»
А теперь вернемся к внезапной тревоге. Оказывается, ни по радио, ни из СМС или громкоговорителей, адреса ближайшего от вас убежища вы не узнаете. До поры до времени это — секретная информация, не подлежащая широкому распространению.
Допустим, вы находитесь в момент тревоги на работе. Тогда вашу защиту, как и других работников, должны обеспечивать ваши руководители и специально обученные люди вашего предприятия, которым известно, где находится ближайшее убежище.
Если вы на улице, логично бежать в метро.
А если вы дома, то куда побежите? Если вы этого не знаете, то это очень плохо. Например (чтобы вы понимали), в случае ракетного нападения у вас будут считаные минуты с момента первого объявления тревоги, чтобы добежать до убежища. Объяснение простое: если расчетное время подлета ракеты 20-30 минут — в зависимости от места старта – то не позднее, чем через эти злополучные минуты убежище уже закроют. И тут уж кто не успел — тот опоздал. При таких условиях понятно, что адрес ближайшего к дому убежища знать просто необходимо каждому. Как это сделать?
– Посмотреть адреса убежищ, например, в интернете нельзя – говорит Шепелев. – Но, учитывая то, что житель должен знать, где ему надлежит спасаться, нужно прийти в свою управу или в обслуживающую организацию (как правило, это «Жилищник») и сказать: я живу там то, куда мне укрываться? И вам дадут только один адрес. Отмахнуться, дескать, это секретная информация, не имеют права.
А еще можно обратиться в учебно-консультационный пункт гражданской обороны. «Таких в Москве около 200, на сайте нашего департамента есть их адреса. Там же и занятия по гражданской обороне проводятся», – рассказал представитель департамента ГО ЧС и ПБ.
Что внутри
«МК» осмотрел одно из убежищ на юго-западе Москвы. Оно находится в подвале небольшого отдельно стоящего здания, в котором располагается одна из московских организаций (точный адрес назвать нельзя – «МК»). Сейчас в подвале действует подземная парковка. Сооружение предназначено для укрытия людей из близлежащих домов. Площадь убежища – порядка двух тысяч квадратных метров, вместительность 2700 человек. Не сложно посчитать, что на одного человека, если убежище наполнится, придется меньше квадратного метра. Значит, будет тесно. Но убежище и не рассчитано на пребывание более двух суток. Придется потерпеть. А, скорее всего, там вам придется провести совсем не много времени.
– Что-то случилось – зашли, переждали пару часов, и вышли, – говорит Шепелев. – Для этого убежище нет необходимости специально подготавливать.
Но если опасная ситуация ожидается долговременна, то в течение шести часов с момента объявления, подвал освободят — машины вытащат, завезут туда двух- и трехъярусные нары, дизельное топливо для установки, которая питает убежище, воду техническую и питьевую, противогазы.
Здесь же организуют санитарный пост — из поликлиники направят врача или фельдшера, доставят медицинские препараты, (только стандартные), носилки, бинты.
Вода будет храниться в специальных резервуарах, в отдельном техническом помещении. В общий «зал» выведены несколько небольших краников. К ним и нужно будет подходить за водой. Ее будут наливать из расчета 2 литра на человека в сутки. За соблюдением нормы будет следить обслуживающий персонал.
Герметичность убежища обеспечивается специальной установкой, которая поддерживает определенное давление изнутри. Это не позволяет загрязненному воздуху снаружи через возможные небольшие щели и отверстия (полную герметичность обеспечить, как пояснили, невозможно) проникать в помещение. Если вдруг сломается трансформаторная установка, обеспечивающая электропитание — не страшно: есть автономный электродизель. Запаса топлива хватит на двое суток.
Конечно же, в убежище есть туалеты. Но они без дверей, так что стеснительным придется не просто. И брезгливым тоже – защитное сооружение не должно быть связано с системой канализации. Поэтому, резервуары для нечистот здесь автономные, прямо под унитазами. При большом количестве людей это может стать определенной проблемой. Поэтому, пока вы в убежище, лучше меньше есть и пить.
А еще, скорее всего, в убежище будет очень жарко. Но не задохнетесь – есть приточная и вытяжная вентиляция. Последняя как раз предназначена для того, чтобы не скапливался углекислый газ, и для вывода из помещения излишков тепла.
Из еды лучше прихватить то, что не требует приготовления и разогрева, ибо сделать это будет негде, да и не дадут. Лучше взять тушенку, кашу в банках, паштеты, галеты и прочее — обычные составляющие сухпайков.
Если есть маленькие дети, то нужно взять все необходимое для них — питание, памперсы, напитки. Если с вами пожилые люди — не забудьте лекарства, без которых они не могут обходиться.
А вот любимую кошку Мусю с собой даже не берите — не пустят.
– Наша задача — защита населения, защитные сооружения не предназначены для укрытия животных. Да и мало ли, у кого-то аллергия, – говорит Шепелев.
Но зверей все равно жалко, а что с ними делать – в правилах гражданской обороны не написано. Звери пока еще не граждане.
Животные не предусмотрены
История с животными – явная недоработка, не удивлюсь, что кто-то вздумает из-за страха за любимца вообще никуда не уходить из дома.
Спасатель-кинолог с 20-летним стажем, с которым проконсультировался на это счет «МК», рекомендует специально придумывать что-либо для собаки или кошки только в том случае, если на это есть хотя бы полчаса (иначе, поступайте как сказал Вадим Шепелев и — бегом в убежище). Нужно закрыть плотно окна, задернуть шторы. Отвести животное в комнату, где по-возможности, закрыть вентиляционные отверстия и щели под дверью. Зверю нужно оставить приличный запас воды и еды. Лучше – сухой корм, а если его нет, то подойдут и сухари. Сразу собака или кошка их есть не станет, но если придется долго ждать, то погрызет.
– Один-два дня животное довольно легко переносит голод, а вот на третий день собака может начать грызть игрушки, или какие-то предметы, их лучше убрать, – предупреждает кинолог. – Вода для животного обязательна. В нее можно раскрошить активированный уголь.
Задачу еще сложнее придется решать, если в доме есть лежачий или малоподвижный человек. Их эвакуацию должны обеспечивать органы исполнительной власти. Но это в случае, если об опасности известно заранее. А если все произойдет внезапно, то придется старика или инвалида самим нести в убежище.
Если чрезвычайная ситуация предполагает, что убежище могут закрыть только через полчаса-час, а такое очень вероятно (например, в случае аварии на химпредприятии), то можно взять носилки прямо в самом убежище. Если своих рук мало, можно попросить кого-то о помощи. Или позвонить в свою управу — там или людей выделят, или ваших соседей попросят помочь.
-Теперь планом спасения предусмотрено, что функции по охране общественного порядка и оказания помощи другим людям, будут распределяться среди наиболее активных граждан, назначаемых в звенья по обслуживанию защитных сооружений, – говорит Вадим Шепелев.
Но вопрос – удастся ли дозвониться до управы в чрезвычайной ситуации? Поэтому, лучше заранее подумать о том, как вы будете спасать таких членов семьи.
Секретный Росрезерв
Ну и, наконец, «МК» попытался выяснить, надолго ли в случае затяжного бедствия хватит в стране продовольственных и других запасов? Эта информация тоже оказалась секретной.
В Росрезерве на соответствующий запрос ответили так: «Запасы государственного материального резерва предназначаются для обеспечения мобилизационных нужд страны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гуманитарной помощи населению, для оказания государственной поддержки регионам и отраслям экономики, а также для регулирующего воздействия на рынок.
Росрезерв располагает развитой сетью хранилищ, которые расположены во всех федеральных округах. Дислокация запасов планируется с учетом возможных чрезвычайных ситуаций. Так в регионах, подверженных наводнениям, хранится соответствующее оборудование, например, мотопомпы. При этом в случае масштабных происшествий запасы к месту бедствия могут стягиваться со всей страны.
Номенклатура и объем запасов составляют гостайну, определяются они с учетом потенциальных угроз благополучию страны и утверждаются правительством.
Сегодня в состав государственного материального резерва входят сотни наименований стратегически важных товаров – это основные продукты питания, различные виды топлива, промышленное сырье и материалы, техника, средства защиты и жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях, медицинские препараты.
Продукция в хранилищах регулярно обновляется. Срок ее хранения в государственном резерве всегда меньше срока годности. Если товары не были востребованы, то еще до окончания срока годности они направляются на реализацию, на их место поступают новые».
Защитные сооружения в Москве надежные, заверяют специалисты по гражданской обороне. Но где находится ближайшее к вашему дому, выяснять придется самим и сделать это нужно обязательно.
И вообще, как стало понятно, о многом нужно думать самим и заранее. Так что, обучение гражданской обороне — тоже обязательная программа для всех, кому дорога жизнь.
Алена Павлова
По материалам: “Московский комсомолец”