Подробности междоусобной войны между Московской и Константинопольской патриархиями
Напрасно многие думают, что времена Крестовых походов канули в вечность. И что христиане теперь живут в мире и согласии, не помышляя о захвате чужого добра, чужих территорий и обретении непомерной власти над душами людскими.
Тем более, в подобного рода деяниях трудно себе представить адептов православной церкви. Которая никогда не участвовала в захватнических войнах. Даже во славу Христа. Православие всегда отличалось чрезвычайным человеколюбием, милосердием и не стяжательством. Православные иерархи никогда не совершали низменных, гадких поступков ради блеска злата или ради достижения призрачного земного господства.
Но, видимо, времена меняются. И в лоне православной церкви появились новоявленные пророки, готовые ради блеска презренного металла и призрачного мирового господства на самые низменные деяния.
Впрочем, не будем голословны. Наше время требует чрезвычайной точности и определенности.
Сегодня все мы с замиранием сердца наблюдаем за крестовым походом, организованным против Чешской православной церкви. И происходит это не во имя каких-то высочайших духовных идеалов, а исключительно ради получения весьма привлекательной денежной мзды, которую пообещало выплатить в виде реституции правительство Чешской Республики. Реституция не малая – почти 40 миллионов евро. И при мысли о завладении столь солидной денежной суммой у многих загорелись алчным светом глаза и до предела расширились зрачки. Но, в отличие от средневековых рыцарей, которые и не скрывали своих целей по захвату чужой собственности (конечно же, под предлогом борьбы за освобождение гроба Господнего), сегодняшние православные христианские иерархи все облекли в форму некой борьбы за «чистоту православия».
Только вот что-то тут явно не сходится. Слишком уж из всего этого торчат уши всякого рода проходимцев и мошенников. И даже (Господи, прости меня за подобное предположение) всяких извращенцев, которым к священным алтарям даже приближаться не положено.
Вот уже более полугода в Православной Церкви Чешских земель и Словакии идет борьба не на жизнь, а на смерть. Борьба не за чистоту веры Господней, а за власть и презренный металл. И ведут эту борьбу люди предельно порочные, готовые ради достижения своих личных корыстных целей на любую подлость: на ложь, предательство, вероотступничество. И еще Бог знает на что.
Цель одна: захватить власть и стать распорядителями тех самых миллионов евро, которые государство собралось выплатить церкви в виде реституции.
Конечно же, это отнюдь не рядовые члены православной общины Чехии и Словакии. Все они имеют высокие церковные саны: архимандриты, епископы, архиепископы. И, видимо, считают, что данные звания вполне способны заменить им честь и совесть.
Но, причем здесь крестовый поход против Чехии? – Спросите вы. Это, мол, дело сугубо внутреннее. Так сказать, семейное.
Ан, не тут-то было! Внутренние проблемы Чешской православной церкви в один момент стали поводом для внешней экспансии со стороны других ветвей мирового православия.
События в Чехии стали своего рода лакмусовой бумажкой, по которой очень легко рассмотреть истинные цели и задачи всех участников мирового православного сообщества.
Константинопольская патриархия, изначально активно приветствовавшая действия заговорщиков, на определенном этапе развития событий попыталась свою позицию поменять. Хотя еще в мае 2013 года Вселенский патриарх Варфоломей, прибывший на торжества в Моравию по случаю 1250-летия прихода туда Кирилла и Мефодия, весьма благосклонно относился к руководителям церковного заговора. И даже служил божественную литургию совместно с одним из главных раскольников и заговорщиков – архиепископом Юраем (Георгием Странским). Однако уже скоро святейшему Вселенскому патриарху доложили о тяжком пороке этого архиерея, фактически не совместимом вообще с его пребыванием в лоне матери-церкви. И представитель Константинопольской патриархии на собрании Пражской епархии об этом во всеуслышание заявил.
А что еще прикажете делать, если гомосексуалист пытается стать главой одной из европейских поместных православных церквей?
И это сразу же вызвало в стане заговорщиков смятение и ужас. Как же так? Они рассчитывали на полную и безусловную поддержку со стороны Константинополя. А получился полный облом.
Тогда заговорщики, в глазах которых с еще большим азартом засверкало золото реституции, почувствовав, что почва из-под ног уходит, делают запрещенный ход. Они обращаются к руководству Московской патриархии. Видимо, пообещав поделиться частью добычи. По-другому это расценить нельзя. Потому что представители РПЦ моментально реагируют на предложение, забыв поинтересоваться моральной подоплекой всех этих действий.
Видимо, представителям Московской патриархии совершенно безразлично, что один из заговорщиков – живущий во грехе монах. Да не просто монах – архимандрит. Причем, это не единственный его грех. Он к тому же балуется спиртным и наркотиками. Но, самое главное – давно уже является тайным адептом католического ордена Святого Лазаря. Им безразлично, что претендующий на высший церковный пост архиерей является геем. Им безразлично, что большая часть сподвижников этой «церковной когорты» – бывшие сотрудники спецслужб.
А, может быть, и не безразлично. Возможно, что именно на эти факторы и делает ставку главный внешнеполитический руководитель РПЦ – митрополит Иларион. Доказательством тому может служить тот факт, что Иларион специально прилетал в Прагу для того, чтобы повидаться с заговорщиками. И, так сказать, настроить их на боевой лад. Видимо, он им многое пообещал. Потому что после этой встречи они здорово приободрились и воспрянули духом.
Вот только незадача – предстоятель Чешской и Словацкой православной церкви архиепископ Симеон во время этого внезапного визита митрополита Илариона от встречи с ним отказался.
Да и с чего бы это вдруг ему надо было встречаться с представителем Московской патриархии, если та делает ставку не на истинно преданных делу православия иерархов, а на всякого рода мошенников и проходимцев?
Понимая, что главная проблема заключается именно в Священном Синоде, в котором волей судьбы большинство голосов оказалось у заговорщиков и раскольников, мудрый архиепископ Симеон напрямую обратился за помощью к Вселенскому патриарху Варфоломею. И сделал это в полном соответствии с нормами канонического права.
«Томос» (специальный Указ Священного Синода Вселенской православной церкви), даровавший автокефалию (независимость) Православной Церкви Чешских земель и Словакии в 1998 году, прямо предусматривает в случае необходимости возможность прямого участия Вселенского патриарха в решении спорных вопросов в чешской и словацкой православной церкви. Видимо, такой момент и впрямь наступил. И архиепископ Симеон попросил патриарха Варфоломея прислать для участия в заседании Священного Синода своей церкви сразу двух представителей Константинополя.
И его просьба была услышана. В Прагу прибыли Галицкий митрополит (он же – глава Экзархата Русской православной церкви в Западной Европе) Эммануэль и митрополит Венский (он же – глава Экзархата Русской православной церкви в средней Европе) Арсениос.
Прибыли для того, чтобы поддержать местоблюстителя митрополичьего престола в столь непростой ситуации. Ибо, на предстоящем заседании Священного Синода заговорщики уже вознамерились отстранить от власти и архиепископа Симеона. Потому что он не оправдал их надежд и не стал марионеткой в их руках.
9 декабря 2013 года войдет в историю чешского православия как день великой битвы. На поле брани в виде небольшой комнаты в резиденции предстоятеля чешской православной церкви на окраине Праги неожиданно встретились представители двух наиболее влиятельных ветвей современного православия.
Совершенно неожиданно для всех (хотел сказать «как черт из табакерки», но пока воздержусь)… как явление с того света в резиденции появился… глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион.
Что-то я не припомню в истории современного православия подобных случаев, чтобы на заседание Священного Синода автокефальной поместной церкви без приглашения со стороны предстоятеля этой церкви являлся уполномоченный член руководства другой церкви. И не просто являлся, а начинал активно участвовать в заседании этого Священного Синода, отстаивая позицию тех, кто данную поместную церковь упорно ведет к развалу и расколу.
Это уже напрямую похоже на открытые военные действия.
Не знаю, получал ли полномочия на данную «операцию» (по другому это никак и не назовешь) этот молодой церковный иерарх Московской патриархии непосредственно от главы РПЦ или действовал, так сказать, на свой страх и риск. Но я сразу представил себе, какой эффект произвел бы представитель Вселенского патриарха, появись он на заседании Священного Синода Московской патриархии. Думаю, что комментарии излишни.
Таким образом, 9 декабря 2013 года фактически начались открытые военные действия между Московской и Константинопольской патриархиями на территории суверенной Чешской Республики.
Не слишком ли большую ответственность взял на себя владыка Иларион? Кто и по какому праву дал ему полномочия напрямую вмешиваться в дела суверенного государства? Каких целей он хочет добиться своим столь беспардонным вмешательством?
У всех экспертов невольно возникает вопрос: а что дальше? Не означает ли подобного рода вмешательство Москвы в дела автокефальной чешской православной церкви начала крупномасштабного конфликта между основными ветвями всего православного мира? Кто и с какой целью готовит в Чехии «церковный майдан»?
На все эти вопросы пока ответов нет. Очевидно лишь одно: крестовый поход против суверенной Чехии начался. И уж слишком за всем этим просматривается блеск золота в виде пресловутых 40 миллионов евро.
Но это уже ни к православию, ни к христианству вообще не имеет никакого отношения. Это уже больше напоминает разборки мошенников.
Сергей КОМКОВ ,
директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях, вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор философских наук GrPhD, доктор права JUDr, член Союза писателей Москвы