Правда, деньги пришлось выбивать через суд
История шестилетней давности о найденном и затем исчезнувшем кладе, обнаруженном семьей Снегиревых из Курска в принадлежащем им доме дореволюционной постройки, кажется, завершилась счастливо. Ленинский суд Курска обязал Минфин выплатить им 50 процентов от стоимости находки. Впрочем, решение все еще может быть обжаловано.
Во время ремонта курский строитель Александр Снегирев вместе с супругой Галиной обнаружили стеклянную бутылку, в которой находились 260 золотых монет царской чеканки. Хозяин дома предполагает, что заначку под пол спрятала его мать, ныне покойная, а той монеты передала бабушка. Дому уже сто лет, хотя их семье он принадлежал не все время. Корреспондент «МК-Черноземье» доехал до Снегиревых и узнал, как все было, из первых уст.
— Там были червонцы, пятерки, но больше всего «пятнашек», и все золотые, — вспоминает Александр Снегирев. — Монеты 1900, 1911, 1890, 1899 и других годов. Моя бабушка, родившаяся в 1883 году, была известной в округе швеей и знахаркой, вполне могла что-то откладывать и затем передала дочери — моей матери. Но мать, видимо, не успела мне ничего рассказать. Я обнаружил клад случайно. Когда засыпал пол шлаком, начал ровнять граблями, бутылка и выскочила, вся замасленная. Это было в 2007 году. Потом мне было не до монет: у нас дом сгорел дотла вместе с детьми — одной было шесть месяцев, другим по семь и восемь лет…
В 2013 году, спустя шесть лет после трагедии, Александр вспомнил про находку и отнес несколько монет на рынок к скупщику золота, чтобы понять, настоящие они или нет, действительно ли имеют какую-то ценность. Это привлекло внимание сотрудников полиции.
— Я мог бы сказать, что купил те четыре монеты, а больше ничего нет, но я по-честному ответил, что у меня есть еще, отдал их все и получил акт о добровольной выдаче, — говорит курянин. — Мне пообещали, что если монеты не состоят в краже и на них нет крови, то через десять дней их вернут. Прошло 10, 20, 30 дней — ничего. Я поехал к ним. Сказали: надо теперь провести экспертизу. Хорошо. Я ведь сам в нумизматике не смыслю.
Но ни монет, ни компенсации Снегиревы так и не смогли получить. В итоге, уже после прохождения окончательной экспертизы в Брянске, на пути из комнаты вещественных доказательств в Гохран России монеты загадочным образом исчезли. Вместо них неизвестный похититель подложил… канцелярский степлер и три гаечных ключа. По факту кражи было заведено уголовное дело, но в итоге приостановлено.
Компенсацию за свою находку Снегиревы потребовали через суд. Теперь Минфин должен выплатить курянам 2,2 миллиона рублей.
— Вы спрашиваете, куда потрачу средства… — задумался Снегирев. — У меня четыре ребенка и шесть внуков: одеться, обуться, может, ремонт квартиры сделать или машину купить для них. Мне-то самому уже ничего не надо.
Алексей Пищулин
По материалам: “Московский комсомолец”