Цыгане просят не привлекать селян к ответственности — боятся новых инцидентов
История, произошедшая в Чемодановке, не про цыган. И не про этнический конфликт. Она про человеческие пороки.
В ночь на 14 июня о массовой драке, в которой сошлись цыгане и жители села, узнала вся страна. Одних погнали с насиженного места, другим высказали сочувствие.
В результате — один погибший. 28 цыган арестовали.
Чтобы понять, как на самом деле развивались события на месте трагедии, достаточно приехать в село и пообщаться с местными жителями, которые продолжают скрывать правду от журналистов. Суть конфликта оказалась банальна. По нашим сведениям, сельские мужики выпили лишнего, учинили разборки с цыганами. Те испугались и позвали подмогу. Один из возможных зачинщиков потасовки — видный предприниматель, житель Чемодановки. Мужчина во всех отношениях положительный. Сейчас следствие ломает голову, как поступить, чтобы не вызвать очередную волну гнева.
«У нас нет версии. Версии — у следствия»
В Чемодановке к соседству с цыганами давно привыкли. Табор обосновался в селе с 1956 года. Со временем расширился. Серьезных стычек в прошлом никто из чемодановских не припомнит.
Ситуацию, произошедшую с 13 на 14 июня, следователи обозначили как «конфликт на бытовой почве». Первоначальную версию конфликта — якобы была попытка изнасилования цыганами девочки-подростка — отмели.
Суд об избрании меры пресечения для цыган состоялся в Пензе. Заседание прошло тихо и быстро. Без присутствия журналистов. 28 человек арестовали на два месяца. Решение судьи выслушивали лишь представители пензенской цыганской общины.
— В тот день действительно произошел незначительный инцидент на пруду. Подросток-цыган что-то выкрикнул в адрес местной девочки. Повздорили слегка дети и разошлись по своим делам. Про перебранку ребят, насколько я понимаю, узнал отец девочки, местный фермер Роман. Вроде он рассказал приятелям про инцидент, — говорит руководитель общественного объединения цыган Пензенской области Андрей Оглы. — Так или иначе, мужики из Чемодановки вечером выпили и отправились на разборки в дом к цыганам. По этому поводу или нет — не известно. Но драку начали селяне. В доме помимо мужчин находились женщины, дети, старики. Цыгане перепугались и вызвали подкрепление из соседней деревни. Ну а что было дальше, вы знаете.
Имена людей, которые могут оказаться первопричиной конфликта, известны следователям, главе района, участковому, местным жителям. Роман — действительно местный предприниматель. В районе мужчина на хорошем счету. О нем пишет местная пресса, у него берут интервью журналисты. У Романа свое крестьянско-фермерское хозяйство: мужчина разводит кур, уток, овец. Выиграл грант в размере 5,5 млн рублей. Еще один человек, возможно, причастный к конфликту, — его друг Алексей, местный зажиточный фермер.
Мы разыскали Романа и Алексея в Чемодановке. Вернее, столкнулись с ними случайно.
Диалог состоялся любопытный. Больше тянет на сюжет для советского киножурнала «Фитиль».
— Алексей, правда, что цыгане обидели девочку-подростка и вы решили заступиться?
— Кто вам сказал такую чушь?
— У вас в селе все говорят.
— У нас все село в курсе, кроме меня самого, — выдавливает улыбку мужчина.
— Вы в драке участвовали?
— Нет. Мы дружим с цыганами. Нам делить нечего.
Спрашиваем у Романа, действительно ли его дочь обидели на пруду.
— Я только из командировки вернулся, ничего не знаю, — явно лукавит предприниматель.
Алексей перехватывает инициативу:
— Вы с кем из селян общались? С теми, кто в пятиэтажках живет? Так они ничего не знают. Нет никакого межнационального конфликта, как все это хотят представить. У меня друг цыган, у него девять детей. Они к нам всей семьей в гости ходили. Сейчас я их скотину кормлю. Скотина ведь не виновата, что ее хозяина забрали.
— Какая ваша версия конфликта?
— У нас нет версии. Версии — у следствия.
Пока Алексей держит удар, Роман не отрывается от смартфона.
— Вон пишут в Интернете: «Глава сельсовета рассказал, что цыгане затащили девочку в кусты, пытались изнасиловать», – цитирует Роман последние новости. — «Стянули с девочки нижнее белье». Ишь, как красиво пишут. Глава наш все знает. Вот к нему и идите.
— Как на самом деле все происходило?
— Сами не понимаем. Нам даже следователи ничего не говорят. Все новости из Интернета, — добавляет Алексей. — Вам что, писать не о чем? Хотя вам не дадут все написать. Я вот недавно дал интервью для ТВ, так меня вырезали.
— Может, не интересно рассказали?
— Что спрашивали, то и рассказали.
Снова возвращаюсь к вопросу о конфликте.
— Не было конфликта, — твердит Алексей. — Обычная драка.
— Русские за кого-то вступились?
— За себя. За кого еще.
— Пьяные были?
— У нас село не пьет. Хоть одного пьяного видели?
После драки в селе наложили запрет на продажу спиртного. Правда, через несколько дней снова разрешили продавать. В первый же день селяне раскупили вино и пиво в местных ларьках. Более крепкие напитки брать не стали.
— Сейчас стали покупать спиртное, чтобы снять стресс, — поясняет собеседник. — Стресс у многих: люди боятся чего-то. Хотя не понятно, чего. Сейчас здесь 20 постов патрульных дежурят. Цыгане, кстати, тоже боятся приезжать. Сидят по родственникам, звонят мне, плачут, — добавляет Алексей.
— Можно поговорить с теми, кто вам звонил?
— Не хотят они с журналистами общаться. Боятся. Все боятся. И наши, и цыгане.
— Цыганский барон утверждает, что они вернутся.
— Вряд ли. Власти не дураки, понимают: если цыгане вернутся, то возможно продолжение. Кстати, какой барон вам это говорит?
— Чемодановский барон Николай.
— Коля-красавчик, что ли, который с цепью ходит, в пиджачке? Так это не их барон. У наших нет барона. Месяц назад умер. А Коле нравится представляться бароном, он и представляется. Если бы у чемодановских был барон, то ситуация разрешилась бы за десять минут, как всегда и происходило. Цыгане своих сами наказывают. Как не стало у них барона, так начались разброд и шатания.
— Вы раньше общались с их бароном?
— Зачем?
— Может, просили какие-нибудь конфликты разрулить?
— Не было конфликтов. Мы с цыганами в гости друг к другу ходили. Я их сажал за стол, вперед и с песней. Какие конфликты?
— Почему же тогда убили парня и покалечили еще одного человека?
— Не знаю.
— Сколько всего цыган в Чемодановке живет?
— Сколько напишете, столько и живет. Кто их считал? У нас своих проблем полно.
«Пару дней подождите, и все уляжется»
Все эти дни мне продолжают писать цыгане. Вот что рассказывает сбежавший цыган из Лопаток: «Я бы хотел попросить у следствия, чтобы прекратились гонения на нас. Среди арестованных есть невиновные цыгане. Я знаю, что закрыли человека, который не участвовал в драке. Просто на него женщина показала, и один цыган свалил вину на него. Что же нам делать?
Сейчас я нахожусь с пятью детьми в другом городе, но мы здесь никому не нужны. В Лопатки я боюсь возвращаться — там ни одного цыгана нет. До меня доходят слухи, что дома наши обворовали — телевизор, мебель, холодильники вынесли. Говорят, что в той драке селян участвовало, их человек сто было, причем где-то семеро из них под алкоголем находились. Цыган было человек сорок. Среди наших много раненых. Только они испугались в больницу обращаться, сами лечатся. После 20 июня я со всеми цыганами связь потерял. Барон Николай со мной общается. Но он мало что знает».
Про последние новости в Чемодановке рассказал «МК» глава администрации Бессоновского района, к которому относятся Чемодановка и Лопатки, Вячеслав Демичев.
— Цыгане пока не вернулись в Чемодановку и Лопатки, — начал Вячеслав Евгеньевич.
— Цыгане пишут нам, что боятся возвращаться, потому что их арестуют.
— Они что угодно могут наговорить. Мне тоже звонят цыгане, которые прячутся в других населенных пунктах, жалуются на угрозы. Не стоит всем верить. Думаю, еще немного времени пройдет, и все само собой утихнет. Правоохранительные органы разберутся, дадут оценку действиям селян и цыган. Выяснят, кто все затеял и организовал.
— Уже ясно, кто выступил зачинщиком?
— Мы не суд, чтобы определять, кто начал. Тот самый человек, которого называют зачинщиком, теперь утверждает, что у него нет претензий к цыганам.
— Тот самый человек — известный на селе фермер?
— Я его хорошо знаю, у него тяжелое детство было. Но он выбился в люди. В выходные встречался с ним, снова спросил: кого из вас обидели цыгане? Он ответил: никого, а в чем дело? Встречался я и с цыганскими семьями из Чемодановки, они просятся домой. Я им порекомендовал день-другой подождать, пока все уляжется.
— Жители Чемодановки действительно недовольны соседством с цыганами?
— На приеме у прокурора большинство людей говорили: проблем с цыганами нет. И сейчас жители Чемодановки охраняют брошенные дома цыган. Кормят их скотину. Тут еще есть нюансы. В Чемодановке живут православные цыгане, в Лопатках — мусульмане. Я вот думаю: не провокация ли вся эта ситуация? Поэтому в деле нужно осторожно разбираться. Скоро из района уйдет полиция, вот и посмотрим, как будут развиваться взаимоотношения между цыганами и селянами.
— Вы боитесь новых столкновений?
— Вряд ли они возможны. Поэтому я и прошу подождать, не спешить с развитием событий. Дождемся решения следствия. Ведь получилось, что цыган арестовали, а наших — нет. Правоохранители должны дать оценку и нашим, и цыганам. Сейчас проводятся экспертизы. Кстати, интересно, что со стороны цыган пьяных не было, наркотиков в их крови тоже не нашли. А наши-то под градусом в дом к цыганам ворвались и учинили самосуд, после чего цыгане и вызвали подкрепление из Лопаток. Понятно, что цыгане — непростой народ. Но наши — еще сложнее.
Скорее всего, громкую историю постараются замять. Тем более что сами цыгане в разговоре с «МК» не скрывали: «Наверное, не стоит привлекать к ответственности селян, а то нам точно житья в Чемодановке не дадут. Или новый конфликт произойдет, куда более масштабный».
Ирина Боброва
По материалам: “Московский комсомолец”