Экс-сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, отбывающий срок за соучастие в убийстве Анны Политковской, является ценным свидетелем по другому делу
В ходе апелляционных слушаний об УДО Дмитрия Павлюченкова, который отбывает срок за соучастие в убийстве журналиста Анны Политковской, выяснилось, что экс-сотрудник ГУ МВД по Москве взят под охрану как ценный свидетель по другому расследованию — о расстреле главреда русской версии Forbes Пола Хлебникова.
Про «дело Хлебникова» уже не слышно много лет, СКР не сообщает ничего о его статусе даже фигурантам расследования. Вновь вспомнить о судьбе этих материалов заставила ситуация с Дмитрием Павлюченковым, который попросил Московский суд города Рязани об условно-досрочном освобождении. Сначала никто не возражал против ходатайства, но вскоре прокуратура и ФСИН поменяли решение и стали выступать категорически против выхода Дмитрия из колонии. Суд встал на сторону силовиков и отказал в УДО, воспользовавшись «вдруг» появившимися у заключенного взысканиями. Например, за то, что он не носил специальную бирку. Адвокаты обжаловали это решение в вышестоящей инстанции. Однако на днях получили отказ в удовлетворении жалобы.
В ходе слушаний встал вопрос о статусе Павлюченкова по «делу Хлебникова». Его адвокат Карен Нерсисян настаивал, что доверитель находится под госзащитой, поэтому к нему не могут применяться общие «мерки» для всех заключенных. В том числе речь идет и о бирке, благодаря которой его можно сразу идентифицировать. Суд в свою очередь хотел подтверждения того, что Павлюченков взят под госзащиту.
Тут-то и вспомнили о «деле Хлебникова». Оказалось, что оно сейчас находится в производстве следователя СКР Солонкина. Кстати, он же расследует дело об убийстве в драке экс-бойца спецназа ГРУ Никиты Белянкина. Однако сообщать напрямую защитнику статус Павлюченкова следователь не стал, уведомив, что всю нужную информацию он отправил в прокуратуру Рязанской области. И только в апелляционной инстанции в деле нашлась справка СКР, из которой следует, что Павлюченков официально находится под госзащитой с 2013 года. Но что происходит с самим «делом Хлебникова» абсолютно не ясно. СКР почему-то уже длительное время не предоставляет данную информацию не только журналистам, но и фигурантам дела.
Что, собственно, и не удивительно: 9 июля 2019 года исполнилось ровно 15 лет со дня гибели Пола Хлебникова. Это предельный срок давности привлечения к ответственности лиц, которые не находятся в розыске. Всего, как изначально подозревало следствие, в расправе принимали участие как минимум шесть человек: Казбек и Магомед Дукузовы, Муса Вахаев, Магомед Эдильсултанов, Марат Валеев и Хож-Ахмед Нухаев (предполагаемый организатор). Раскрыть убийство, казалось бы, удалось быстро. В конце 2004 года в Минске был задержан Казбек Дукузов, тогда же в столице схватили Вахаева. Все остальные фигуранты расследования — Нухаев, Магомед Дукузов, Эдильсултанов, Валеев — были объявлены в международный розыск. В мае 2006 года коллегия присяжных Мосгорсуда оправдала арестованных за громкое преступление, Генпрокуратура сумела добиться отмены такого решения в Верховном суде. Однако Казбек Дукузов уже пустился в бега. Долгое время по данному делу никаких новостей не было.
В начале 2009 года оперативники узнали, что по паспорту Марата Валеева в Москве на самом деле проживал другой человек — уроженец Чечни Турпал Хасаев. Он был задержан в результате спецоперации. Хасаева-Валеева схватили в тот момент, когда он пытался пересечь границу России с Абхазией. Его сразу доставили в Москву, где следователи предъявили уроженцу Чечни обвинения по ст. 30 и ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ст. 210 (организация преступного сообщества), 163 (вымогательство), ст. 222 (незаконное хранение оружия). Сначала Валеева-Хасаева держали в СИЗО «Лефортово», потом перевели в «Матросскую тишину». А затем неожиданно с него были сняты все обвинения, он был освобожден из-под стражи.
Похоже развивались события и вокруг Магомеда Эдильсултанова. В уголовном деле фигурировали материалы, будто он следил за будущими жертвами, его телефон использовался неподалеку от места совершения преступлений (СКР считает, что эта же группа в июне 2004 года расстреляла в Москве экс-вице-премьера Чечни Яна Сергунина). В 2010 году Эдильсултанов был задержан, но после длительного допроса его отпустили на свободу. Позже с него были сняты все обвинения.
Постановления о прекращении уголовного преследования Хасаева-Валеева и Эдильсултанова неоднократно отменяла Генпрокуратура, но в СКР настаивали на своем. В результате от обвинений все же отказались.
Муса Вахаев, по данным «Росбалта», после отмены оправдательного приговора спокойно проживает в Москве, ни от кого не скрываясь. Для него эта эпопея в июле навсегда должна была закончиться.
Что касается Казбека Дукузова, то в 2015 году оперативники узнали, что он под чужой фамилией проживал в ОАЭ, где еще в 2011 году был арестован за организацию разбойного нападения на двух бизнесменов, у которых отобрали $5,8 млн. Он был приговорен к десяти годам тюрьмы. В начале 2015 года из России в ОАЭ поступил запрос об экстрадиции человека, отбывающего срок в одной из тюрем ОАЭ, который, как были уверены в СК РФ, является Казбеком Дукузовым. Когда в конце 2015 года Генпрокуратура РФ поинтересовалась у Эмиратов судьбой этого запроса, то с удивлением узнали, что интересующий их человек еще летом 2015 был выпущен на свободу в рамках амнистии, объявленной правителем Дубая шейхом Мохаммедом бен Рашид Аль Мактумом в честь начала священного для мусульман месяца Рамадан. После этого Дукузов покинул Эмираты.
Дальнейшее его местопребывание тоже не стало секретом. Дукузов объявился в Чечне, куда прибыл на частном самолете. Для его точной идентификации в республике даже была проведена небольшая спецоперация: стакан из ресторана, где только что пообедал подозреваемый, был изъят и направлен на экспертизу в Москву. Результат исследования ДНК показал, что человеком, появившимся в Чечне, является Казбек Дукузов. Однако вопрос о его задержании почему-то не поднимался. По данным «Росбалта», Дукузов до сих пор спокойно проживает в Чечне и не особо прячется.
Александр Горячев
По материалам: “Росбалт”